RSS | PDA | Архив   Пятница 26 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Тайна памятника с Ханского кладбища

17.04.2008 13:48

Всякий входящий в Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник первым делом видит памятник с письменами на арабской графике, установленный на лестничной площадке напротив входной двери. С этой «мусульманской» стелы и открывается экспозиция.

Братья бин Гаввас-Бакий

«Могильная плита с Ханского кладбища близ г. Тобольска», - сообщает надпись на табличке.

Разные приходят мысли, когда прикасаешься к необычному экспонату. Памятник в 1912 году привез в музей археолог, исследователь Сибири Василий Пигнатти, работавший в ту пору консерватором Тобольского музея.

- Интересно, спрашивал ли археолог разрешения и у кого, чтобы сорвать с места надмогильную плиту?! - думается мне.  – Ведь за такое дело сегодня можно «загреметь» на тюремные нары. Где проходит грань между вандализмом и научными изысканиями?

Но если не доставил бы девяносто шесть лет назад Пигнатти плиту в музей, памятник наверняка бы унесли воды Иртыша. Ханское кладбище на узком и длинном мысу недалеко от Искера, столицы Сибирского Юрта, обваливалось по обе стороны еще при Пигнатти. Некрополей сановных особ Кучумова ханства археолог не обнаружил на старинном погосте, из чего сделал вывод, что они осыпались по краям мыса.

«Никаких следов древних могил на нем нельзя распознать, так как ныне на этом кладбище и по подгорью хоронят татар окрестных юрт – главным образом, Соусканских – и все кладбище испещрено новыми оградками и свежими насыпями могил», - писал Пигнатти в своем исследовании «Искер (Кучумово городище)».

Среди свежих холмиков и обнаружил он «стоящую одиноко в подгорье каменную плиту – памятник» двухаршинной высоты, имеющую овальный верх с высеченными «письмена ровными и точными строками».

В 1915 году профессор Казанского университета, тюрколог, хакас по национальности Николай Катанов по просьбе Пигнатти перевел текст, из которого следовало, что под плитой покоились два человека - братья Мирза-Бакий и Мухаммад-Мурад, сыновья Гаввас-Бакия. Причем первый из братьев был похоронен за двадцать семь лет до смерти второго.

Вот как выглядит перевод:

1.Он (Бог) вечен и бессмертен, (тогда как) все умрет.

2.Сказал пророк – мир ему! – «сия жизнь – один час, а потому употребим ее на добрыя дела!»

3.Место упокоения в тысяча восемьдесят четвертом году сделалось

4. Для Мирзы-Бакия, сына Гаввас-Бакия, (который) из страны бренности в страну вечности

5.Переселился. Надежда-та, что мусульмане добрыми молитвами

6.будут вспоминать. Боже мой, прости грехи ему и родителям его полностью!

7.В тысяча сто двенадцатом году было (то, что) Мухаммад-Мурад, сын

8.Гаввас-Бакия переселился из страны бренности в страну вечности.

Согласно тексту, первый брат ушел из жизни в 1673 г. по григорианскому календарю, второй - в 1700 г. По словам старшего научного сотрудника музея Зайтуны Тычинских, несколько лет назад казанский ученый И.Мустакимов обнаружил имя мастера, вырезанное на боковой части памятника. По его мнению, надпись на памятнике сделана рукой известного казанского мастера-резчика по камню второй половины 18 века Бикмохаммада Ашман улы. Но даже если эта версия верна, Ашман улы не является автором всего текста. Как видно на фотографии, первые шесть строк, информирующие о Мирза-Бакие, сделаны одним почерком, последние две строки о Мухаммад-Мураде – другим. По всей вероятности, над камнем работали два мастера.

Попытка определить личность отца двух братьев-сыновей Гаввас-Бакия привела к интересным результатам.

Сабанак сын Авазбакия

В начале 18 века головой служилых и «захребетных» татар Тобольска был мурза Авазбакий Кульмаметов. В те годы писали, как слышали, поэтому «Гаввас-Бакий» вполне мог превратиться в документах в «Авазбакия». Имя этого человека носит ныне село Авазбакиево в Ялуторовском районе Тюменской области. В архивах нет сведений о том, что у головы служилых татар Авазбакия были сыновья Мирза-Бакий и Мухаммад-Мурад. Возможно, они умерли в юном возрасте и не попали в исторические документы, и вероятно, смертью в детском возрасте объясняется парное захоронение, поскольку семейные склепы не традиционны для мусульман Сибири.

История сохранила имя другого сына Авазбакия – по имени Сабанак. Ахун Тобольска Сабанак Кульмаметов в 20-30 годы 18 века активно противостоял крестителю Филофею Лещинскому и даже велел хантам-мусульманам застрелить архиерея, когда тот ехал с миссией к ним. Пуля прошила насквозь рясу Лещинского у юрт Бурейковских. Об этом было доложено в Синод.

«На основании этого донесения Св. Синод постановил взять начального татарина из Тобольска. Но Сабанак был такая persona grata в Тобольске, такое имел покровительство со стороны тамошних светских властей, что для него указы Св. Синода ровно ничего не значили, он продолжал делать самые возмутительные вещи, и все ему проходило безнаказанно», - писал Петр Буцинский.

Имя ахуна носит село Сабанаки в Тобольском районе. В архивах сохранилась грамота Екатерины Второй от 25 апреля 1787 года, которым род Кульмаметовых возведен в дворянство, а Сабанак назван головой «Тобольского иррегулярного легкого казачьего войска и ясачных магометан». Поэтому надо полагать, что Сабанак в период крещения Филофеем Лещинским остяков и вогул был молод, этим вероятно и объясняется его приказ застрелить архиерея.

Ходжа Шукур сын Гавваса

До Сабанака в Тобольске ахуном был человек по имени Ходжа Шукур бин Гаввас. Если учитывать, что зачастую должность ахуна передавалась по наследству, либо внутри одного рода, можно предположить, что Сабанак и Ходжа Шукур - родные братья тех, кому посвящены строки на плите из Ханского кладбища. Ничего удивительного в этом нет, в старину семьи были многодетны. Голова Тобольских служилых татар Авазбакий (Гаввас-Бакий) Кульмаметов мог иметь больше одной жены, а значит и несколько сыновей.

Ходжа Шукур бин Гаввас является автором поэмы нравственно-назидательного характера "Насихатнамэ" (1703 г.). В произведении, включающем около одной тысячи баитов, автор именует себя Амдами. По мнению тюменского историка, профессора Александра Яркова, «Насыйхатнамэ» является переложением поэмы персидского поэта Гаддара.

Любопытно, что в Тобольске за сто лет до этого ахуном был человек по имени Ходжа Шукур. По словам Зайтуны Тычинских, у знатных татар существовала традиция называть детей именами дедов, поэтому автор «Насихатнамэ» вполне может быть внуком прежнего ахуна Тобольска, принявшим должность по наследству.

С именем старшего Ходжа Шукура связана интересная история, записанная тюркологом Катановым. Согласно преданию, однажды к ахуну Тобольска Ходжа Шукуру приехал из Тары шейх Дин Али Ходжа. Этот человек рассказал, что хочет восстановить свой родословный лист «сачара», который был утерян в период атамана Ермака. Бумаги во время суматохи и неразберихи утонули в Иртыше. Дин Али задумал ехать в Ургенч, дабы восстановить родословный лист для потомков, но сначала он решил посоветоваться с Ходжа Шукуром. Ахун Тобольска стал отговаривать шейха от поездки.

- "Ехать Вам - путь дальний и теперь опасный; ехать Вам очень трудно будет, если доедете  благополучно, то трудно будет возвращаться. Ехать Вам нет никакой надобности и Вы человек нам хорошо известный. Весь народ знает, что Бухарский хан Абдулла прислал хан-сеида из Ургенча  к Искерскому хану Кучуму для обучения сибирского народа исламу. По свидетельству народа и по словам прибывшего вместе с Вами (из Бухары при Кучуме. – Авт.) Шербети-шейха мы напишем Вам здесь родословный лист", - ответил ему Ходжа Шукур (текст цитируется по Н.Катанову).

Над восстановлением «сачары» Дин Али Ходжи работали около сорока старейшин.

По кочевой традиции

По данным Зайтуны Аптрашитовны, Кульмаметовы известны в Сибири с 17 века. Род ведет свое начало от князя Бегиша, одного из высших чинов военной элиты Кучумова ханства, упоминаемого в сибирских летописях. Казанский историк Дамир Исхаков считает, что князь Бегиш являлся беклярбеком Сибирского ханства. Ныне его вотчина – село Бегишево – находится в Вагайском районе Тюменской области. Здесь вероятно была зимовка князя, поскольку военно-служилая верхушка Сибирского юрта, пришедшая с Кучумом с «Казачьи орды», вела кочевой и полукочевой образ жизни.

Долгое время после падения ханства царские воеводы сохраняли прежнюю систему управления Сибирью, сложившуюся при Кучуме, поэтому неслучайно потомки Бегиша были наделены огромной властью, и светской и духовной, над «магометанским» населением, а одному из них даже  сошло с рук покушение на архиерея, между прочим, направленного самим Петром Первым для крещения северных народов.

Надмогильные плиты нетрадиционны для Сибири, здесь распространены срубные захоронения. Но аналогичные стелы часто встречаются в степях Казахстан и Башкирии, где население перешло на оседлость гораздо позже сибирских тюрков. Практика установки могильных плит, по мнению Зайтуны Тычинских, была присуща определенной страте в Сибири, которая сохраняла элементы традиций военно-кочевой тюркской культуры вплоть до 18 века.

Какую тайну хранит в себе плита с Ханского кладбища? Попробуем пофантазировать.

Год 1673 (1087 по хиджре). У мурзы Авазбакия (Гаввас-Бакия) Кульмаметова умирает любимый сын, первенец, юноша Мирза-Бакий. Безутешный в своем горе отец не находит себе места.

«Я похороню мальчика на Ханском кладбище», - говорит он родным, и везет тело сына в сопровождении похоронной процессии на узкий, длинный мыс у Иртыша, где покоятся высшие чины Сибирского ханства.

За два-три поколения кочевая традиция не могла исчезнуть бесследно. Верный обычаям мурза устанавливает на могиле сына каменное надгробие, как делали его предки. Идут годы, рождаются дети, в том числе, отчаянный Сабанак. В 1700 году у головы Тобольских татар появляется еще один сын – Мухаммед-Мурад. Но недолго ему Свыше отпущено лет. Мальчик умирает по болезни, не начав ходить. Родные везут тело ребенка на Ханское кладбище и хоронят рядом с братом. Если приглядеться к фото, кажется, что последние две строки нанесены на старую надпись. Текст мог появиться позже. Как известно, Авазбакий Кульмаметов был не только головой тобольских татар, но и «захребетных», как называли тюрков, переселявшихся в Сибирь из-за Уральского хребта. Через этих людей и мог вызвать пожилой отец известного мастера-резчика второй половины 18 века Бикмохаммада Ашман улы из Поволжья.

Короткая жизнь двух братьев с подачи их отца оказалась компенсирована долгой памятью о них. Ведь наверняка памятник Мирзе-Бакию и Мухамад-Мураду будет находиться в государственном историко-архитектурном музее-заповеднике Тобольска до тех пор, пока существует музей.

Ибрагим БЕКДАИР, фото автора

17.04.2008

Ссылки по теме:

Потомки шейха Бахтияра хорошо помнят предания старины глубокой

19-03-08 В Тобольском Заболотье заметно активизировалось мусульманская жизнь

10-03-08 В Тобольске разрабатывается туристический маршрут «Татары Сибири. История и современность»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/2514/">ISLAMRF.RU: Тайна памятника с Ханского кладбища</a>