RSS | PDA | Архив   Среда 24 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Российские мусульмане объединяются: съезд 1923 года

06.08.2008 15:24

  Сегодня мы много говорим о реальных трудностях, стоящих на путях единства российской уммы. Но это скорее свидетельствует о весьма комфортных условиях, в которых находятся сегодняшние муфтии. В дни репрессий со стороны властей они гораздо больше были ориентированы на взаимное сотрудничество.

 

Границы тех дней

Классическим примером здесь является II Всероссийский съезд улемов и мутаваллиев (глава мутаваллията. т.е. приходского Совета), прошедший 10—18 июня 1923 года в Уфе при Центральном Духовном управлении мусульман России (ЦДУМ). Прибыли представители Кокандского Духовного собрания (председатель Саид Ногман Саид Магсум), Ташкентский муфтий Мухаммед Ходжа, крымский муфтий Ибрагим Тараби. Здесь нужно представлять реалии тех дней. За полгода до съезда, 30 декабря 1922 года, был создан СССР. Тогда почти все мусульманские республики входили в состав Российской Федерации. Только Азербайджан был частью Закавказской Федера-ции, а народные республики Бухары и Хивы были дружественными СССР режимами, управлявшимися однако на основе норм шариатского права. Крым же (тогда Крымская Республика) до 1954 года входил в состав РСФСР. В 1917—1918 гг. как сторонники Учредительного Собрания в лице лидеров Идель-Урал Штата, так и просоветские деятели Татаро-Башкирской Республики считали, что центрами единой мусульманской автономии региона должны были стать Казань, Уфа и Оренбург. В 1920 году Казань и Оренбург стали центрами соответственно автономных Татарстана и Казахстана при столице Башкирии в Стерлитамаке. В 1922 году без проведения обещанного большевиками голосования о территориальной принадлежности почти вся Уфимская губерния передается Башкортостану, а Уфа становится его столицей. ЦДУМ сохранило религиозное единство казахов, татар и части башкир. Муфтий ЦДУМ Риза Фахретдин тактично указал себя башкиром. Однако бывшие сторонники первого лидера Башкирской автономии Заки Валиди сохранили Башкирское Духовное Управление (БДУ), переехавшее в Уфу и крайне негативно настроенное к ЦДУМ. Целью лидеров единого российского муфтията было максимальное объединение всех советских мусульман.

Куда идти?

1920-е гг., эпоха НЭПа были временем лицемерия. Не случайно у Зощенко и Ильфа и Петрова герои этой эпохи напропалую пьют и веселятся. Они чувствуют нестабильность своего благополучия и заглушают тревожные мысли традиционным разгульем и застольем. Экономический пресс государства немного отпустили, зато запретили все оппозиционные партии и издания, посадили или выслали всех важнейших инакомыслящих. В мае 1923 года был впервые арестован Мирсаид Султан-Галиев, своеобразный представитель мусульманских коммунистов при центральных органах власти и еще недавно ближний человек партийного генсека Иосифа Сталина. Но с не вмешивающимися в политику мусульманами центральная власть стремилась пока не конфликтовать, поскольку у нее не было выбора. Национал-коммунисты стремились создать единую Тюркскую Республику хотя и в составе СССР, а противники режима прямо вели вооруженную борьбу в Туркестане и на Северном Кавказе. А сил и средств на вторую гражданскую войну у режима просто не было.

Непьющие и работающие мусульмане сыграли большую роль в восстановлении экономики Волго-Уральского региона после гражданской войны и 1921 года. С возрождением нормальной жизни мусульмане активизируют деятельность своих институтов. Из-за кризиса с финансированием образования светские школы закрываются, и возрождаются мектебе, полуподпольно работают медресе, открываются новые мечети. В 1922 году принимается решение центральных властей о закрытии религиозных школ. Тогда же Галимджан Ибрагимов создает свои первые атеистические пасквили. Но мусульманское гражданское общество живо и сопротивляется. В Казани собрание представителей 18 приходов в начале 1923 года обратилось к наркому просвещения РСФСР Анатолию Луначарскому с просьбой о разрешении преподавания вероучения в мектебе и медресе; о передаче ведения актов гражданского состояния мухтасибским (районным) муллам; о прекращении антирелигиозной пропаганды. ЦДУМ в письме во ВЦИК (высший тогда орган власти) в марте 1923 года просит «разрешить детям школьного возраста моложе 18 лет обучаться в мектебе, мечетях и общегражданских школьных зданиях во внеурочное время мусульманской религии».

Власти в Казани понимают, что народ твердо хранит устои религии Ислама. Начальник Главмилиции, будущий премьер Татарстана Хаджи Габидуллин отметил: «Вопрос о проведении шариатских законов является постоянным вопросом, и долго еще мы будем проводить время в обсуждении этого вопроса». Развернувшаяся борьба с религией принесла лишь плачевные результаты. Так закрытие мусульманских школ в Арском кантоне и замена их советскими привела к тому, что «отсутствие опытных учителей и учебников наносят ущерб делу». На совещании членов Татарского обкома и Областной контрольной комиссии РКП (б) 19—21 июля 1923 года, отмечалось, что, «когда во время татарского религиозного праздника во главе с Исполкомом и Канткомом во время молитвы “такбир” играли “анти-такбир” такие действия против религии конечно кроме вреда ничего не принесут».

Съезд

Уполномоченный ЦДУМ в Москве Кашшаф Тарджемани в апреле 1923 года представил властям программу съезда:

1) отчет Духовного Управления за период с 1920 года по настоящее время:

а) отчет Управления по текущей деятельности;

б) отчет Управления о деятельности по оказанию помощи голодающим;

в) отчет Управления о духовных делах и нуждах;

2) доклады с мест;

3) определение форм Духовных организаций мусульман внутренней России и Сибири и пересмотр существующего Устава;

4) утверждение приходно-расходной сметы;

5) о подготовке священнослужителей (мулл и муэдзинов);

6) о роли мусульманского духовенства и приходов в деле борьбы с последствиями голода;

7) о передаче Священного Корана Османа туркестанским мусульманам по требованию Туркестанской Республики;

8) об отношении мусульман к новому халифу революционной Турции как к духовному главе мусульман всего мира;

9) избрание Духовного управления, муфтия, казыев и других ответственных лиц.

Уполномоченные на съезд избираются на районном съезде уполномоченных, где присутствуют по два представителя от каждого прихода.

С 10 по 18 июня 1923 года в Уфе проходил Всероссийский съезд мусульманского духовенства, на котором присутствовало 285 делегатов.
13 июня к съезду присоединились 43 представителя съезда башкирского духовенства. В конце съезда были сформированы органы ЦДУМ. Муфтием был избран Риза Фахретдин.

Совет улемов

Отчет гласит: на прошедшем Всероссийском съезде улемов и мутаваллиев был создан орган из 10 человек под названием Голямалар Шурасы (по-русски его называли Совет ученых). В него вошли Джигангир Абзгильдин, Габдеррахман Гомери, Шегер Шараф, Габдуррахман Расули, Тагир Ильяси, Хаджат аль-Хаким Махмудов, Салихджан Урманов, Сабир Хасани, Кираматулла Айдаров, Хасан-Гата Габяши.

Можно обратить внимание на основные аспекты деятельности Голямалар Шурасы:

1. Анализ и обсуждение проблем, современности и выработка методов их решения. Тем самым, речь шла о подготовке и вынесении фетв, связанных с текущими изменениями в жизни государства и общества.

2. Создание программ для профессионального религиозного образования в виде медресе и курсов.

3. Поддержание основ религиозного воспитания и образования в семье в противовес атеистической советской школе, пионерии и комсомолу.

4. Унификация вопроса о начале месяцев, то есть о проведении поста и религиозных праздников.

5. Создание современной учебной литературы по фикху (праву), акыде (догматике) и основам Ислама, каламу (теологии). Планировалось восстановить всеуровневое религиозное образование в виде, соответствующем потребностям времени.

6. Обучение методике подготовки хутб и вагазов, связанных с актуальной проблематикой.

7. Отправка решений заседания и его протоколов через мухтасибов в махалли (приходы). Тем самым обеспечивалась прямая и обратная связь между приходами и Голямалар Шурасы.

Итак, единство возможно, нужно только работать во имя него…

Айдар ХАБУТДИНОВ,

доктор исторических наук

Материалы опубликованы в еженедельной всероссийской газете российских мусульман
«Медина аль-Ислам», № 26 (75), июль 2008, стр. 12.

02.07.2008

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/3653/">ISLAMRF.RU: Российские мусульмане объединяются: съезд 1923 года</a>