RSS | PDA | Архив   Пятница 26 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Мусульмане опередили Европейцев в открытии и освоении Америки

07.08.2008 15:17

  Для многих очевидно, что мусульмане впервые прибыли в Латинскую Америку из Испании и Португалии после открытия континента Христофором Колумбом в 1492 году. Мусульманские средневековые тексты, а также написанные на их основе последние исследования европейских и американских ученых доказывают, что это произошло значительно раньше.

 

Если говорить о мусульманских документах и сочинениях, прежде всего, стоит упомянуть выдающегося арабского историка и географа Абаль-Хассана Али ибн аль-Хуссейна Аль-Масуди (871 – 957 гг.) и его книгу «Золотые луга и каменоломни самоцветов» (Мурудж Аз-Захаб уа Маадин аль-Джаухар), написанную в период правления Кордовского халифа Абдуллаха ибн Мухаммада (888 – 912 гг.). В данной работе говорится о том, что мусульманский мореплаватель Хашхаш ибн Сайед ибн Асвад из Кордовы отплыл из Делбы (современный Палос) в 889 году нашей эры, пересек Атлантику, достиг неизвестной территории (Ард Маджхула) и вернулся со сказочными сокровищами. На карте мира Аль-Масуди обозначена обширная территория, окруженная «океаном темноты и мглы» (Атлантическим), которую он обозначил как неизвестную.

Мусульманский историк Абу Бакр ибн Умар Аль-Гутийа также повествовал о том, что в правление уже другого Кордовского Халифа – Хишама Третьего (976 – 1009 гг.) еще один мореплаватель – мусульманин Ибн Фарук из Гранады отплыл из порта Кадеш (Kadesh) в феврале 999 года в Атлантику, высадился в Гандо (Канарские острова), встретился королем Гуанарига, а затем – вновь отплыл на запад. Там он открыл два острова - Капрариа и Плуитана. В мае 999 года Ибн Фарук вернулся в Испанию.

В нашу эпоху появилось множество работ, отстаивающих «доколумбовскую» предысторию Ислама на Американском континенте, написанных не только мусульманами, как например, Клайд Ахмад Винтерс, но и немусульманскими исследователями.

Новозеландский археолог и лингвист Барри Фелл в работе «Американская Сага» (Saga America) (1980 г.) акцентирует внимание на доказательствах мусульманского присутствия на континенте как в колониальную, так и в доколониальную эпоху. В добавление к обозначению некоторых культурных параллелей между жителями Западной Африки и индейскими племенами, Фелл доказывает, что, например, индейцы Пима - племени, обитающего на юге современного штата Аризона и в Мексике, имеют в лексиконе слова арабского происхождения. Присутствие таких слов в языке Пима дополняют и наскальные надписи (петроглифы). Одна из подобных надписей в Калифорнии, по мнению Фелла – на арабском языке, и гласит – Иса бин Марьям – Иисус, сын Марии – словосочетание, многократно встречающееся в сурах Священного Корана. Фелл убежден, что данная надпись датируется не одной сотней лет раньше открытия Колумбом Америки.

Также Фелл находит арабские корни в словах, обозначающих по преимуществу навигационные, астрономические, метеорологические, медицинские и анатомические термины. Наличие подобных слов снова иллюстрирует тесные культурные связи между американскими индейцами и арабо-говорящими представителями Исламского мира. Трудно допустить мысль о простом совпадении «индейских» терминов с арабскими, так как не стоит забывать, что именно в упомянутых областях знаний арабо-мусульманская цивилизация достигла, возможно, наибольших успехов, о чем свидетельствует и огромное число заимствований из арабского в тех же европейских языках при обозначении специальных терминов медицины, астрономии и т. д. Даже проведя простую аналогию с Европой, мы вынуждены признать наличие контактов «древних американцев» с мусульманами. Таким образом, утверждение о том, что мусульмане (скорее всего – Испанские или Североафриканские) достигли Америки задолго до европейцев, получает дополнительное подтверждение.

В то же время, немецкий историк искусства и коллекционер Александр фон Визенау считает, что древняя Америка была населена людьми смешанных рас из Азии, Африки и Европы, что подтверждают многочисленные исследованные им предметы материальной культуры или артефакты. Мусульмане, по мнению ученого, также выделялись среди остальных многочисленных культур. В своей классической работе «Неожиданные лики Древней Америки» (Unexpected faces in Ancient America) (1975 г.) фон Визенау обозначил группу покрытых голов, найденных в Мексике как «Мавританского вида». Эти головы датируются 300 – 900 гг. н. э., а по другим данным – 900 – 1500 гг.

Так же свидетельством мусульманского влияния на континенте может служить присутствие у индейцев Навахо «наджа» - символа в виде полумесяца. Подобные изображения были найдены на ювелирных украшениях. Вне сомнения, возможно, что это – местный, автохтонный символ, однако ученые Смитсонского института города Вашингтона считают его «из мусульманской Северной Африки распространившимся в Испанию, затем – в Мексику, затем – перешедшим к Навахо».

Казалось бы – в данной цитате ничего не отходит от официальной «послеколумбовской» версии прибытия мусульман в Латинскую Америку. Однако специалисты института идут в своих выводах дальше – по их мнению – если данный символ был принесен католическими испанцами, то логичнее было бы предположить, что на его месте должен был быть центральный христианский символ – распятие. Обычно именно оно прежде всего распространялось завоевателями на покоренных территориях, обозначая основной мотив завоевания – воздаяние некрещеным аборигенам. Если полумесяц и был принесен из Испании, то, по мнению ученых, скорее всего – маврами в более раннее время, в крайнем случае – морисками (мавры, которым было позволено остаться на католических территориях) уже при испанцах.

Еще один исследователь, сделавший ошеломляющие выводы по данной проблематике - Иван ван Сертима, работа которого «Они пришли до Колумба» (They came before Columbus) освещает древние и средневековые контакты африканцев с Американским континентом. Другая работа ван Сертимы – «Африканское присутствие в ранней Америке» (African Presence in Early America) дает дополнительную информацию об африканском наследстве в Америке. Обе вышеназванные работы подтверждают наличие африканских мусульманских поселений на континенте до его открытия испанцами.

Ван Сертима исследует китайские документы 12 и 13 века, в которых говорится о том, что территория, посещаемая «арабами» - мусульманскими торговцами простиралась далеко за Атлантическим побережьем Западной Африки. Подтверждает это мнение в своей работе «Арабская мысль и ее место в западной истории» (Arabic Thought and it's Place in Western History) и британский востоковед Дэласи О’Лири, говоря о том, что территория «Западного Магриба» тянулась «через Атлантику» в течение доколумбовской эпохи. Вопрос в том – как далеко представляет себе эту протяженность О’Лири…

Среди других доказательств, приводимых ван Сертимой для подкрепления своего тезиса о присутствии Африканских мусульман в Америке до Колумба, приводится и звучание прозвищ индейцев. Ссылаясь на французских лингвистов, ван Сертима утверждает, что, например, «гес», «заморас», «Мурабитин» и Мурабиос – слова, явно свидетельствующие о связи континентов.

Историк и публицист Хосе В. Пимиента-Вей особенно обращает внимание на такие слова, как «Мурабитин» и «Мурабиос», которые он считает производными от «Мурабут» - «святой». Так назывались члены военизированного суфийского ордена, защищавшего границы мусульманских государств Северной Африки, и не раз становившихся препятствием европейскому вторжению. (В последний раз таким препятствием стали сенуситы – орден, являвшийся во многом преемником Мурабутов, во время Итальянской агрессии в Ливии.)

Вне сомнения – присутствие подобных производных – доказательство не столько даже чисто африканского, сколько чисто «мусульманского следа».

В добавление к этому можно сказать, что в Панаме и Колумбии во время конкисты (испанского завоевания) были правители, которых испанцы идентифицировали как имеющими «полностью мавританские или библейские» имена, такие как «Добайда» и «Абен-Амечи». Впервые в западной науке это было замечено французским ученым Брассуром де Бордогом.

Еще более интересные факты раскрывает в своем эссе «Африканское присутствие в ранней Америке» (African Presence in Early America) П. В. Рамос, который утверждает, что Христофор Колумб сам определял жителей Карибского бассейна как «магометан». Также Рамос говорит о том, что ограничения рациона питания жителей Карибских островов были схожи с теми, с теми, которые наблюдаются у мусульманских народов, что и являлось одной из причин определения Колумба.

Вообще, ряд фактов о «первооткрывателе» Америки также наталкивают исследователя на мысль о связях американского континента с арабо-мусульманской цивилизацией задолго до 1492 года.

Вот некоторые из них.

1) В течение своей карьеры мореплаватель побывал на острове Гомера (Канары), где он женился на Беатрис Бобадилья – представительнице знаменитого клана явно арабского происхождения (Фамилия Боабдилья – производная от арабской куньи Абуабдилла).

2) 12 октября 1492 года Колумб достиг маленького островка Багамского архипелага, который назывался Гуанахани. Измененное Колумбом на Сан-Сальвадор, первоначальное название – производное от слова одного из Западносуданских языков – Мандинка, которое, в свою очередь, является модифицированным арабским существительным. Гуана (араб. Ихвана) означает «братья».

3) Сын Христофора Колумба, Фердинанд писал о «черных», увиденных его отцом в Гондурасе. В то же время в том же регионе жило племя предположительно – потомков мусульман, известное как Альмами. В этом названии легко читается арабское «Аль-Имам».

4) Есть сведения, что в 1492 году, когда Колумб отправился в путь, он шел, наверняка, имея на руках копию работ Идриси, в которой упоминалось открытие нового континента восемью мусульманскими исследователями в 1312 году.

5) В команде у него было качестве капитанов два мусульманина, которые, боясь за свою жизнь, скрывались под испанскими именами - капитан "Пинты" Мартин Алансо Пинзон, капитан "Нины" - Висент Якенс Пинзон.

6) В своих записках Колумб написал 21 октября 1492 года, что когда его корабли проплывали мимо Габры на северо-востоке Кубы, он видел мечеть на вершине горы.

На основании этих и многих других данных известный американский историк и лингвист – Лео Вейнер из Гарвардского университета, в своей книге «Африка и открытие Америки» (Africa and The Discovery of America) (1920) пишет, что Колумб был прекрасно осведомлен о присутствии и посещении Западноафриканскими мусульманами Карибов, Центрально, Южно и Североамериканских территорий, включая Канаду, где поселенцы не только занимались торговлей, но и заключали межэтнические браки, например, с ирокезами и Алконкинами.

Точка зрения о контактах мусульманской цивилизации с доколумбовской Америкой ныне приобретает все больше сторонников, постепенно превращаясь из маргинальной гипотезы в обоснованную научную концепцию. Возможно, именно в этой области исторических знаний в будущем нас ждет очередное ошеломляющее научное открытие.

Камаль Антон Евстратов

Литература:

1. Canada Islamic magazine

2. Dr. Уoussef Мroueh «Muslims in the Americas before Columbus» http://www.cyberistan.org/islamic/mamerica.html

3. Islam.com.ua

4. Saudi Gazette

5. http://www.hispanicmuslims.com/articles/other/index.html

6. http://www.isna.net/

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/3750/">ISLAMRF.RU: Мусульмане опередили Европейцев в открытии и освоении Америки</a>