RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Закончить Куликовскую битву в своем сознании. Навстречу 750-летию создания Золотой Орды

13.11.2015 11:42

В последние годы заметно вырос интерес к Золотой Орде, и ордынской проблематике в целом. Звучит все больше объективных оценок ее роли в нашей истории и для нашей современной государственности. Это не просто научный процесс установления истины, это имеет прямое отношение к жизни и будущему всего народа России. 

 

Из научного обихода практически изжиты термины вроде "татаро-монгольское иго". Важную лепту в этот политико-исторический процесс внес Президент Владимир Путин. 

 

"Надо внимательно посмотреть на реалии, которые происходили тогда таким образом, чтобы это помогало нам сегодня и завтра. Очень интересное наблюдение есть по поводу того, кто с какой стороны воевал на Куликовом поле. Да-да, там любопытно, там и с одной, и с другой стороны были русские полки, и с одной, и с другой стороны была татарская конница, которая русскими использовалась как главная ударная сила. Это любопытные страницы нашей истории, на которые сегодня мы можем посмотреть без всяких идеологических предрассудков", - сказал глава Российского государства во время общения с прессой в 2004 году. Замечание Путина прозвучало в ответ серпуховской журналистке, которая приглашала Президента на 625-летие битвы на Куликовом поле. 

Многие историки вслед за великим Львом Гумилевым и другими евразийцами убедительно показывают, что события того времени нельзя рассматривать как войну русских с татарами, Руси и Орды и, уж тем более, как столкновение Ислама и Православия. Лев Николаевич положил десятки лет на алтарь исторической евразийской правды. "Я, русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы", - говорил он.

О Куликовском сражении много сказано и написано за истекшие годы. Битва и многое из того, что с ней связано, подробно разобрано в энциклопедических словарях "Ислам в РФ", выпущенных издательским домом "Медина", к которому я всех отсылаю. 
Кратко говоря, Куликовская битва - эпизод нашей общеевразийской славяно-тюркской истории, своего рода гражданская война. Это событие, как и все, связанное с Ордой, не должно разделять нас сегодня.

Президент в оценке далекого прошлого как всегда проявляет удивительную осведомленность и глубину стратегического государственного мышления. Жалко, что не вся элита может за ним угнаться. Иначе бы мы не знали совсем никаких проблем. 

 

В политическом, государственном смысле высказывание Путина очень важно. Он четко показал, что такие даты, как юбилей Куликова поля, не должны иметь сегодня конфронтационных последствий. Наоборот, надо глубже со всей ответственностью смотреть на прошлое, стараясь укреплять общность исторической памяти россиян как целостной евразийской цивилизации. 

В следующем году отмечается 750-летие создания Золотой Орды. Великое государство, которое с веками стало частью нашей общей российской идентичности, появилось в 1266 году. Эта важная веха должна побудить нас всех к новому осмыслению прошлого во имя окончательного примирения россиян всех национальностей и исторического происхождения. 

 

В нашей истории, в общей истории всех народов России, еще много "белых пятен" и откровенных мифов, которые служат демагогам и откровенным врагам для разделения государства и стравливания граждан одной страны, мусульман и христиан, славян и тюрок. 
Мало кто знает, что границы Золотой Орды на севере достигали Тулы, которая входила в состав доменных земель ордынских ханов. Тут заключен, кстати, большой сюрприз для любителей российской истории – например, ответ на вопрос о возможных причинах той же Куликовской битвы.

На территории нынешнего ЦФО фиксируется и целый ряд буферных постордынских родственных административно-политических образований – таких, как Яголдаева тьма в составе Великого княжества Литовского, Смоленская, Курская тьмы, Червленый Яр, татарские княжества в Мещере, даже на территории нынешней Московской области, ногайский Романовский улус (ныне часть Ярославской области) и др. Там же возникли новые поселения, до сих пор недостаточно изученные – к примеру, Ахматовы слободы в Курской или Мохши – в Пензенской области.

Очень интересно наличие в последнем (сейчас это село Наровчат) урочища Мизгить, в котором некогда были мечеть и мусульманское кладбище. Согласно гипотезе двух ученых советского периода, А.А. Кроткова и В.И. Лебедева, Соборная мечеть города была построена по приказу находившегося там несколько лет ордынского хана Узбека. Между прочим, ныне на месте этой мечети располагается крупный православный собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Не исключено, что принятие Ислама в качестве государственной религии Золотой Орды произошло именно в Мохши, многонациональном и многорелигиозном городе на мордовской земле. Во всяком случае, резкое его возвышение, факт строительства в нем огромных мечетей Кротков и Лебедев связывали с личностью хана Узбека и тем обстоятельством, что сюда переехала «мусульманская знать».

Интересно и то, что пограничные территории постордынских государств именовались «Окраина», или «Украина», и таких «Украин» было немало. Одна из них, «Казанская Украина». Тут есть о чем задуматься в связи с событиями самого последнего времени.

Практически никто постордынские образования не изучал. Более того, даже на относительно хорошо исследованное Касимовское ханство единой точки зрения нет.

А именно в этих землях сложилась локальная социальная и субэтническая группа служилых татар, которые выполняли взятые на себя функции по охране границ Московского государства и оказывали огромное влияние на его военную и политическую жизнь. Особое значение их проявлялась во время кризисных ситуаций, в частности, в Смутное время. 

Мусульмане Касимова, Романова, Темникова, Кадома и др. регионов сыграли весомую роль в таких событиях, как попытка приглашения на престол польского королевича Владислава, убийство Лжедмитрия II, затем в 1-м и 2-м ополчениях, наконец, в избрании на московский престол Михаила Романова. Однако после прихода к власти Романовых они достаточно быстро стали подвергаться религиозному и экономическому давлению, вплоть до насильственного крещения и культурной ассимиляции. 

Поступательные шаги новой династии привели к тому, что последователи Ислама были вынуждены переселиться из Ярославля и Романова под Кострому, из Темникова и Кадома – в более восточные регионы страны. В XVII в. крестились и ассимилировались бордаковские, боровские, мугреевские, юртовские и др. группы татар. Переселилось в др. места тюркское население Червленого Яра, при этом правительством целенаправленно создавались незаселенные зоны шириной до 200 км, чтобы феодально-зависимое население не смогло бежать в вольные общества казаков и татар. Так образовались длительные лакуны в непрерывной истории Ислама, например, в Воронеже, Курске, Белгороде и Тамбове.

Мы привыкли мыслить Золотую Орду как нечто глубоко степное, восточное или южное, азиатское. Да, Поволжье, Урал, Западная Сибирь и Северный Кавказ буквально пропитаны ордынской историей. Что тоже плотно скрепляет ткань нашей современной государственности.

Но, с другой стороны, мы видим, что Орда - часть идентичности даже Центральной России. Ее история - это история и Московской, и Тульской, и Курской, и других областей.

Золотую Орду надо понимать не как нечто стороннее, пришедшее из вне и враждебное, а как часть нашей общей истории. Мы все - дети этого русско-степного мира.

Еще в 2005 году муфтий Равиль Гайнутдин громко заявил о недооценке золотоордынского периода в истории России, без достижений которого «никогда бы не было нашей страны». Тот же подход глава ДУМ РФ выразил в 2010 году в интервью «НГР»: «И Волжская Булгария, и Золотая Орда, и мусульманские образования на Северном Кавказе, заложенные еще сподвижниками Пророка, и даже Имамат Шамиля с исторической точки зрения являются такими же учредителями современной России, как и Киевская Русь, и Московское княжество». Муфтий Гайнутдин призвал «полностью легитимизировать и, так сказать, «прописать» свою мусульманскую составляющую».

В октябре 2014 года глава ДУМ РФ вновь обратился в теме золотоордынского наследия, придав ей при этом более аналитическое выражение: «Наследие Узбек-хана и Ивана Калиты представляет образец диалога и сосуществования разных религий внутри единого государства». Пребывание Руси в составе Орды принесло, подчеркнул муфтий, экономическое процветание восточным славянам, выразившееся в каменном строительстве Москвы. Муфтий Гайнутдин отметил, что с течением времени уже мусульмане стали подданными российского государства, однако ценности сосуществования остались прежними: «Наш лидер Исмаил-бей Гаспринский, уроженец Крыма, выдвинул концепцию русского мусульманства. Он призвал не жить иллюзиями и мечтаниями эпохи тюркских ханств, а сконцентрировать усилия российской уммы на обеспечении достойного места мусульман в едином государстве».

Тогда же при активном участии ДУМ РФ прошло празднование 700-летия мечети хана Узбека в Крыму. Так ордынское наследие помогает сегодня связывать воедино и восстанавливать глубинные исторические нити России с воссоединившимся с ней Крымом.

«Неверно думать, что наследие хана Узбека, архитектурное наследие Крыма не имеют никакого отношения ко дню сегодняшнему. Развитие наук и искусств, умение вести диалог внутри державы, приоритет учености во многом предопределили то, что в последующем тюрки-мусульмане, даже потеряв государственность в лице средневековых ханств, стали второй государствообразующей религией и нацией, обретя новую государственность в лице Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации», — заявил во время церемонии муфтий Гайнутдин. По его словам, «Крым вновь становится важнейшим центром евразийского пространства, как это было семь веков назад».

Таким образом, предстоящий 750-летний юбилей Золотой Орды должен стать переломным в процессе переосмысления нашего общего наследия. Пора окончательно изжить рудименты гражданской войны из массового сознании и покончить, как говорил Гумилев, с «черной легендой» о татарах. 
Нельзя делить граждан и нашу общую историю. Орда для русских - такая же часть их истории, как Киевская Русь для современных татар. На этом строится фундамент нашего общего евразийского славяно-тюркского, православно-мусульманского мира. 

Мы - не потомки завоевателей и завоеванных, победителей и проигравших. Мы - не обреченные на вечное противостояние друг другу правнуки "русских богатырей" и "татаро-монгольских завоевателей", продолжающие вести Куликовскую битву в своем сознании. Думаю, не случайно Президент в общении с серпуховской журналисткой в шутливой форме выразил надежду, что никому сегодня не придет в голову просить "льгот для участников" сражения 635-летней давности. 

Мы - единая российская нация с единой историей взаимообогащения и цивилизационным корнем. В этом наша сила, красота и духовное богатство.

 

Дамир Мухетдинов, 

первый заместитель председателя ДУМ РФ,

ответственный секретарь Международного мусульманского форума
Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/38166/">ISLAMRF.RU: Закончить Куликовскую битву в своем сознании. Навстречу 750-летию создания Золотой Орды</a>