RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

1970-е годы в жизни Московской Соборной мечети

22.06.2016 12:32

С 1963 года вторым имамом, а с 1964 года — имам-хатыбом Московской Соборной мечети был Ризаутдин Салахетдинович Басыров (1907–1994), уроженец села Ключищи / Суыксу (ныне Нижегородской области) из рода потомственных имамов.

 

В то время Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) находилось в достаточно трудном положении. Хрущёвские гонения на религию не только вызвали отрицательные последствия в существовавших общинах, но и во многом повлияли на выработку стратегии функционирования официальных мусульманских структур. В значительной мере система ДУМЕС теряла свое и без того весьма ограниченное влияние. После окончания активной антирелигиозной компании конца 1950-х — начала 1960-х годов, уже в эпоху правления Л. И. Брежнева, по сути единственной возможностью существования зарегистрированной мечети было ограничение всей деятельности имамов сугубо обрядовыми функциями. Далее все зависело от личности, образованности и авторитета конкретных имамов, готовых или не готовых к активной проповеднической работе, от их отношений с местными уполномоченными по делам религии, от местных условий (в частности, от позиции районных партийных функционеров). При этом с конца 1960-х годов все актуальнее становилась проблема обеспечения действующих общин квалифицированными кадрами. Стремительно сокращалось количество тех имамов, которые получили достаточно глубокое образование в дореволюционный период или в первые годы советской власти, выжили в условиях репрессий 1930-х годов и вернулись в мечети в 1940-е — 1950-е годы. Именно это поколение имамов и было главной действующей силой ДУМЕС. Замещалось оно до определенного времени с большим трудом.

 

Первоначальное образование он получил у отца, расстрелянного «по делу о заговоре руководителей ЦДУМ» в 1937 году, обучался в одном из казанских медресе, с эпохи Гражданской войны жил в Москве, являясь прихожанином мечети. В годы Великой Отечественной войны был тяжело ранен в боях под Кёнигсбергом, в послевоенные годы учился в бухарском медресе «Мир-и-­Араб», шесть лет служил имамом мечети в Астрахани, муфтием ДУМЕС Ш. Хиялетдиновым был назначен служителем культа на мусульманский участок Кузьминского кладбища Москвы. С 1964 года являлся вторым имамом Московской Соборной мечети. Риза-хазрат Басыров вел скромную жизнь, разделял все тяготы и радости общины, пользовался огромным авторитетом у московских мусульман. Его часто можно было видеть в домах мусульман, где он пропагандировал исламские ценности, читал проповеди, проводил различные обряды. В своей религиозной дея­тельности, он, как и А. Мустафин, не ограничивался стенами мечети в Выползовом переулке. Ризаутдин-хазрат хорошо разбирался в особенностях положения религиозных общин в советском обществе, имел опыт взаимодействия с уполномоченными по делам религии, в отсутствие Мустафина выполнял и представительские функции. Р. Басыров обладал большим авторитетом и среди членов приходского совета мечети, и среди своих многочисленных и активных земляков — выходцев из села Ключищи, что позволяло ему прочно сохранять свои позиции на протяжении многих лет.

 

В 1970-е годы район Мещанских улиц, где была расположена Соборная мечеть, представлял собой один из стремительно исчезавших типичных уголков старой Москвы. Неподалеку от мечети проходила широкая магистраль — проспект Мира (бывшая 1-я Мещанская улица), застроенная преимущественно величественными домами в стиле сталинского ампира. По обеим сторонам от проспекта преобладала малоэтажная застройка, в том числе деревянная, окруженная многочисленными заборами, палисадниками, старыми амбарами для хранения дров (они уже не использовались по назначению и принадлежали хозяйственным службам). Это был облик скорее провинциального, нежели столичного города; но именно здесь и сохранялся старомосковский колорит. Столичная жизнь напоминала о себе по существу лишь наличием трамвайной линии. С улицы Гиляровского (2-я Мещанская) с 1935 года трамвай следовал на улицу Дурова и проезжал мимо Выползова переулка. Именно на трамвае № 50 добирались до Московской Соборной мечети многие ее старые прихожане, даже после открытия в 1957 году станции метро «Проспект Мира».

 

Московская Соборная мечеть и небольшое административное здание общины, построенное на месте старого флигеля в 1958 году, были вплотную окружены малоэтажными жилыми домами. В двух сохранившихся дореволюционных флигелях мечети, экспроприированных большевиками, находились коммунальные квартиры. Другие дома были выстроены уже после 1917 года и там также находились квартиры. В центре владения № 7 по Выползову переулку располагался небольшой двор мечети, который был регулярно заполнен московскими татарами. Как уже отмечалось выше, приходя на молитву в мечеть, они обменивались новостями, встречали родственников и земляков. Это было центральное место притяжения московских татар в советское время. Во дворе мечети имамы традиционно проводили джаназа-намаз.

 

В первой половине 1970-х годов неподалеку от мечети еще проживали некоторые старые прихожане, рассматривавшие ее в качестве квартальной мечети, а сам Выползов переулок сохранял татарский колорит. Рядом с мечетью, в одной из квартир старого дома № 5 по Выползову переулку, долгие годы жили потомки предпринимателя и мецената Мухаммед-Амина Кашаева — выходца из татарской деревни Иванково близ Азеево, ныне Рязанской области (то есть земляка Салиха Ерзина — основателя Соборной мечети), являвшегося перед 1917 годом мутавалли (попечителем) мечети. В одном из домов, расположенном во дворе мечети, жил многолетний прихожанин Назметдин Ширинский — уроженец татарской деревни Богданово (ныне Кадомского района Рязанской области), также хорошо знакомый с семьями дореволюционного московского татарского купечества, находившийся со многими из них в близком родстве. Много татар продолжало жить в Тополевом переулке, на улицах Гиляровского и Щепкина (до 1966 года они сохраняли свои исторические названия — 2-я и 3-я Мещанские), на улице Дурова (бывшая улица Старая Божедомка). Некоторые из них обосновались здесь еще с довоенных времен (отдельные семьи — и с дореволюционных), другие — поселились уже в 1940-е — 1960-е гг. В отличие от вышеупомянутых Кашаевых и Ширинских, большинство местных татар были выходцами из Горьковской области и работали, в основном, неподалеку, в продовольственных и промтоварных магазинах, мастерских. Они могли практически безбоязненно посещать мечеть. В то же время многие представители интеллигенции — учителя, врачи, инженеры (в том числе беспартийные) приходили в мечеть изредка, не желая афишировать свою религиозность, в основном в дни празднования Ураза-байрама и Курбан-байрама, в месяц Рамазан, когда Выползов переулок был переполнен верующими, и они становились не так заметны. Однако представители старшего поколения и в этих семьях были прихожанами мечети, выплачивали закят от имени всей семьи, приглашали имамов для проведения меджлисов и т. д.

 

В последние годы жизни Риза-хазрат Басыров содействовал возрождению религиозной жизни мусульман Москвы. В общей сложности он проработал в Московской Соборной мечети 30 лет. Похоронен на Даниловском мусульманском кладбище, как и многие другие имамы, муэдзины, основатели и прихожане этой мечети, среди них — С. Ю. Ерзин, Б. А. Алимов, А. Б. Алимов, Х. Ф. Насретдинов, К. Б. Салихов, Ш. А. Салямов и др.

 

Дамир ХАЙРЕТДИНОВ,

кандидат исторических наук,

Марат САФАРОВ,

кандидат педагогических наук

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/39643/">ISLAMRF.RU: 1970-е годы в жизни Московской Соборной мечети</a>