RSS | PDA | Архив   Четверг 25 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Борьба российских татар-мусульман за веру

03.09.2008 11:30

  Российский Ислам имеет древнюю историю. Хан Алмуш в мае 922 года объявил Ислам государственной религией Булгарского государства. Коренным образом религиозная ситуация в Волго-Уральском регионе изменилась после завоевания татарского мусульманского Казанского ханства в 1552 году.

 

Одновременно с этим российскому государству также было необходимо выработать новую политику по отношению к завоеванным иноверцам. Распространение православия среди этих народов стало основой религиозной политики Российского государства на вновь завоеванных восточных землях. Для этого в 1555 году была создана Казанская епархия во главе с архиепископом Гурием.

Уже первая перепись населения в 1560-е годы выявила первых новокрещенных среди татар. На первых порах основное внимание уделялось крещению татарских феодалов — князей-мурз. 1680-е годы — период очередной попытки крестить все татарское служилое сословие. Именным указом государя от 21 мая 1680 года было велено крестить в православную христианскую веру романовских мурз и татар. Мурзам сохранили княжеские имена, обещали им должности стольников с назначением жалованья и освободили от государевой службы на три года.

Однако эти меры не дали ожидаемых результатов — и были приняты дополнительные меры. 19 февраля 1682 года Курмышскому «подьячему и приставу со товарищи» было велено ехать в Курмышский уезд «во все мурзинские и татарские деревни» для того, чтобы татары и мурзы «упрямство свое отложили, и во святую благочестивую христианскую веру греческого за­кона крестились».

Часть мурз крестилась, сохранив княжеский титул. Среди военно-служилого сословия встречаются фамилии: Бабичев, Енгалычев, Макулов, Кудашев, Тугучев, Манцырев, Еникеев и другие. Большинство из них обрусели и стали частью российской элиты. Мурзы и служилые татары, которые не захотели принять православную веру, стали переселяться в Закамье, Заволжье, на Урал и в Сибирь.

Христианизация иноверческого населения в XVIII веке сопровождается усилением духовного насилия и экономического принуждения. При Петре I было установлено обложение мусульман и язычников дополнительными податями за право молиться по-своему. Особой податью было обложено все мусульманское духовенство. Взрыв народного возмущения, вылившийся в восстание 1704–1711 годов, заставил царизм отказаться от реализации этого указа. Российский посол в Турции Петр Толстой 14 сентября 1706 года сообщал, что татарам «чинится обида многая в вере их, берут с них многие деньги, и свадеб своих без русских попов отправлять не могут; просят у хана Крымского прислать к ним несколько своих ратей, а они готовы все с женами и детьми вытти из России в Крым. Дела здесь шли бы хорошо, если бы не проклятые татары». Во время восстания 1705–1701 годов в Казанской епархии было разрушено 62 церкви, а в Кунгурском уезде сожгли 8 церквей.

Участие в антиправительственных выступлениях мурз и служилых татар стало причиной их крещения. По указу 1713 года следовало, что мусульмане, имеющие свои поместья, а в поместьях и вотчинах крепостных православного исповедания, должны креститься в течение полугода, а «как воспримут святое крещение, и тем поместьям и вотчинам и людьми и крестьяне владеть по-прежнему. А ежели в полгода не крестятся, и те их поместья и вотчины с людьми и с крестьянами у них взять и отписать на него Великого Государя, и без указу никому не отдавать».

Именно после этих событий среди татар утвердилось выражение «чабаталы морза» — «лапотные мурзы». Не пожелавшие принять православие мурзы и служилые татары из городов Казанской губернии (охватывавшей тогда все почти Поволжье от Нижнего Новгорода) «побежали и ныне бегут в Уфимский уезд, а уфимские башкиры и мещеряки и татары тех беглых принимают и не выдают». Именно сохранившие верность Исламу мурзы и служилые татары стали организаторами борьбы мусульман против христианизаторской политики правительства и миссионерства православной церкви.

Сенат 1 сентября 1720 года принял указ, по которому установил, что новокрещенные получат льготы «во всяких государственных сборах и изделиях на три года, дабы придать к восприятию греческого закона лучшую охоту». В 1722 году Петр I Великий разрешил освободить рекрутов из инородцев в случае их крещения. Сенат в 1724 году татар и прочих иноверцев, принявших православную веру, освободил от кабалы и учинил свободными; осужденные на смерть, если пожелают креститься в православную веру, обучить их, крестить и освободить от наказания.

В 1731 году в Свияжском Богородицком монастыре была организована Новокрещенская контора, которая стала центром миссионерской деятельности среди мусульман и язычников Казанской епархии.

Христианизация мусульман активизировалась во время подавления восстаний 1735–1740 годов. Тогда более 11,5 тысяч человек, членов семей повстанцев, были отданы в качестве крепостных военнослужащим. Все они приняли православие.

Государственные органы и православная церковь ужесточила контроль за соблюдением православного образа жизни новокрещенными. В Екатеринбурге 20 июня 1738 года был произведен акт устрашения иноверцев и новокрещенных. Тогда на костре сожгли новокрещенного башкира Тойгильды Жулякова за переход в Ислам. В 1740 году в Санкт-Петербурге было принято решение о сожжении крещенного татарина Романа Исаева.

Новый этап христианизации инородческих народов России начинается с 1740 года. Нежелание татар принять православие, а также противодействие политике христианизации мусульманского духовенства привели к принятию решения о разрушении мечетей. 10 мая 1742 года Синод принял решение о разрушении мечетей в различных регионах России. Начинается массовое разрушение мусульманских храмов. За короткий срок в Казанском уезде, Сибирской и Астраханской губерниях было снесено 545 мечетей. Всего в 1741–1755 гг. было крещено 335 789 человек. В 1741–1747 гг. у татар приняли православие 713 человек. Но с 1747 года число новокрещенных достигло максимума в 1749-м, когда было крещено более двух тысяч татар.

В борьбе российских мусульман с духовным насилием государства и православной церкви исключительно важную роль сыграло восстание в 1755 году под руководством муллы Батырши Алеева. Именно это восстание во многом остановило наступление государства и православной церкви на Ислам.

Борьба татар-мусульман против духовного насилия продолжалась и в последующие годы. Наиболее ярко религиозные требования были сформулированы татарами в наказах депутатам Уложенной комиссии 1767–1769 гг., а мусульманские депутаты стремились отстоять право на свободное вероисповедание, на строительство религиозных храмов, совершение хаджа, использование норм шариата при решении некоторых правовых коллизий и т. д. в работе самой комиссии. Однако эти требования тогда не были своевременно реализованы; не изменил коренным образом положение Ислама и указ Синода 1773 года о свободе вероисповеданий, принятый, безусловно, под влиянием наказов и выступлений мусульманских депутатов в Уложенной комиссии, хотя православная церковь уже не могла непосредственно вмешиваться в дела мусульман. Тем не менее постоянное притеснение Ислама государственной властью продолжалось, как продолжалась и миссионерская практика среди мусульман.

После потрясений пугачевского бунта и завоевания Крымского ханства правительство оказалось способным окончательно признать Ислам как терпимую религию, что получило воплощение в организации в 1789 году Оренбургского духовного собрания. Тем самым было положено начало созданию консолидации мусульман в рамках Российской империи.

Файзулхак Габдулхакович Ислаев,

д.и.н., зав. кафедрой истории и обществоведческих дисциплин

Института Развития образования Республики Татарстан

Материал опубликован еженедельной всероссийской газете "Медина аль-Ислам" № 11

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/4325/">ISLAMRF.RU: Борьба российских татар-мусульман за веру</a>