RSS | PDA | Архив   Среда 24 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Ислам в СССР

11.09.2008 15:39

  О династии муфтиев Бабахановых

 

После победы Октябрьского вооруженного восстания советское государство целеустремленно создавало предпосылки для качественного преобразования страны. Препятствием на пути решения этих задач, по мнению советского руководства, была религия, борьба против которой началась с первых минут советской власти. В декабре 1921 года Ф. Э. Дзержинский поставил задачу по уничтожению религии. Активно-агрессивная точка зрения по религиозному вопросу, высказанная И. В. Сталиным в ответе на вопрос американской рабочей делегации 9 сентября 1927 года, стала, по сути, началом завершения лояльного отношения к религии. В этой беседе И. В. Сталин заявил, что духовенство не должны питать никаких иллюзий: борьба против них будет продолжаться. В начале мая 1930 года муфтий Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ) Ризаутдин Фахретдин встретился с председателем Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК. В поданном им письме говорилось о творимом произволе, о закрытии мечетей, необходимости освобождения из мест заключения и ссылок мулл, непомерных налогах, репрессиях местных органов власти против мусульман. Впоследствии муфтий даже обратился с письмом ко всем членам ЦДУМ о закрытии управления, дабы привлечь внимание властей к проблемам Ислама и изменить к нему отношение. Но власти уже сделали окончательный выбор в решении религиозного вопроса.

Ситуация, сложившаяся в стране в 1930-х годах, свидетельствует, что позиции Ислама в целом были поколеблены. Однако уничтожить его полностью не удалось: это и невозможно было в принципе, чего абсолютно не понимали лица, продекларировавшие такую задачу. Закрытие мечетей и медресе, запрет на регистрацию мусульманских общин еще не означали, что верующие отказались от своего образа жизни и традиций. Политика подавления, проводимая властями, зачастую способствовала усилению религиозности мусульман страны.

Великая Отечественная война стала решающим условием изменения отношения руководства СССР к Исламу. Новый курс политики властей в вопросах религии сопровождалось целым комплексом мероприятий. Трагизм ситуации потребовал от СССР коренной перестройки государственно-исламских отношений. Знаковое событие, которое можно считать показателем этого, произошло 15–17 мая 1942 года в Уфе на совещании членов ЦДУМ под руководством муфтия Абдурахмана Расули, когда было принято известное «Обращение представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии». Оно было проникнуто духом патриотизма, желанием донести до верующих боль за судьбу страны и мобилизовать их на защиту Отечества; в нем были изложены основы патриотической мотивации для мусульман в новых исторических условиях.

Мусульмане дали ясно понять руководству страны, что среди его союзников в деле защиты родины, несмотря на грубую политику массовой атеизации, находятся и исламские организации. Занятая мусульманским духовенством патриотическая позиция ломала стереотипы, насаждаемые до войны. В массах верующих зрела убежденность в том, что государство должно пойти на новые шаги в деле нормализации отношений с уммой. Муфтий А. Расули принял активное участие в подготовке I съезда улемов Средней Азии и Казахстана, проходившего в 1943 году в Ташкенте, когда было создано Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана во главе с Э. Бабахановым. О династии Бабахановых, возглавлявших мусульман своего региона на протяжении долгих лет официального атеизма, — наш сегодняшний материал.

***

На свете были и есть такие люди, сердца которых озарены светом веры. Благодаря им духовные ценности живут и переходят из поколения к поколению. Эту истину можно проследить на примере династии муфтиев Бабахановых — последователей суфийского тариката накшбандийа, сложившегося среди ханафитов Средней Азии и имевшего большое влияние во многих странах Востока. Учение Бахаутдина Накшбанди привлекало к себе многочисленных последователей призывом к полнокровной земной жизни, к усердию и добросовестности во всех сферах общественно-полезной деятельности человека.

Родоначальником династии считается Ювош Боб из Шама, который в 150 году Хиджры был в рядах последователей и распространителей Ислама в Мавероннахре. Многие представители этого рода были учеными богословами.

В том, что сегодня в странах бывшего СССР исламская религия свободно служит делу воспитания подрастающего поколения в духе взаимоуважения и гуманизма, есть великая заслуга продолжателей рода — муфтиев Бабахановых. В этих странах мусульмане живут и трудятся в таких свободных условиях, о которых в советские годы мечтали Бабахановы.

На протяжении 46 лет, умело преодолевая трудности, искусственно создаваемые воинствующим советским атеизмом, муфтии Бабахановы сохранили Ислам и впоследствии стали одними из выдающихся и признанных религиозных деятелей ХХ века. Их просвещенность, глубокие познания в богословии, хадисоведении и фикхе — исламской юриспруденции, их светские познания были признаны и достойно оценены во многих мусульманских странах, оставили глубокие впечатления в сердцах народов этих стран.

За годы своей деятельности Бабахановы установили и поддерживали дружеские отношения с единоверцами из более чем 80 стран мира. Они встречались с главами государств и религиозными деятелями. Кто однажды встречался и общался с ними, всегда надеялся увидеть их вновь. Они были участниками многих международных форумов, посвященных миру и прогрессу. Вместе с тем они также были инициаторами и организаторами ряда международных религиозных конференций и симпозиумов. На этих встречах они всегда призывали людей мира к добру и согласию, к чистоте помыслов. Бабахановы всегда стремились оградить нашу религию от несовместимых с Исламом различных форм искажений и фанатизма.

Муфтии Бабахановы требовали от учеников следования чистоте и гуманности исламской религии, Священному Корану и хадисам Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), учили своих последователей жить честно, руководствуясь благородными, чистыми помыслами, вершить добрые дела во имя Аллаха; учили всех мусульман горячо любить свою Родину и всегда следовать канонам шариата.

Бабахановы были активными членами авторитетных всемирных и международных исламских и общественных организаций. Замечательные заслуги муфтиев Бабахановых отмечены высшими наградами Иордании, Ливана, Марокко, а также памятными медалями и наградами ряда всемирных общественных организаций. Муфтий Шамсиддин-хан Бабаханов был также и членом Академии Королевства Иордании, лауреатом Международной премии имени Абу Али ибн Сины.

Пророк Мухаммад, — да благословит его Аллах и приветствует! — говорил: «Когда человек умирает, прерываются его деяния, за исключением трех: это — благой дар, оставленный людям, полезная для них наука и благочестивые дети, которые молятся за него» (ал-Бухари и Муслим). Эти мудрые слова Пророка приходят на память, когда соприкасаешься с жизнью и творчеством выдающихся людей. К этой категории людей можно отнести образцовую жизнь муфтиев Бабахановых. Биография Бабахановых не обрывается их смертью. Она продолжается в их добрых делах — больших и малых, обогащающих умы и сердца своего народа, всего человечества.

Всю свою сознательную жизнь Бабахановы пропагандировали и распространяли Ислам как универсальную религию мира и дружелюбия — годную для всех времен и народов. Они старались показать, что предписывается Священным Кораном и Сунной Пророка. Они возродили на всей территории бывшего СССР духовно-нравственные основы мусульманского общества, культуры Ислама. Ими подготовлено более 400 учеников — продолжателей благородного дела, а число последователей исчисляется миллионами. На узбекской земле получили достойное образование и воспитание почти все муфтии России, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана.

Осенью 2008 года в Ташкенте будут проведены юбилейные мероприятия, посвященные 150-летию со дня рождения Эшона Бабахана, 100-летию со дня рождения Зиявуддин-хана ибн Эшон Бабахана и 70-летию со дня рождения Шамсиддин-хана Бабаханова. История династии Бабахановых будет отражена в музее Ташкентского центра исламской культуры и истории.

Выражая свою признательность и уважение к светлой памяти учителей, благодарные ученики и соратники из Нижнего Новгорода совместно с представителями династии образовали в 2007 году Международный фонд имени муфтиев Бабахановых с целью пропагандировать изучение основ шариата, прививать высокие ценности религии молодежи, на примере жизни и деятельности династии муфтиев Бабахановых показать личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей Ислам. В центре деятельности Фонда стоит воспитание человека и развитие в нем уважительного отношения к людям других вероисповеданий как гарантия стабильности гражданского общества, благих и конструктивных начал и искоренение из его души стремления к злу и разрушению.

«Превратим ХV век хиджры в век мира и дружбы между народами» — этот призыв прозвучал из уст председателя Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана шейха Зиявуддинхана ибн Эшон Бабахана, на Ташкентской исламской конференции в 1980 году. Этот же призыв стал девизом Международного фонда имени муфтиев Бабахановых.

«Распространяйте мир между собой», — призывает Пророк Мухаммад, — да благословит его Аллах и приветствует! Слово «мир» стало лозунгом и символом Ислама. Мир — главное условие торжества свободы и справедливости и высшая цель каждого правоверного.

Дамир Хайретдинов,

Амирсаид Усманходжаев-Бабаханов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/4489/">ISLAMRF.RU: Ислам в СССР</a>