RSS | PDA | Архив   Среда 10 Август 2022 | 1433 х.
 

Институт шейхов в Исламе: «Разъяснение истин»

30.10.2008 17:36

Вопросы, связанные с ценностью института шейхов продолжают оставаться актуальными и сегодня. В рубрике «Наследие» мы начинаем публикацию источников, связанных с такого рода «вечными» вопросами духовной жизни мусульман. Особенно актуальным этот круг вопросов оказался для тех регионов, где институт шейхства сохраняет свое влияние на повседневную жизнь мусульман. В России к таким регионам относятся, прежде всего, республики Северного Кавказа.

Ежемесячный духовный журнал ученых-арабистов Дагестана «Байан ал-хакаик» («Разъяснение истин») издавался с разрешения Советского правительства. «Байан ал-хакаик» издавался с сентября 1925 – август 1928 гг. в г. Буйнакск в Типо-литографии им. тов.Е.Г.Гоголева Даггосиздата. Тираж 500-1500 экземпляров. Ответственный редактор Абу Суфъян Акаев из Казанищ. Кроме Абу Суфъяна членами редколлегии были: Юсуф Кади из Дженгутая, Хаджи Кади из Казанищ, Билал Хаджи из Дженгутая, Мустафа Кади из Казанищ и Хизри из Казанищ. На обложке журнала наряду с названием по-арабски имеется и русская транскрипция названия издания - «Баянул хакаик ».

Абусуфьян. Шейхство в шариате. Журнал «Баян ал-хакаик». Буйнакск. Сентябрь 1925/Рабиъ ал-Авваль 1344.№1.С.11-12.


Не секрет, что шейхство и муридизм в шариате не есть явления, которые исполняются по приказанию, ибо нет ни в Коране, ни в хадисах никакого текста, свидетельствующего об их необходимости, и нет текста, рекомендующего их.

Однако шариат не отвергает их, если они (шейхство и муридизм) соответствуют ему. Так как-то, в отношении чего есть текст в Коране или в достоверном хадисе, соответствует этим текстам и столпам по образцу и содержанию. А то, в отношении чего нет текста в них (в Коране и хадисе), то это приемлемо в религии, если только зиждется на положениях шариата и соответствует ему.

Шейхство приемлемо в шариате, если оно с целью поклонения, незапятнанного лицемерием, с целью закалки духа, с целью отказа от порочных качеств, таких как высокомерие, алчность, стремление к руководству, стяжательство; и с целью обладания похвальными качествами, такими как смиренность, отказ от алчности, ненасытного желания к тому, что есть в руках людей из их имущества.

Шейхство неприемлемо в шариате, даже порицаемо, если оно с целью приобретения мирских благ, со значением претенденства на руководство, увеличения последователей – муридов; имеет целью отказ от приобретения дозволенного, разрешенного; если имеет целью ненасытное стремление к тому, что есть у людей из дозволенного; если только с целью носить чалму, плащ (аба), четки, посох и зубочистку (сивак).

И не следует шейхам вмешиваться в мирские дела, так как это не их функция, и они (миряне) не из их круга. Ведение мирских дел – это функция политиков, правителей, занятых светскими делами.
По этому поводу есть рассказ о том, что, когда Пророк, мир ему, совершил хиджру из Мекки в Медину, он увидел жителей Медины, опыляющих финиковые пальмы. Он спросил, что они делают и зачем. Они ответили, что это их обычай с древних времен, и что это нужно для увеличения урожая. На что Пророк, мир ему, сказал, что он не видит в этом никакой пользы. И они перестали опылять их. И уменьшился урожай фиников в том году. Тогда Пророк, мир ему, взял эти свои слова обратно и сказал при этом: »Вы лучше знаете ваши мирские дела. А если я велю вам что-либо сделать касательно религии, то руководствуйтесь этим. А если [будет повелено] сделать что-либо из мирских дел, то вы вправе сделать выбор сами. Моя же функция – обучение делам религии и только».

Ученые говорят, что Пророк, мир ему, пока был жив, оставался сведущим в делах земных также. И как бы то ни было, он сказал: «Вы лучше разбираетесь в ваших мирских делах…». И это ясно свидетельствует о том, что не надлежит следовать словам шейхов в мирских делах, так как они не светские люди. Таким же, как был Пророк, мир ему, до его практики в мирских делах, исключая случаи, когда его слова были вдохновением от Аллаха Всевышнего.

Все вышесказанное указывает на то, что произошло в нашем Дагестане восемь лет тому назад, когда шейхи вмешались в дела революции и единодушно решили избрать здесь имама и стать здесь его поборниками, ввергнув в обман большую часть людей своими высказываниями.

А шейхи, в силу своего невежества в шариате, не знали, что, выдвижение имама в этой стране не разрешается по магометанскому шариату. Они, в силу невежества в политике, не знали, что выдвижение имама у нас – дело, не совершаемое и неправильное в этой стране и в это время. И поэтому, ни к чему их вмешательство не приведет, кроме вызывания смуты среди людей и лишения их покоя, отсрочки дела свободы на длительный срок, гибели людей и грабежа их имущества.

И нам, дагестанцам, следует остерегаться от повторения введения в обман при ведении мирских дел словами шейхов и всех других, кто не разбирается в мирских делах и не сведущ в событиях времени и эпохи. С тем, чтобы не сожалеть нам тогда, когда уже стало бесполезно сожаление.

И нам не следует спешить ни в чем, а следует взвешивать все на весах высокочтимого шариата. И не принимать противоречащие ему положения, новшества, которые произошли в последнее время. Если оспариваете что-то, то идите к Аллаху Всевышнему и его Посланнику, мир ему. Да поможет нам Аллах Всевышний в улаживании мирских и потусторонних дел. Аминь.

Абу Суфьян. Письмо шейха Абдалваххаба аш-Шаърани . Журнал
«Байан ал-хакаик». Буйнакск. Ноябрь 1925/Рабиъ ал-Ахар 1344.№2.С.8-12.
(Перевел с арабского на русский язык Наврузов А.Р.)


Мы (т.е., редакция газеты «Байан ал-хакаик» ), что решили в первом номере этого журнала о том, что шейхство и суфизм не обязательны в магометанском шариате и что нет никакого текста, свидетельствующего об их рекомендуемости. Но шариат не отвергает их, если они совместимы с ним, и они восхваляемы за такое их признание.

Известно, что в прошлом не было века, в котором не было бы плеяды праведных шейхов по тарикату и наставничеству. Также как и не было в прошлом и множества лжешейхов. На это же указывает и то, что мы читаем в достоверных книгах из высказываний ученых и шейхов.
Имам аш-Шаърани в возражении им написал специальное письмо, которое назвал "Предостережение обольстившимся", да вознаградит его Аллах Всевышний наилучшим воздаянием. Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: "Наилучший из веков – мой век, затем – век тех, которые следует ему. А затем – тех, кто идет следом".

Шейх ас-Сафди , да будет доволен Аллах, сказал по этому поводу:
«Всегда у него есть люди, соответствующие его времени,
А затем после него зло в текстах….»
Шейхство и суфизм свидетельствуют о том, что непременно должны быть среди шейхов в наше время болтающие ложь, не меньшая часть из которых была и прошлые времена. Да это так, так как мы видим их переставшими зарабатывать дозволенное (халал) и направившими свои ненасытные устремления к обладанию имуществом, которым владеют другие люди. Бывает так, что один из них призывает собрать муридов и др. для работы для него (например, сельхозработы и др.), а сам всю свою жизнь ест то, что зарабатывают другие, не то, что заработал сам, и берет подношения, если бы даже даритель более нуждался в подаренном. Простые люди быстро попадаются на религиозный обман и не жалеют то, что есть у них есть под рукой, чтобы отдать тому, кто открывает им религию, если бы даже был настоящим лицемером.
Это то, что побуждает большинство шейхов и маъзунов , облеченных доверием шейха, претендовать на самостоятельность и шейхство. Если бы этого не было, они не связывали бы совсем себя с тарикатом и решительно не стремились называть себя шейхом или маъзуном. Они, из-за своей лжи, не обращают внимания в своих притязаниях на слова Фадила Ибн Аййада, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Так как зарабатывать барабаном и флейтой лучше для меня, чем зарабатывать моей религией».
Аш-Шаърани писал в некоторых своих книгах: "Я не беру ничего из того, что дают мне люди, так как мое положение может соответствовать их предположениям или нет. Если не будет соответствовать, то я не возьму запретное, и буду делать это до Судного дня. А если будет соответствовать, то тогда я буду в числе тех, кто зарабатывает на религии".
Я хотел поговорить об этой шейхствующей религиозной общине в этом нашем журнале, чтобы отличать хорошее от плохого. Но у достойного и уважаемого Хаджи Джамалутдина Карабудахкентского обнаружилось интересное письмо шейха аш-Шаърани, где он показал их истинное лицо и вывел их пороки и недостатки.
Мы же находим его достаточным и приводим это письмо от начала и до конца, поместив его в нескольких номерах журнала. Боже упаси нас от порицания суфиев. Но наша цель – обратить внимание того, кто говорит об этом, на изменения формы (проявления религии) от еды. А также - предостережение тем, кто имеет отношение к тарикату.
Письмо аш-Шаърани.
Басмала. Хвала аллаху, господину обитателей миров, молитва и привет самому достойному из посланников, его семейству и всем сподвижникам,
А затем,

Ко мне обратился с призывом взывающий к состраданию к религиозной общине один из бедняков этого времени, которые называют самих себя суфиями и претендуют на великую святость. А они же более заблудшие, чем скот, как станет ясно каждому, кто ознакомится с этим письмом.
И стал всякий, кому его ограниченный шейх разрешил открывать зикр в коллективе, и разрешил учить людей, или не разрешил; и услышал в своем уединении (халвате) призывы духа или дьявола и думает, что он святой (вали) Аллаха, да будет велик и могущественен он, стал собирать для этого группу из простых людей из среды ремесленников и других слоев.

Иной раз, сидит он в каком - либо городке; в другой раз блуждает по стране и облагает рабов Аллаха (т.е. людей) налогом в эти и без этого тяжелые для всех дни.

И он наряду с этим притязает на то, что он находится среди народа на положении Пророка, мир ему. Достаточно и этого безбожия, невежества и плохого поведения.

Если бы тот, кто претендует на шейхство, взвесил пятикратное количество земельного налога, взвесил подобное и взвалил подобное ему на ограниченных (здесь, так называемых суфиев) и шейхов – арабов и разбойников. Затем, после этого как он почувствует, что такое голод, и не найдет ничего поесть ни себе, ни семье, и не будет у него никакого прибежища, он замолчит и не станет его сердце говорить ни о шариате, ни о хакикате (истина) .

Однако люди совершают оплошность, ссужая его (здесь шейха) едой и питьём его и его сообщество, не порицая его. И поэтому он много болтает и начинает говорить людям, что у каждого человека, кто хочет найти путь к Аллаху, должен быть наставник. И ест их мясо, хлеб такой мерзкой ловушкой и подает себя устазом, арифом Аллаха Всевышнего. На самом же деле он невежественен. А тот, кто невежественен, как он может призывать народ к тому, чего не знает, как выяснится далее.
Клянусь моей жизнью, что крестьяне и ремесленники лучше по своему положению и ближе к Аллаху Всевышнему, чем эти претенденты. Так как они всю свою жизнь проводят в тяжком труде на пользу народа, а эти претенденты всю свою жизнь стремятся навредить народу. Так как они своей тренировкой, зикром и уединением в халвате хотят выделиться от народа и подготовиться к своему тарикату, к которому их требуют быть призванными.

Некоторые из них излишне голодают, так что меняется его самочувствие, и он начинает видеть солнца и звезды от сильного голода. И он полагает, что это знак тариката и, что тот, кто видел это, станет саликом Аллаха. И это не что иное, как стучаться в темноте. Дела, приносящие пользу людям, заключаются только в изучении норм поведения, связанных сообщением с Аллахом Всевышним, с Его нравом, натурой. Не в том, чтобы видеть горы, долины, солнца, луну (здесь имеется в виду звезды, планеты), видя видения, которые дает искривленное сознание.
Клянусь своей жизнью, если мы предположим, что один из них видел конец торна до конца звезд и познал (охватил знанием) всё, что между ними - является ли он приближенным Аллаха Всевышнего, заслуживает ли он за это воздаяния в раю прочее…

Вдумайся в это и знай своё время, эпоху, спрячься где-нибудь, будь ответственным в своем деле. Пример того, кто работает шейхом в настоящее время, подобен примеру факиха, который открыл школу до заката и ждет детей, которых заставляет читать, а все дети убежали до полудня.
Клянусь, одним из признаков шейха является то, что Аллах даёт ему силу, и он отклоняет от своего мурида всякую преграду, препону. А, если шейх становится не способен отогнать от самого себя препоны и беды, которые как дождь падают на него, то, как он сможет защитить своего ученика.
И если вышеуказанный шейх претендует, говоря: «Я сам свидетельствую только от простого народа». А мы отвечаем ему: «Твои поступки отвергают притязания! Разве ты видел крестьянина или ремесленника из простого народа, который претендовал бы на шейхство или святость, и ходил бы по стране, восклицая про себя: "Спешите к Аллаху Всевышнему и следуйте мне». То, в таком случае, ты подумай.

Мы разъяснили их состояние и их несостоятельные притязания в книге «Ал-Анвар», посмотри их. Истинно их дела опровергают их притязания во всем, чем они занимаются.

Клянусь, шейх камиль в это время только тот, кто невежественен в характеристике Ислама и только, безо всякого преувеличения. Истинно, воровство веры увеличилось в это время, а это 733 г.х.

Некоторые исследователи провели исследование относительно валиев этой эпохи из уммы Пророка Мухаммада, мир ему, и обнаружили следующее: если из них 10 человек умерли, будучи истинными мусульманами, то оставшиеся умерли в неверии, да простит Аллах Всевышний всех нас.
И, если дело обстоит таким образом и положение таково, что ступени Ислама тяжки для продвижения, то как же обстоит дело со ступенями святости. Аллах милостив к человеку, который познал его могущество, дал покой и облегчение людям после него и его ученикам. Истинно, змея родит только змею и их (учеников) грехи на его (шейха) шее до Судного дня.

И если ты понимаешь это, то перейдем к содержанию книги (Корана), упомянув письмо, предназначенное для полной оценки «ограниченных суфиев», позорное для них перед народом и перед Аллахом Всевышним. По мере того, как открывал мне её (содержание Корана) Аллах Всевышний в ходе написания письма.

Я надеюсь щедростью Аллаха Всевышнего, что всякий, кто ознакомится с этим письмом с пристойностью и приличием шейхов этой эпохи, то непременно обнаружит, что здесь и нет и запаха святости, не говоря уже о достижении её. И пусть он (лжешейх) откажется от ложных притязаний, так как обнаружит себя лишенным атрибутов святых.

А относительно того, кого Аллах не хочет направлять на правильный путь, то пусть знает, что он находится под волей Аллаха Всевышнего.

Я приводил каждую фразу отдельно из этого письма, кроме книг, по мере того как она прошла через мое сердце.

Первое, что открыл Аллах, Пречист Он и Всевышний, с тем, чтобы я сказал: «Шейх сказал, что условием для того, кто борется за шейхство и воспитание муридов является то, что он должен знать своих учеников со дня рождения и отличать того, кто поможет ему от того, кто не поможет».
Таким образом, решили и поместили это святые прошлых веков такие, как Абдалкадир ал-Джилани, Ахмад ар-Рифаи, Абу Суъуд, Давуд ал-Аъзаб, Аййуб аш-Шибли. Куда там. Что можно ждать от того, кто не знает имени своего ученика не иначе, как только не спросит его многократное количество раз.

Я говорю, что есть условие для того, чтобы учить зикру и кто работает над тем, чтобы стать валием.
Разве ты вали, если ты даже сказал, что ты таков. Мы не сказали тебе, что нельзя браться за шейхство. А если ты сказал: « Я вали». То мы спросим тебя о науках, которые они изучают, названия которых не упомянуты в Коране, и нет способов услышать их, чтобы изучить их.
Этих наук много, их, как мы упомянули их в нашей книге «Танбих ал-анбийа ала катрат мин бахр улум ал-авлийа», около двенадцати тысяч названий. Не известны ни глубина каждой науки, ни в какой книге она упоминается, даже нельзя похвастаться о знании их. Если какого-либо шейха нашего времени спросишь о них, он даже ничего не знает об их названиях, не говоря уже о том, чтобы рассказать о них.

Я хотел бы упомянуть о части из них, боясь, что ты подумаешь, что эти названия не известны и для меня, если ты не слышал ни от одного из твоих ограниченных шейхов, чтобы они говорили о знании их.

Я говорю, что тот, кто является, вали, имеет право претендовать на святость, если он знает религиозные науки откровением и чутьем (на вкус), а не в передаче кого-либо или умом (пониманием).

Среди наук святых - наука начал и конца, наука о божественных именах, наука о составных именах; наука о результатах деяний; наука о власти владычестве; наука о времени, наука о господах изгнанных среди изгнанных и причинах счастья среди приближенных; науки, которых не коснется беда.
Среди них - наука, которая стирает все на скрижалях каждого человека и все фиксирует.
Среди них - наука, в которой участвует Аллах (Истина) и ученый (алим) и то, чем интересуется каждый.
Среди них – наука Высочайшего, которая опрокидывает истины, но не опрокидывает себя. Она сама представляет собой совокупность истин.
Среди них - наука, которая изображает деяния рабов (Аллаха) в виде собак, свиней, и им подобных. Это всеобъемлющая (вместительная) наука.
Среди них – наука о договорах и соглашениях.
Среди них - наука о ступенях ангельских душ (в поклонении им).
Среди них – наука о сокровенном, которое познается и не познается
Среди них – разъяснения задач.
Среди них - наука дня и ночи.
Среди них – достоинства пригоршней.
Среди них - наука о сторонах и охватывании (умом). Среди них – наука обхождения с людьми, несмотря на их различия и на то, что радуют тебя они или огорчают. Это наука – великая, тонкая.
Среди них – наука об ангелах Аллаха, которую не познает человек, даже если абстрагируется от её сути. А познает её только на вкус (взяв пробу), ощутив вкус.
Среди них - наука об этике предстояния пред Аллахом.
Среди них - наука о пределах временных перемещений.
Среди них - наука скрытого коварства и ускорения наказания за него.
Среди них – наука о потустороннем мире, что представляет он и каков его результат.
Среди них – наука об измерении людей в весе: человек, полчеловека, четверть и т.д.
Среди них – наука о причинах. Святой знает всех животных – сухопутных и морских, по имени и по возрасту. И ты познаешь их. Какое тебе дело до того, кто не знает свою ослицу, которую седлает каждый день. Ведь и ты не знаешь её.
Среди них - наука проявлении (облачении) ложного в виде истины.
Среди них – наука о сокрытии и обнаружении во всем проявлении.
Среди них - наука о ступенях поступающих по своему усмотрению (проявляющих произвол) в Судный день.

И приведенное количество наук – достаточно, а кто хочет знать больше этого, пусть прочитает предложенную нами выше нашу книгу. И пусть Аллах поведет того, кто желает про прямому пути.
Ответ редакции журнала «Байан ал-хакаик»

Становится ясно из слов имама аш-Шаърани в этом письме, что, если кто слышал в своем халвате голос, сообщающий, что он маъзун в тарикате, то не следует следовать его высказываниям или полагаться на них. Это - (происки) шайтана или злого духа.

Также становится ясно, что тот, кто претендует на шейхство, стал бы бедным, нуждающимся, после того как был богатым, и никто не дал бы ему ничего - ни есть, ни пить; и остался бы он без места, где он мог бы найти прибежище, и был бы озабочен тем, как найти хлеб насущный, то он не стал бы говорить ни о хакикате , ни шариате . Но люди снабжают его едой и питьем, и он становится подталкиваемым к разговору о тарикате и шариате и разговору о том, что у каждого человека должен быть устаз . Чтобы при помощи такой мерзкой уловки поедать мясо и хлеб – избавь нас Аллах Всевышний от того, чтобы использовать религию в достижении земных благ.

Также из письма становится ясным, что крестьяне, земледельцы и ремесленники - лучше них (лжешейхов) по своему положению, так как они (лжешейхи) обманывают тем, что во время тренировок голоданием видят горы, солнца, и прочее, и полагают, что это – признаки тариката, озарение и хал (состояние суфия в момент озарения). На самом деле - это видения, грезы, которые воображает душа во время отклонения от нормального состояния.
Становится ясно также, что если бы один из них, если бы даже и видел "конец трона до конца звезд", т.е. от начала и до конца, то не был бы за это приближенным Аллаха Всевышнего и не заслужил бы воздаяния за это в раю.

Также из письма выясняется, что одним из условий силы шейха заключается в устранении всех препятствий перед своим муридом. И что большинство святых этой эпохи умирает в неверии из-за своих ложных требований.

Также выясняется их письма аш-Шаърани, что условием того, кто принимается за шейхство и воспитание муридов является знание своих учеников со дня их рождения и умение отличать, кто поможет ему (в трудную минуту), а кто не сделает это.
Также выясняется, что тому, кто обучает зикру муридов, условием является то, что он должен быть валием, который может рассказать о науках святых, если его спросят.
Если ты спросишь: «Если было видением того, что на небесах до окончания трона, и это не свидетельствует о том, что видевший это является приближенным Аллаха Всевышнего, не говоря о том, что является святым Аллаха Всевышнего, то из чего мы заключаем о том, что лицо является приближенным Аллаха Всевышнего». Мы отвечаем: «Мы заключаем это из его правдивости».
Разъяснение этого в том, что если бы один из рабов Аллаха жил, например, среди нас на протяжении тридцати лет, не нарушая благородный шариат, и обладал похвальными качествами такими, как, скромность, милость, великодушие и другими подобными качествами. И был лишен порочных качеств таких, как ненависть, гордыня, алчность, скупость и др. И зарабатывал свой хлеб своим трудом, а не получал в качестве подарков от людей, то мы заключаем из этого, что является приближенным Аллаха Всевышнего и является одним из святых Его. Стержень, основа всего в правильности и правдивости, а не в откровении и святости.
Пусть направит Аллах Всевышний тебя и нас по праведному пути. Аминь.

Автор переводов и комментариев: Наврузов А.Р.
к.и.н, ст. научный сотрудник Центра востоковедения Институт Истории Археологии и Этнографии Дагестанского научного центра Российской Академии Наук.


Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/5431/">ISLAMRF.RU: Институт шейхов в Исламе: «Разъяснение истин»</a>