RSS | PDA | Архив   Среда 10 Август 2022 | 1433 х.
 

Иджтихад или следование традиции?

17.11.2008 16:31

Эта проблема была и остается одной из важнейших и противоречивых проблем среди мусульманских ученых. Дагестанские алимы (улемы) также активно обсуждали эту проблему.

Определение иджтихада - приложение предельных усилий для достижения каких-либо целей, или дел, или достижение совершенства в наилучших поступках.

Термин иджтихад означает – приложение факихом - знатоком мусульманского права своих усилий в выведении практических заповедей из подробных доказательств.


Иджтихад бывает двух видов:

1. Выведение заповедей и разъяснение их.
2. Практическая реализация этих заповедей и объяснение их в соответствии с заповедями эпохи (Шейх Мухаммад Абу Захра. Та`рих ал-мазахиб ал-исламийа. Дар ал-фикр ал-араби, ал-Кахира,1987, 2-320).

Таклид (араб. - традиция) - означает следование предшествующим имамам основателям 4-х мазхабов (Ибн Малик, аш-Шафии, Абу Ханифа, Ахмад) во всех религиозных и светских делах.

Цель данной статьи не подробный анализ этой проблемы, а показать мнения дагестанских ученых по этой проблематике, как один из примеров той острой идеологической борьбы между салафитами и суфиями Дагестана в течение последних двух веков.

Среди первых дагестанских ученых, которые прониклись этой проблемой и призывали к иджтихаду, был шейх Мухаммад бн Муса ал-Кудуки, который учился у шейха Салеха ал-Йамани (Юсуф Хусейн ал-Джанкути. О талаке (разводе). Баян ал-хакаик. 1926.№5. С.13-15.).

И когда ал-Кудуки отправился в Йемен, он спросил там наиболее знающих ученых в арабских странах. Ему ответили, что в Йемене есть некий шейх Салех ал - Йамани, который достиг ступени иджтихада и вышел из рамок таклида (традиции). И он отправился к нему и пробыл у него семь лет. Затем вернулся в Дагестан и распространял здесь науки и знания.

По вопросу иджтихада и таклида произошел диспут между шейхом Назиром ад-Дургели и шейхом Юсуфом ал-Джанкути (из Дженгутая) в 1263/1846г. Назир ад-Дургели написал письмо об иджтихаде и таклиде, где говорилось: «… Много и долго говорили наши ученые об иджтихаде и таклиде. И когда представилось место для разговора об этом, мы хотим написать, какие у нас есть тексты имамов, чего они не писали и чего придерживались.

Действительно иджтихад в какой-то мере в каких-то частных вопросах остался, но в предельно легких.

И поэтому мы привели примеры, объясняющие то, что мы говорим и чего придерживаемся. А тот, кто ознакомился с тем, в чем из написанного мы расходимся, должен дать убедительный окончательный ответ. Или он должен оставить диспут и вернуться к истине, отказаться от капризного фанатизма и слепого пристрастия, не делать открытых заявлений, как это делают большинство нынешних людей, боясь, что падет их престиж среди простых людей. А простые люди как скот, но они идут еще более неправедным путем» (Назир ад-Дургели. Рисалат ал-иджтихад ва ат-таклид.1347 г.х.).

Ему ответил Юсуф ал-Джанкути в длинном письме под названием «Ал-Кавл ас-садид фи хасм маддат ал-иджтихад ва ат-таклид», где писал: «… Достижение ступени иджтихада не является делом оправдательным, но для того, кто достиг этой ступени - это задача очень тяжкая, трудная. Слава тому, кто достиг её. Муджтахед, если основал свой иджтихад на базисных основах, хадисах и вывел их самостоятельно, то он муджтахед абсолютный (муджтахед мутлак).
А если его иджтихад зиждется на других основах и его иджтихад соответствует их иджтихаду, то он - муджтахед второго уровня (муджтахед мунтасиб) как ал-Мазани, Ибн Хазима, Ибн Сурейдж (Ахмад б.Сурейдж, умер в 918г. в Багдаде. Шафиит, был кадием Шираза. Ему принадлежит около 400 работ) и другие. А что касается муджтахеда первого уровня, то он прекратил свое существование со времен 4-х имамов» (Ал-Кади Юсуф ал-Джанкути.Ал-Кавл ас-садид фи хасм маддат ал-иджтихад ва ат-таклид. С.54-56.).
Назир ад-Дургели ответил ему в другой раз в письме под названием «Ат-Та`лик ал-хамид ала ал-кавл ас - садид»,где писал:
«… Мы написали относительно иджтихада и таклида небольшое скоро написанное письмо и попросили ученых рассмотреть его. Ответил на него наш устаз, выдающийся ученый Юсуф бн Хусейн ал-Джанкути (из Дженгутая). Он прекрасно, кратко и доходчиво все разъяснил, да смилуется Аллах за его стремление и усердие. Но он совершил нападки на некоторых имамов и сделал представленные хадисы бестолковыми, а слабые - правильными. И я не успокоился этим и коснулся нескорых моментов, которые он затронул. Хотя и было письмо написано талантливо. …Однако среди особых качеств членов этой нации то, что нет у них пристрастия к религии» (Ат-Та`лик ал-хамид ала ал-кавл ас - садид. С.2).

Ему ответил ал-Джанкути во второй раз письмом, характеризую в нем отклонение и отход ад-Дургели от прямого пути: « …Я советую тебе, о собрат по науке, укреплять дело ислама и держаться крепко за её вервь, а ты порицаешь его и отклоняешься от общества (джама`ата) в Ад. Ты заслуживаешь упрека со всех сторон, да простит нас и вас Аллах Всевышний».

Условия абсолютного иджтихада так, как указывается в книге "ал-Минхадж" и "Джам` ал – Джавами`" это то, что человек должен иметь среднюю ступень в пяти моментах (Цитируется из статьи, опубликованной в ежемесячном духовном журнале-издании ученых арабистов на арабском языке «Байан ал-хакаик» («Разъяснение истин»), который выходил с сентября 1925 по август1928гг. в г. Буйнакск в Типо-литографии им. тов.Е.Г.Гоголева Даггосиздата. Тираж 1000 экземпляров. Ответственный редактор Абу Суфъян Акаев из Казанищ. Кроме Абу Суфьяна членами редколлегии были: Юсуф Кади из Дженгутая, Хаджи Кади из Казанищ, Билал Хаджи из Джунгутая, Мустафа Кади из Казанищ и Хизри из Казанищ. Основные цели и задачи издания - разъяснение красот ислама, выявление истины, очищение шариата от ереси и фантазий, просвещение умов ученых и студентов).

1.Первое – знание Корана и сунны, что касается его заповедей, хотя не обязательно знание их наизусть.

2.Знание аятов Корана: общих и специальных, украшающих и ясных, отменяющих и отмененных; причин ниспослания, достоверную сунну, слабые и достоверные хадисы, слабые и сильные стороны рассказчиков (хадисов). Достаточно в наше время для того, чтобы быть подготовленным в этих двух моментах после тафсира (комментария к Корану) "ал-Джалалейн" знания книги, охватывающей большинство хадисов такой, как ал-Бухари (Ал-Бухари (810-870), хадисовед, факих, историк), как это разъясняется в комментариях на "ал-Минхадж" и "Джам` ал-джавами`.

А то, что если мы соберем то, что есть в ал-Бухари из хадисов, то это составит только треть их, а не осталось рассказов и их иснадов. Аш-Шаърани написал книгу, которую назвал "Кашф ал-гамма ан джавми`ал – умма" в которой собрал все, что касается заповедей (норм) о хадисах, где не оставил ничего, чего бы не коснулись представители четырех мазхабов. И это книга подобно "Хашия ал-Хадари" на " шарх ал – "ал-Минхадж" и "Джам` ал – джавами` Алфия".

У Ан-Навави есть книга, полная терминами по хадису, об их рассказчиках и др., которая называется "ат-Такриб". Она подобна книге шарх ад-Даранарджи на матн "Ал-Исагуджи".

3.Третье-знание языка арабов – синтаксис, морфология, риторика, - чтобы понимать Коран и сунну. Для языка достаточно знать том объеме, чтобы понимать Коран и сунну. Из синтаксиса – то, что есть в книге "ал-Изхар" и в "ал-Кафия". Для морфологии- то, что есть в книге "Тасриф ал – Иззи" и ал-Шафия". Для риторики – то, что есть в книге "Матн ат-Талхис".

Затем, цель в достижении этих уровней не в том, чтобы запомнить то, какие книги изучаются на этих ступенях. А в том, чтобы исправлять их и знать, что в них содержится путем их изучения или просто ознакомлением с ними и их просмотром. С тем, чтобы иметь возможность помочь ищущему того, что содержится в этих науках.

4.Быть сведущим в позициях иджма` (Иджма`– согласие, единодушное мнение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу один из источников (усул) мусульманского права (фикха), чтобы не нарушать их.

5.Пятое-знание кийаса ( Кийас – суждение по аналогии, один из источников (усул) фикха (мусульманского права), наряду с Кораном, сунной и иджма, и его видов - достаточно знания того, что есть в "Джам`ал – джавами`.

Также были многочисленные письма и переписка по данной проблеме между Назиром ад-Дургели и ученым Мухаммедом ат-Тургули, которые также находятся в Фонде Магомед Саида Института Истории Археологии и Этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук.

Эта проблема также была затронута на страницах газеты «Джаридат Дагистан» (Еженедельная, общественно-политическая, четырёхполосная газета на арабском языке «Джаридат Дагистан» (Газета Дагестан) издавалась с 1913-1918гг. в городе Темир-Хан-Шуре(ныне г. Буйнакск) в паровой лито-типографии М.-Мирзы Мавраева. Официальным редактором до 19 января 1918 года был Бадави Саидов. Фактически вся работа по подготовке издания к печати велась Али Каяевым, являвшимся неофициальным, а с19 января 1918 и официальным редактором газеты. Созданная по инициативе и на средства царской областной военной администрации, она, благодаря Али Каяеву, Бадави Саидову, Мухаммада-Мирзы Мавраеву и других её активных респондентов, смогла стать самостоятельной газетой. Написанная на литературном арабском языке газета стала ценным научным, справочным и методическим пособием с охватом широкого круга вопросов как светского, так и духовного характера) в нескольких статьях, которые опубликовал Али Каяев (из Кумуха). Он учился в ал-Азхаре у Мухаммада Рашида Рида и проникся этой проблемой, а когда вернулся в Дагестан, стал призывать к иджтихаду.

В этих статьях Али Каяев цитирует высказывания ученых-предшественников из мусульман и приводит аргументы в пользу того, что иджтихад не прекратился после 4-х имамов. Напротив, появилось много выдающихся имамов, которые выносили фетвы о своем иджтихаде по различным вопросам, такие как Абу Исхак, автор книги «Ал-Мухаззиб» и его шейхи; имамы Ирака, Хорасана - Имам ал-Харамейн ал-Джувайни, а также известные имамы в мазхабе имама Малика, Абу Ханифа, которые продолжали выносить фетвы и продолжали иджтихад во всех странах (Али ал-Гумуки. Ал-иджтихад ва ат-таклид. Джаридат Дагистан.1913.№31.С3-4. ).

Среди книг на которые ссылается Али Каяев по этому поводу - это книга «Ан-Нафи` ал-кабир ли манн ютали`ал-джами` ал-сагир» шейха Абд ал-Хаййа ал-Кахнави ал-Хинди,книга»Джами` баян ал-`илм ва фадлихи» Ал-Хафиза бн Абдал-бирра и другие книги имамов ас-Субки,ас-Суюти (Али ал-Гумуки. Ал-иджтихад ва ат-таклид. Джаридат Дагистан.1915.№41.42.С.4).

Шейх Абу Мухаммад Мас`уд ал-Могохи(из селения Могох Гунибского района Республики Дагестан) подготовил речь, чтобы прочитать её на II съезде ученых Дагестана, который состоялся в феврале 1925г. в Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск),в которой призывал к реформе и освобождению оков традиции и понимания религии глазами предшественников до возникновения новшеств и домыслов; призывал к идейной независимости, которая дает возможность разуму исследовать истину; призывал открыть врата иджтихада.

Мас`уд ал-Могохи не имел ввиду открыть иджтихад абсолютно каждому говорящему и выносящему решение, так как считал ,что это приведет к анархии, беспорядку в исламском шариате. А имел ввиду независимость в решениях, касающихся вынесения фетв и учета интересов людей, которые изменяются с изменениями времени и обстоятельств; имел ввиду изучение новых чрезвычайных проблем, которых не было до этого и о которых нет упоминания ни в Коране, ни в сунне. Он считал, что иджтихад никогда не коснется основ богослужения. Как и то, что не каждый человек имеет право на иджтихад.

По его мнению, для иджтихада есть условия, которым в полной мере должен соответствовать муджтахед (Письмо, датированное 1343г. х., написанное Мухаммдом ал-Чиркати,хранится в библиотеке вбиблиотеке Чаранова Чарана в селении Могох Гунибского района Республики Дагестан). Муджтахеды бывают двух видов. Один вид - это ученый, который подготавливает себя и других; тот, кто знает истину, опираясь на аргументы и доказательства, а не на традицию и призывает людей к познанию истины, опираясь на аргументы, доводы. Другой вид - разрушающий себя и других. Тот, кто копирует дедов и отцов в том, каких убеждений они придерживались, какие хорошие поступки они совершали, и не обращает внимание на разум, призывает людей к подражанию, без какого либо аргумента и доказательства из Корана и Сунны. Это - слепой. А слепой не годится для того, чтобы вести слепых. Животное поведет лучше, чем во главе будет подражатель (Ибрахим Хаджияв Ар-Рукни ат-Таймири. Разговор о порицании традиции. Баян ал-Хакаик.1927,№6.С.15-17.См. там же №7.С.6,1).

Эту проблему также рассматривал шейх Хасан ал-Хилми ал-Кахи (из селения Кахиб Советского района РД) в своей книге «Ал-бурудж ал-мушаййада», где указывал, что иджтихад прекратился уже сотни лет тому назад согласно единогласному мнению доверенных ученых мазхабов, которые являются господами общины и ревностными поборниками ислама. И каждому мусульманину не остается ничего, кроме как следовать одному из этих 4-х мазхабов, ввиду невозможности понять Коран и сунну и извлекать из них заповеди самому. И поэтому ему надлежит следовать Корану и сунне, следуя в понимании какого-либо известного имама и тем, кто следовал ему из имамов его мазхаба, которые знали его слова из поколения в поколение и применяли их на практике в соответствии с критериями Корана и сунны поколение за поколением.

И те, которые считали свои аргументы соответствующими аргументам мазхабов, большинство из них, они принимали, утверждали и принимали на веру; а то, что находили противоречащим этим аргументам, а их было малое количество, фальсифицировали (подделывали), объявляли слабыми и рассматривали вместо них аргументы из Корана и сунны. А то, что выходило за пределы Корана и сунны, выводили из иджма` и кийаса, без пристрастия к их имаму и к тем из них, кто был согласен с ним в его слабой аргументации и к тем из имамов, кто следовал за ним. А магометанская же община, хвала Аллаху, не отклонилась, следуя этим имамам, от Корана и сунны Пророка. А что касается иджтихада, то к нему призывает сегодня только тот, кто не в своем уме и испорчен в вере» (Хасан ал-Хилми ал-Кахи. Ал-бурудж ал-мушаййада би ан-нусус ал-муаййида. Дар ан ну`ман ли-л-улум.С.332-333).

Также шейх Абдурахим ал-Аймаки посвящает подробную главу этой проблеме в своей книге «Кунуз ал-ахкам», цитируя в ней высказывания ученых и имамов. Он приводит тексты, осуждающие отвергающие традицию (таклид). Так, например, он цитирует имама ал-Газали из его книги »Ал-мустасфа», а также Аз-Замахшари из его книги «Ал-Кашшаф», имама ал - Мазни, Аш-Шафии, имама Ахмада, Аш-Ша`рани, Ал-Байдави, Абу Ханифа и других.

Также он приводит аяты из Корана, осуждающие таклид(традицию) (сура ал-Бакара,85): «А если им будет сказано – следуйте тому, что ниспослал Аллах Всевышний - ответят: - Мы последуем тому, что завещали нам наши предки».

И после того как привел в пример большое количество аятов Абдурахим ал-Аймаки писал: «… Как омерзительна традиция и высказывание, принимаемое без доказательств. Как велики козни шайтана для следователей традиции, когда он завлекает их, чтобы они следовали своим предкам в поклонении своим идолам. Они же убеждены, что достигли чего-то, трудятся в победе своего мазхаба, спорят с поборниками истины, думая, что правы они. Достаточно для поборников традиции оскорбления, что рабы идолов среди них».

Затем он разъясняет разницу между традицией и следованием. И приводит высказывания имамов и ученых по этому случаю. Он пишет, что традиция в шариате означает возврат к высказыванию без аргументации, а это запрещено шариатом. А что касается следования, то это, что доказано аргументами, доказательствами. И если следуешь ученому, не понимая аргументации, то ты приверженец традиции. А традиция не верна. Имамы не говорили ничего не иначе, как аргументировано. И не дозволялось никому следовать им не иначе, как после того, как знал их аргументацию, доводы. Самое удивительное, что есть люди, которые говорят, что Коран невозможно понять никому из людей этой эпохи. И что Аллах Всевышний создал для его понимания людей, однако, они выродились. А нам же ничего не осталось, кроме как следовать их трудам.

Затем Абдурахим ал-Аймаки пишет: « А почему аяты Корана являются общими для всех времен и обстоятельств? Есть ли у них (кто это говорит) убедительные аргументы для этого, содержательные доказательства того, что они говорят?». Абдурахим ал-Аймаки характеризует тех, кто претендует на традицию и следование, что они придерживаются только комментариев и субкомментариев. Также как и то, что группа из них претендует на то, что они шафииты, другая – ханифиты.

А они же, на самом деле, анархисты, не сторонники какого-либо течения вообще. То они сторонники ан-Навави (Йахйа бн Шараф ад-Дин ан-Навави,(1233-1278) - знаменитый арабский правовед,хадисовед и биограф ), то – ал-Махалли (Абу Абдаллах Мухаммад б.Ахмад Джалал ад-Дин ал-Махалли, (1389-1459) - видный шафиитский законовед, комментатор Корана). Сегодня – сторонники ал-Хайсами (Шихабаддин Ахмад б.Мухаммад Ибн Хаджар ал-Хайсами ал-Макки (ум.1565) - известный египетский законовед, автор более шестидесяти сочинений), завтра - ар-Рамли (Мухаммад бн Шамс ад-Дин Ал-Ансари ар-Рамли,(ум. 1596) - шафиитский факих, участвовал в разработке синтаксиса арабского язык) и … т. д. Сравнивают превосходство горцев со взглядами жителей равнин. И в этом - то великая беда (Абд ар-Рахим ал-Аймаки.Кунуз ал-ахкам фи муназарат ал-а`лалам.Рукопись на арабском языке).

Эта проблема остается до сих пор местом противоречий между учеными Дагестана. Не прекращаются диспуты по этой проблеме в мечетях и деревнях. Последний такой диспут был 1996 году между шейхом Бахаутдином их Аварии, представителем ваххабитского течения и шейхом Саййид Мухаммедом из Хуштады, одним из шейхов суфизма в Дагестане, который состоялся водной из мечетей города Хасавюрта. Вопросы, обсуждавшиеся на нем – быть приверженным какому-либо течению или нет, повторение полуденной молитвы после пятничной.
По окончании пятничной службы, собрание остается большей частью в мечети для совместного совершения полуденной молитвы. Вот этот пункт, т.е. обязательно ли совершать полуденную молитву после пятничной, явился отправной точкой споров и разногласий.
Возвращаясь к теме иджтихада, необходимо отметить, что в действительности, иджтихад и следование какому-либо мазхабу (таклид) необходимы во все времена и во всех обстоятельствах. Таклид необходим каждому простому человеку, который не достиг ступени понимания иджтихада. Каждому простому человеку (мусульманину) надлежит следовать какому-либо имаму и знать мазхаб своего имама, особенно в вопросах богослужения, которые он осуществляет на практике.

Что касается иджтихада, то он необходим также ввиду происходящих в жизни изменений. Если бы древние - имамы муджтахеды дожили до наших дней, то они непременно изменили бы свои решения по многим вопросам. Прогрессу в светских науках должен сопутствовать прогресс в религиозных науках. С тем, чтобы подчинить всякое развитие в светской жизни религии. И не является целью иджтихада отказ от древнего фикха, который создали исламские умы и возврат к самому шариату. Нет. Это невозможно, так как наука развивается и становится совершеннее добавлением последующего к предшествующему. И не означает иджтихад аннулирование древнего фикха, доставшегося по наследству. А цели иджтихада в следующем:

1.Пересмотр исламского наследия по фикху.

2.Возврат к достоверным текстам и фикху в них в свете общих целей исламского шариата.

3.Иджтихад в новых проблемах.

Муджтахед должен быть ученым, факихом (знатоком мусульманского права), знать противоречия и проблемы фикха, которые были в прошлом между имамами; знатоком арабского языка, его наук, быть справедливым.

Также здесь есть положения, которые необходимо соблюдать при практиковании иджтихада:
1. Помнить, что область иджтихада – это положения предполагаемой аргументации. А что касается положений окончательных, то здесь нет места иджтихаду. Нельзя открывать иджтихад относительно предписания поста, запрещения вина, мяса свинины и так далее. Так как это дела общееизвестные в исламе.
2. Не превращать ясные решения в неясные.

3.Чтобы нормы оставались на том уровне, каковом они были - окончательные решения оставались окончательными; предполагаемые предполагаемыми; нельзя переводить норму из одного разряда в другой. Не требовать иджма` там, где ему нет места.

4. Свобода от давления обстоятельств - не подгонять тексты, чтобы они соответствовали реальности.

5. Различать хорошее от дурного. Не усердствовать в противодействии всему новому, даже если это будет полезным. Различать базовые положения и частные принципы; целое и единичное; средства и конечные цели. В основах - достижении целей - быть тверже железа, а во втором - средствах достижения их - быть гибче шелка.

6.Следует ожидать ошибку от муджтахеда – он может совершить ошибку. Муджтахед должен владеть известным инструментарием иджтихада (Юсуф ал-Кардави. Ал-Мадхал ли дирасат аш-шарийа ал-исламиййа. Катар.1995.Сафхат101-108.).

Текст статьи публикуется впервые.


Автор: к.и.н., н.с. Центра востоковедения Инситута истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН

А.Р. Наврузов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/5700/">ISLAMRF.RU: Иджтихад или следование традиции?</a>