RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Волга — река ислама

30.01.2009 14:28

В последние годы мы все больше начинаем понимать, что 922-й год определил неизмеримо много в истории Волго-Уральского региона. 450 лет казалось, что Волга — это преимущественно русская река. И только недавно поднятая история исламизации Поволжья с VIII века показывает нам, что по Великому Волжскому пути с юга на север шла мусульманская цивилизация. Сегодня только развалины Булгара и новодельная мечеть Кул-Шариф напоминают нам о былом преобладании мусульманских городов от Астрахани до Чебоксар. В последние годы преимущественно снесены даже дома Татарских слобод Казани, но все чаще видны мусульманские костюмы, мечети, мектебе и медресе, халяльные торговые и общепитовские заведения. По результатам переписи 2002 года, в Поволжье неуклонно увеличивается число представителей мусульманских народов, но они преимущественно так же отличны от арабов, как и их булгарские предки.  

 

922-й год, к счастью, дал нам бесценный источник в виде записок Ибн Фадлана. В них четко видно недоумение араба из загнивавшего и распадавшегося тогда Багдадского халифата по поводу того свободного тюркского общества, которое он увидел на берегах Волги. Само предельно демократическое принятие ислама на курултае-съезде булгарских племен кажется непонятным представителю халифата, где был утрачен коранический принцип аш-Шура (Совета). Различие между восприятием буквы и духом ислама четко видно в диалоге между булгарским Алмуш-ханом и Ибн Фадланом. Если последний делает упор на однократном или двукратном прочтении икамы (призыва к молитве), то Алмуш-хан говорит о реальной взаимопомощи мусульман при учете расхождений в рамках шариата. Булгары понимали, что в немусульманском окружении необходима сплоченность всей уммы для защиты от нападения немусульман, а не споры о длине штанов или бород. Важным различием является и булгарский обычай купания мужчин и женщин в «костюмах Адама и Евы». Причем за прелюбодеяние здесь следовала казнь. Представителю халифата, где творились темные дела в бесчисленных покоях дворцов, казалась странной эта полная открытость.

История булгарского государства остается своеобразным «золотым веком» в истории мусульман Волго-Уральского региона. Создание цивилизации и государственности на берегах полноводных Волги и Камы, Вятки и Белой, Суры и Оки дало качественный скачок безопасности и процветанию народов края. К булгарскому периоду восходят многие родословные мусульман края, включая моих предков по мусульманской линии — Мансуров. Не случайно, что самая великая легенда — рассказ о принятии ислама Айдар-ханом от рук асхабов (соратников Пророка Мухаммада) — была известна уже как минимум в 1130-е гг. Здесь династия булгарских ханов получила двойную законность: от первых тюркских правителей края и от мусульманской государственности и религии времен Пророка. Перо и чернильница — символы знания — в руках асхабов стали вечными символами образованности и духовности у татар.

Само добровольное принятие ислама от асхабов или на съезде-курултае противоречит практике принятия религии путем оружия или в тени дворцов. Эта народность терялась в кровавой мгле средневековья, но становится близкой сейчас, когда все конституции мира говорят о народном суверенитете. Недаром вплоть до «безбожной пятилетки» рубежа 1920–1930-х гг. имамы, включая великого муфтия Ризу Фахретдина, хранили память о своих булгарских предках. Такие разные персонажи, как мулла Мурад и Гали Чокрый, Шигабетдин Марджани и Мулланур Вахитов, предавались раздумьям на развалинах Булгара. Одним из первых актов правительства татарской автономии Кашшафа Мухтарова стала защита Булгарского городища. Даже в самые черные годы атеизма мусульмане полутайком собирались здесь. Но с 1989 года плотина рухнула, и с тех пор каждый год тысячи мусульман встречаются на волжских берегах.

Булгарская цивилизация — это рождение и мусульманского образа жизни, и правосознания в крае. В городах строились соборные мечети, и здесь дела стали решать судьи-казыи. В этом была и слабость булгар: исламские институты не могли появиться вне сети городов, преимущественно завязанных на сетку рек. Сила его была в глубине религиозных чувств, в том числе среди простого народа. Кочевые государства рухнули, а их элита во многом погибла или перешла в Московскую Русь, где и крестилась, то же произошло с исламизированными представителями угро-финской элиты. Булгарское государство в отличие от Киевской и Московской Руси и Золотой Орды была не империей, а федерацией. Здесь немусульманские народы сохраняли свою религию и правителей, свои земли, а не подвергались ассимиляции или христианизации, как на землях Владимиро-Суздальской Руси. Но в этой свободе и была слабость Булгарского государства. Оно не защитило своих угро-финских федератов.

В этой слабости и была своя человечность. Ведь любят «безоружных пророков». Поэтому именно идеальный образ Булгара, а не ордынского Сарая и не ханской Казани жил в памяти народной. В истории Булгара не было имперского величия, не было отблеска великих битв и побед, но была глубокая человечность. Стада на черноземах, пашни, которые наши предки поднимали тысячу лет назад, неповторимый вкус волжской ухи, сваренной на костре, гораздо ближе человеческому сердцу, чем весь блеск тускнеющего величия. Легенда о булгарской ханской дочери, спасшей жизнь своих братьев, но выбравшей смерть, а не бесчестие, многое говорит о чувстве собственного достоинства наших предков.

Само поражение булгар от монгол в 1236 году вначале не было смертельным. Ведь был уничтожен только Биляр. Но после ухода монгольской армии вспыхнуло восстание Баяна и Джику, подавленное лучшим полководцем еще Чингиз-хана Субудаем. Именно оно нанесло удар по тылам армии Бату-хана. Реальные Баян и Джику погибли, хотя Джик-мерген побеждает в татарской легенде и завоевывает сердце прекрасной Алтынчеч. Премьера одноименной оперы прошла на сцене Татарского театра оперы и балета 12 июня 1941 года, и автором ее либретто был Муса Джалиль. Он словно напророчил свое будущее ровно за 10 дней до 22 июня... Судьба Джалиля и его соратников по легиону Идель-Урал глубоко символична. Они попали в плен, но их дух победил. Не секрет, что легионы и части, сформированные из народов СССР, зачастую использовались в карательных функциях. Печальный пример власовцев и полицаев широко известен. На потомках булгар, к счастью, нет этого клейма. Ведь религия ислама категорически воспрещает убийство безоружных и беззащитных людей.

Юбилеям принятия ислама булгарами на общегосударственном уровне не везло. В царской России с ее господствующей ролью православия они были невозможны. В 1922 году у власти стояли коммунисты, правда, склонные к некоторым компромиссам, но Волго-Уральский регион только выходил из страшного голода 1921 года. Возможным оказалось празднование только 1000-летия (по хиджре) в 1989 году. Это событие стало важнейшим фактором в деле возрождения ислама в России, но в пылу перестроечной борьбы, надвигающегося кризиса и распада СССР вчерашние научные коммунисты и историки КПСС высказали много банального, но мало глубокого. Сегодня мы все больше понимаем, что булгарская цивилизация была прежде всего цивилизацией мусульманской. Лучшим ключом к ней является поэма Кул Гали «Кыйсса-и-Юсуф» («Рассказ о пророке Юсуфе»). Советский режим абсолютно не случайно не давал ее печатать почти все годы своего существования. Из поэмы мы можем черпать представления наших предков об истине, морали, нравственности, человечности. У нее есть переложение на современный татарский и хороший русский перевод, хотя еще моя бабушка неплохо понимала оригинал. Наверное, знакомство с ней будет лучшим чтением перед поездкой в Булгар в этом и в любые последующие годы. Если мы хотим понять своих предков, то теперь все зависит от нас...

 

 

Айдар ХАБУТДИНОВ,

доктор исторических наук

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/6887/">ISLAMRF.RU: Волга — река ислама</a>