RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Исчезнувшая мусульманская община Выборга

06.02.2009 16:54

  В ходе работы над серией энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации», выпуск которой с 2007 года осуществляет ИД «Медина», авторам удается сделать удивительные находки. Так, в частности, в готовящемся к изданию словаре «Ислам в Санкт-Петербурге и на северо-западе России» будут помещены материалы про исчезнувшие мечети в Кронштадте и Архангельске, малоизвестные проекты строительства мечетей в Санкт-Петербурге начала XIX века, и др. Предлагаем вниманию читателей материал про одну из исчезнувших мусульманских общин в Карельском перешейке, о которых на сегодня знают только немногие специалисты — общины в г. Выборге (Ленинградская область).

 

Мусульманские общины на территории Карельского перешейка (административно являлся частью автономного Великого княжества Финляндского, входившего с 1809 года в состав России), очевидно, первоначально возникли на основе приходов военнослужащих-мусульман. Так, известно, что в 1851–1859 гг. имамом Выборга был Юсуп Субукаев (Юсуф Субукнов). В 1861 г. он же являлся и.о. имама в Выборге, получившим из ОМДС метрическую книгу для занесения сведений о рождении, кончине, бракосочетании и разводах как в семьях военнослужащих, так и местных гражданских лиц. В 1860–1863 гг., согласно метрическим книгам, имамом Выборга значится Гайфулла Зейнуллин, в 1864–1866 гг. – Ахметша Мирасуглы, в 1867–1868 гг. – Кутлуахмед Фазылахмедов.

В 1868–1870 гг. по инициативе российского правительства, заинтересованного в более тесной интеграции Финляндии с основной частью империи, была построена ж/д магистраль Санкт-Петербург – Рийхимяки (в 70 км от Хельсинки), проходившая через Карельский перешеек. Благодаря новой дороге около 1875 г. на территории Карельского перешейка обосновались татары – выходцы из ряда сел Сергачского уезда Нижегородской губернии: Актуково, Уразовка, Овечий Овраг (Куй Суы), Ключищи (Суыксу), Чембилей, Рыбушкино, Кадомка и Трехозерки (Очкуль). В летний сезон они занимались крестьянским трудом на своей малой родине, а в зимний период торговали по всей европейской части России вплоть до Таллина и Санкт-Петербурга. Основными предметами торговли татар были меха и меховые изделия, текстиль, костюмы, ковры. Сначала они приезжали сюда с собственными семьями, а потом к ним присоединялись их более далекие родственники; этот процесс растянулся до 1925 г.

Татарами были основаны две общины – в пос. Терийоки (ныне – Зеленогорск, административно входит в состав Санкт-Петербурга) и г. Выборг. Сначала татары торговали на базарах только здесь, постепенно расширяя свою торговлю до других районов Финляндии.

Выборг до 1940 г. по численности населения был вторым городом Финляндии (в 1910 г. – 50 тыс., в 1939 г. – 80 тыс.), являясь при этом многонациональным. Помимо финского населения (самого многочисленного, 81%), здесь проживали крупные шведская (10%), русская (6,5%), немецкая (0,7%), татарская, еврейская, и др. общины. Смешение языков в Выборге было более значительным, чем в любом др. городе Финляндии.

В начальный период образования общины, в 1881 г., татары Выборга вместе с единоверцами из СПб ходатайствовали перед властями о разрешении сбора пожертвований на строительство Соборной мечети СПб, что можно считать косвенным указанием на отсутствие в те годы мусульманского храма в самом Выборге. Вместе с тем, позже здесь возникло два татарских (магометанских) кладбища: у дороги на Санкт-Петербург в р-не Ристимяки и к северу от Выборга на острове Сорвали. Ристимякский некрополь занимал довольно обширную территорию, на которой располагались последовательно шведско-немецкое, греко-католическое, финское приходское, еврейское, магометанское, финское городское кладбища; на о-ве Сорвали мусульманский участок – вероятно, очень небольшой – также соседствовал с другими этноконфессиональными погостами, в частности, финским и еврейским.

Безусловно, два мус. кладбища в Выборге могли появиться только при условии существования здесь значительной по численности общины. Очевидно, что немногочисленный гражданский приход татар (ориентировочно 0,2 – 0,4 тыс. человек: нижний порог этой цифры сопоставим с более поздней численностью татар в Тампере, частично переехавших из Выборга после 1940 г.) был не единственным в городе. В продолжение традиций второй половины XIX в. и вплоть до Октябрьской революции здесь по-прежнему размещалось немало военнослужащих-мусульман. Об их численности дают представления события декабря 1917 г., когда в Хельсинки и Выборге было набрано ок. 2 тыс. воинов-мусульман для 1-го Финляндского стрелкового мусульманского полка, и к январю 1918 г. в городе был сформирован один из двух батальонов полка (т.е. в Выборге находилось ок. 0,5 – 0,8 тыс. человек из этого полка).

Татары Выборга после Зимней войны переселились в Тампере и Хельсинки (возможно, окончательно это произошло только в 1944 г.).

Исторические кладбища Выборга в настоящее время практически уничтожены: их территории затронуты при строительстве дорог и домов; многие надгробные камни вывезены и используются в др. целях. Местные жители воспринимают кладбище Сорвали как живописный парк и устраивают здесь пикники. Мусульманские кладбища не сохранились. В 2007–2008 гг. действовал проект Евросоюза по восстановлению утраченных кладбищ, однако мусульманские активисты Ленинградской области не проявили к нему интереса.

Дамир Хайреидинов, к. и. н., этнолог, публицист

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/7026/">ISLAMRF.RU: Исчезнувшая мусульманская община Выборга</a>