RSS | PDA | Архив   Четверг 25 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Татары в Финляндии, взгляд из Петербурга

17.03.2009 15:19

После окончания советско-финской войны 1939-40 г.г., часть территории Карельского перешейка отошла Советскому Союзу, финское население покинуло земли, которые вскоре были заселены переселенцами. Многие населенные пункты были переименованы, но старые петербуржцы долго хранили в памяти их прежние названия.  

 том, что в Финляндии живут татары, я узнала ребенком летом 1967 года.

 

В двух-трех километрах от села Красносельского, на 98 км Выборгского шоссе, стоял дом, хозяева которого сдавали комнаты на лето постояльцам, а сами перебирались в комнатушку, пристроенную к сараю.

 

Палисадник с георгинами и садовой ромашкой, во дворе летняя кухня с дровяной плитой, чуть поодаль баня, большая поляна, с которой начиналась опушка леса. А в лесу - ягоды, грибы.

 

Лес, мне вспоминается светлым, он был преимущественно сосновым, и как напоминание, о том, что здесь когда-то были бои, тянулись по лесу, поросшие, но хорошо различимые еще окопы.

 

В траве около бани мы, дети, удивлялись большому количеству битой обожженной керамики. Хозяева, Иван Егорович и тетя Шура, рассказывали, что этот хутор принадлежал финну-гончару, на фундаменте гончарной мастерской однорукий инвалид войны Иван Егорович поставил баньку. Историю эту поведала им дочь гончара, проезжавшая мимо родных мест в Ленинград.   

 

Иван Егорович, добрейшей души человек, всегда подвыпивший, обращался к постояльцам, детям и взрослым, одной фразой: "Будьте как дома".

 

Движение по шоссе в те времена не было интенсивным, и наше детское внимание всегда привлекали проезжавшие мимо финские автобусы и легковые машины.

 

Однажды, теплым солнечным днем мы увидели, что финский автобус, притормозив, остановился. Мы, дети, наперегонки бежали к калитке, к которой уже подходил хозяин. Водитель-финн знаками, показывая на колодец, попросил набрать воды. Пока, громыхая цепью, поднимали ведро с водой, Иван Егорович сердечно приветствовал, вышедших размяться финнов, говорил о советско-финской дружбе, о мире во всем мире. Финны вежливо улыбались, они были без сопровождающего, и ничего не понимали.

 

Один из мужчин протянул мне горсть конфет, когда я полная новых впечатлений, прибежала к бабушке. Аникай мне сказала: "Нужно было сказать ему: "Рэхмэт абзы, ведь в Финляндии тоже татары живут, вдруг он татарин". С тех пор прошло почти 40 лет, но я помню свое недоумение и то, что какое-то время хранила фантики от тех конфет, мне действительно казалось, что тот дяденька был татарином.

 

Следующим подтверждением того, что в Финляндии живут татары, был какой-то чемпионат по хоккею, проходивший в Ленинграде, некоторое время спустя. Один из игроков финской команды носил татарскую фамилию.   

 

Для, многих, однако, связь с Финляндией в советские времена  была представлена   красивой блондинкой на коробочках плавленого сыра "VIOLA", моментально раскупавшегося в магазинах. Финская фирма "Валио" и сейчас поставляет свою продукцию в Питер.

 

С годами интерес к этой теме не угас, хотя мои знания обогатила одна книга о мишарских диалектах татарского языка *1*, в которой упоминалось о том, что в самом конце XIX и начале XX века несколько сот татар переселились в Финляндию и Эстонию.

 

Я уже писала о том, что любое исследование - это удовлетворение собственного любопытства. Поэтому, когда среди описей документов Департамента духовных дел иностранных исповеданий, я обнаружила два дела о мечетях в Выборге и Ревеле*2* и о мусульманских приходах Финляндии,*3* мне захотелось их посмотреть.

 

Города Выборг и Таллинн (Ревель) всегда для меня были городами европейской культуры, я была изумлена узнав, о мечетях, но начнем по порядку.

 

20 февраля 1870 года из Уфы к Министру Внутренних дел обратился Оренбургский муфтий С. Тевкелев со следующим посланием*4*:

 

"Его Высокопревосходительству Господину Министру Внутренних дел

 

Выборгские низшие чины магометанского вероисповедания, вследствие сделанного Финляндским Генерал Губернатором распоряжения об упразднении Выборгской мечети и об обязании муллы рядового Ахмерова явиться к оправлению обязанностей по званию рядового обратились ко мне с ходатайством как о восстановлении мечети, так и о назначении в оную муллы. Они, как находящиеся на службе, не могут обращаться для исполнения треб к мулле, проживающему в Гельсингфорсе, отстоящем от Выборга на 280 верстах (верста - старинная русская мера длины  равная 1,06 км), через что дети их остаются не молитвованными, а усопшие погребаются без исполнения обрядов магометанской веры, и все требы не могут быть внесены своевременно в метрики.

 

Вслед за сим, исполняющий должность Ревельского имама Ильясов, доведя до сведения моего, что отводившаяся в прежние времена квартира для отправления богомолия магометан, ныне не отводится, и что магометане, как стоящие на службе нижними воинскими чинами по скудности средств своих, не могут нанять таковой на свой капитал…

 

+ Убеждаясь справедливым ходатайством нижних чинов, я обязанностью почел покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство, в видах сохранения правил магометанской веры и нестеснительного исполнения обрядов оной, не признаете ли и Вы со своей стороны возможным сделать зависящее распоряжение об удовлетворении ходатайств Выборгских и Ревельских рядовых".      

 

Министр внутренних дел обратился за разъяснением к Финляндскому Генерал-губернатору и к Генерал-губернатору Лифляндскому, Эстляндскому и Курляндскому.

 

Из вскоре полученных депеш оказалось, что "в Выборге не положено по штату ни магометанской молельни, ни духовенства". Для исполнения духовных треб ежегодно командировался туда мулла Тимир Галеев "с отпуском ему из казны прогонных и порционных денег". Число военных чинов (из мусульман) Выборгского гарнизона доходило лишь до 40 человек.

 

"Отвод для магометанской молельни особого помещения на счет казны вызывал бы постоянный расход, - писал Командующий войсками,- но ежели за сим Ваше Превосходительство изволите признать необходимым возведение в Выборге магометанской мечети на счет сумм Министерства внутренних дел, то конечно, к тому с моей стороны препятствий не будет".

 

Из Ревеля сообщили, что наем помещения для мечети, "хотя и производился по требованию военного начальства, но не имеет законного основания".

 

В 1862 г. тогдашний губернатор генерал-лейтенант Ульрих по требованию командира Ревельского порта  предписал квартирной комиссии  об отводе помещения для богослужений мусульманам, хотя в циркулярах упоминались полковые священники православного и римско-католического исповедания в связи с отпуском денег и  отводом квартир. В 1867 году отпуск из квартирной кассы денег "под мечеть, равно и на отопление и освещение оной" был прекращен. О численности мусульман в материалах дела ничего не говорится.

 

В Петербурге получили исчерпывающие ответы, о чем и сообщили муфтию. Дело было закончено и передано архив.

 

Нужно пояснить, что по требованиям того времени "при всякой мечети прихожан было не менее 300, или, по крайней мере, 200 ревизских душ мужского пола".*5* В данном случае мы видим личное участие командования, принимавшего нужды нижних чинов.

 

В Выборгской крепости и гарнизоне служили не только рядовые, но и бомбардиры (звание артиллериста, соответствующее ефрейтору) и унтер-офицеры (в царской армии звание младшего командного состава).

 

Сорок лет спустя, в 1911 году, Департаменту духовных дел иностранных исповеданий пришлось еще раз заняться мусульманскими приходами Финляндии.

 

Из канцелярии Финляндского Генерал-губернатора в Гельсингфорсе (Хельсинки) начали поступать запросы о порядке утверждения муллы для лиц магометанского вероисповедания, проживающих в Финляндии. В Департаменте духовных дел иностранных исповеданий ответ затягивали.

 

В пятом по счету запросе Генерал-губернатор сообщал,*6* что "проживающий в Гельсингфорсе крестьянин дер. Актуковой Сергачского уезда, Нижегородской губернии Самиулла Садритдинов вышел к Нюландскому губернатору с ходатайством, прося об утверждении его, согласно избранию муллою. По наведенным справкам в Гельсингфорском приходе с 1836 года (т.е. за 75 лет) всего было четверо мулл. Все они, по заявлению представителей здешнего магометанского населения, утверждались Нюландскими губернаторами, однако дел с резолюциями губернаторов не оказалось".

 

Чиновники продолжали искать… и нашли, явно устаревший, Церковный устав от 3 сентября 1686 года*7*. В этом единственном документе, говорилось: …"Те, другой религии…впредь сюда прибывающие для какой-либо службы… пока живут они смирно и без соблазна, остаются при своей религии, но когда хотят они отправлять свое богослужение, читанием и пением, то должны учинить сие в своих домах и жилищах, за замкнутыми дверями, про себя, наедине и без составления собрания с другими. Однако, дети их если хотят быть приняты в гражданство, вследствие уставов и постановлений, данных от нас и наших высокосильных предков, королей Шведского государства должны быть воспитаны в истинно христианской вере…"

 

Вопрос оставался открытым в течение 5 лет, за это время в материалах дела стала фигурировать другая фамилия.

 

В октябре 1916 года Оренбургский муфтий М-С. Баязитов обратился в Министерство внутренних дел*8*:

 

"И.о. имама г. Гельсингфорса Валиахмед Хакимов рапортом от 30 июня с.г. просит дать ему указание о том, как следует поступить по вопросу о ведении метрических книг и отправлению духовных треб у проживающих в Финляндии в довольно значительном количестве (до 5 тысяч) мусульман в виду отказа Императорского Финляндского Сената в утверждении его, Хакимова, в должности имама".

 

Императорский Сенат со ссылками на документы 1723 и 1772 гг.*9* отмечает, что " свобода религии в Финляндии чрезвычайно ограничена и евангелическо-лютеранскому исповеданию надлежит нерушимо быть единственной официальной религией края... Таким образом, Императорский Сенат не имеет… возможности утвердить крестьянина Симбирской губернии Курмышского уезда дер. Большой Рыбушкиной Валиахмета Хакимова в должности имама-хатыба, равно как и предоставить ему право вести официальные ведомости…"

 

Однако, 13 июня 1917 года, Сенатом была назначена комиссия для составления закона о свободе вероисповеданий.

 

Энциклопедический словарь "Брокзаузъ и Ефронъ"в 86 томах, издававшийся в 1890-1907 гг.*10*, дает очень большую развернутую статью о Финляндии, которая "под именем Великого княжества Финляндского, заняла совершенно исключительное, сравнительно с другими частями Российской державы, положение".

 

В частности из нее мы узнаем, что достоверные сведения о стране начинаются с крестового похода в Финляндию или, как она тогда называлась, Эстерландию (Восточная страна) шведского короля Эрика Святого (ок.1157 г). До конца средних веков финны мало прониклись шведской культурой. Поводом к шведско-русской войне 1808-09 гг. послужил отказ шведского короля Густава IV Адольфа примкнуть к союзу Франции и России против Англии. В феврале 1808 г. русские войска перешли шведско-русскую границу. 17 сентября 1809 г. был заключен мир, по которому Швеция уступила России Финляндию. Александр I говорил: "Я обещаю сохранить вашу конституцию, ваши коренные законы". Члены сейма принесли присягу в том, что "признают своим государем Александра I Императора и Самодержца Всероссийского, Великого князя Финляндского, и будут сохранять коренные законы и конституции края в том виде, как они в настоящее время существуют".

 

Относительно войска было постановлено сохранить поселенческую систему.

 

Лютеранство сделалось религией государственной, остальные исповедания были только терпимы. Когда Финляндия была присоединена к России, государственная власть начала признавать наравне с лютеранской церковью и православную. Евреи, мусульмане и представители других нехристианских исповеданий в силу особых распоряжений имели право отправлять свое богослужение, но гражданскими правами страны не пользовались.

 

Высшее управление Финляндии в основных чертах сохранилось в том виде, как было при Александре I. Его органами служат: министр-статс-секретарь  - в Петербурге, генерал-губернатор и Императорский Сенат - в Гельсингфорсе. Генерал-губернатор и министр-статс-секретарь назначаются высочайшей властью.  

 

"Из стран, с которыми Финляндия находится в постоянных торговых сношениях, - пишет автор статьи, - Россия, стоит на первом месте, уже потому, что она снабжает Финляндию предметами первой необходимости: хлебом, мукой, сахаром, керосином ".   

 

Вот такой в кратком изложении была Финляндия 100 лет назад.

 

Из приведенных документов следует, что первыми мусульманами Финляндии были татары, призванные на военную службу, поэтому мусульманские приходы проходили по военному ведомству.

 

"Александр I мечтал улучшить материальное положение нижних чинов, дать им возможность во время службы оставаться среди своих семейств, и продолжать свои земледельческие занятия, а на старость обеспечить им пристанище и кусок хлеба", - далее в словаре "Брокгаузъ и Ефронъ" говорится, - "что нижние чины, поселенных эскадронов и батальонов, поступившие на службу по рекрутским наборам, могли требовать присоединения к ним жен и детей, оставшихся на родине".

 

В 1857 году в царствование императора Александра II военные поселения в России начали упразднять, но на этом история татар, проживавших в Финляндии, как мы видим, не закончилась.*11*

 

Интересно отметить, что закон о свободе вероисповеданий в Финляндии начал  рассматриваться только через 12 лет после того, как был принят в России, и до какой-то степени благодаря татарам, занимавшимся торговлей.

 

Из деревень Сергачского уезда Нижегородской губернии, по введенной в строй железной дороге, начали предки современных финских татар свое знакомство с Финляндией в 1890-х годах, которая впоследствии стала для их детей, внуков и правнуков родиной*12*.

 

Тяжелый крестьянский труд многие татары того времени вынуждены были сочетать с торговлей. Смеем предположить, что в страну Суоми из Поволжья отправлялись они не случайно, наверняка связь между соплеменниками существовала и ранее, а сомневаться в тесных контактах с татарами, проживавшими в Петербурге, тех и других не приходится.

 

Это  подтверждает справочник "Весь Петербург" за 1912 год, в котором владелец "Бухарского магазина" и  магазина "Азиатские вещи" Таджи Исамухамедов, рекламируя свою фирму, указывал филиалы в городах Ташкенте, Аулиэте (г. Джамбул), Андижане, Гельсингфорсе, Або и Нижегородской ярмарке. В магазинах, два из которых находились на Невском проспекте, можно было купить и заказать восточную мебель, сдать в починку ковры и купить новые персидские, бухарские, текинские разных размеров. Покупателям предлагались портьеры, одеяла, халаты мужские и дамские, шелковые ткани, бурки и черкесские костюмы, а так же кавказские серебряные изделия.*13*

 

Мусульманская периодическая печать тех лет тоже не обходилась без упоминания Финляндии.

 

Газета "Вакт" сообщала, что купцы, проживавшие в Финляндии и Петербурге, пожертвовали более 1000 рублей  в пользу мектебе "для содействия просвещению родного аула" Чумбили Курмышского уезда Симбирской губернии. 

 

В другой статье этой же газеты говорилось в том, что в летние месяцы в Петербурге устраивались курсы для учителей и учительниц, участники которых совершали экскурсии в Кронштадт, Петергоф и Финляндию. *14*

 

В 1915 году, по сообщению газеты "Каспий", в Гельсингфорсе было учреждено Мусульманское благотворительное общество. *15*

 

Общеизвестен факт частого посещения Финляндии известным татарским теологом Мусой Бигеевым, проживавшим в Петербурге.*16*  

 

На празднование 1000-летия Казани летом 2005 года в Татарстан  из Финляндии приехала группа численностью в 100 человек, число проживающих татар по сравнению с дореволюционной Финляндией значительно уменьшилась и составляет сейчас 800 человек.

 

В Финляндии в 2004 году издана прекрасная книга с большим количеством фотографий на финском и татарском (на латинице) языках с кратким изложением на английском языке. Ее автор М. Baibulat, написала для следующих поколений и для нас с вами историю этой татарской общины.

 

В декабре 2005 года "Общество мусульман Финляндии" отметило 80-летие своей общины*17*. На юбилей были приглашены высокие гости из России: Председатель Духовного управление мусульман европейской части России Р. Гайнутдин, Муфтий Татарстана Г.Исхаков, Муфтий Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России Д. Пончаев.

 

2006 год для финский татар тоже юбилейный. Из приведенных выше архивных документов следует, что первый мусульманский приход, для проходивших военную службу в Великом княжестве  Финляндском, татар, сложился в Хельсинки (Гельсингфорсе) 170 лет назад в 1836 году.

 

Имя одного из имамов, служивших в 1870-е годы Т. Галеева теперь известно, будем надеяться, что имена других имамов со временем будут восстановлены.  

 

А сейчас отрадно отметить, что теперь мы не живем в изоляции и можем свободно общаться друг с другом.

 

Альмира Тагирджанова, краевед, Санкт-Петербург

 

Примечание:

1. "Опыт исследования тюркских диалектов"

2.  Российский Государственный исторический архив (РГИА) Ф. 821, оп. 8, д. 668 "По отношению Оренбургского муфтия об отводе в Ревельском порту помещения для отправления богомолия у нижних чинов магометан и о восстановлении в г. Выборге мечети с назначением в оную муллы";

3. РГИА. Ф. 821, оп. 133, д. 553 "Магометанские приходы в Финляндии";

6. РГИА. Ф. 821, оп.133, д. 553, л. 5;

7. Там же, л. 11;

8. Там же, л. 12;

9. Там же, л. 17;

10. Электронная версия Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза (Лейпциг) и И.А. Ефрона (С-Петербург), изданного в 1890-1907 гг. в 86 томах (Брокгаузъ и Ефронъ);

11. Там же;

12. Tampereen Islamilainen Seurakunta: juuret ja historia

    Tampere islam Mahallesi: Nigizi ve tarihi

     The Tampere Islamic Congregation: the Roots and History

     Muazzez Baibulat, 2004;

13. Адресно-справочная книга "Весь Петербург", 1912 г.;

14. "Мир Ислама", 1912 г., с.с. 462, 612;

15. РГИА. Ф. 821, оп.133, д. 644, л. 21 об. "Наряд вырезок по мусульманскому вопросу";

17. "Татарские новости" № 1 (138), 2006.

 

 

На фото: мусульманская община Финляндии во время празднования Куран-байрама

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/7637/">ISLAMRF.RU: Татары в Финляндии, взгляд из Петербурга</a>