В мечети — история
15.10.2007 16:16История существования мечети в России насчитывает несколько веков. За все эти годы мечети пережили очень многое: их запрещали, разрушали, закрывали. И наконец в 90-х гг. начался период возрождения...
Возрождение конца прошлого века
«Масджид — лаху тарих» (в мечети — история)… Статья под этим названием попалась мне в номере кувейтского журнала «альАраби» в первые перестроечные годы. В Казани тогда существовала всего одна официально открытая мечеть — альМарджани, где собирались тогда в основном старики. Они часто использовали копии молитв, написанные на кириллице. Когда я слушал их чтение, мне с трудом удавалось узнать арабские слова. В мечеть ходили звать на похороны и чтение молитв по усопшим, реже на чтение никаха и исем кушу (имянаречение). За погребальные обряды власти уже не наказывали, но за другое могли возникнуть большие неприятности. Изредка в мечети можно было увидеть молодежь, читавшую книги на арабском.
Тогда нам казалось это нормальным. Но студенты из стран мусульманского Востока, учившиеся в еще недавно открытой для иностранцев Казани, говорили, что такой мечеть быть не должна. Тогда мы не знали истинной роли мечети ни для мусульманского мира, ни для наших предков. В «научной» литературе можно было в лучшем случае прочесть, что в мечетях собирались враги Советской власти, чтобы точить ножи и готовить обрезы для сторонников режима.
Затем мечетей стало больше, и в них появилось чтото похожее на классы с доской и партами. И в них сразу стало больше не только стариков, но и молодежи. Люди стали изучать арабский язык и получили возможность покупать не только разношерстные переводы, но и сам текст Корана. На саудовских изданиях на английском и арабском было написано, что Коран — это дар короля Саудовской Аравии, но их продавали за 30 рублей — весьма большую по тем временам сумму. И люди покупали. И было их очень много. Потом начали передаваться властями десятки старых мечетей и строиться сотни новых. В годы, когда миллионы людей зачастую жили на грани голода, чудом находились стройматериалы, деньги, учебники, а главное люди, отдававшие делу возрождения религии Ислама всю свою энергию. Уже в начале следующего десятилетия многие мои ровесники, которые раньше не забывали попитьпогулять, стали держать пост и читать намаз. Единицы это сделали для карьерного продвижения, стремясь прийти на пятничный молебен и занять место поближе к минбару, показать свою правоверность. Но пусть об их искренности судит Аллах. Для большинства же возращение к вере предков было осознанным актом, не принесшим им земных благ, но изменившим их внутренний мир.
Возрождение конца века восемнадцатого
В истории России джадидисты, начиная с Исмаила Гаспринского, не случайно сравнивали мусульманскую общинумахаллю с минигосударством, сохраняющим основы исламской Веры и Закона. Поэтому разрушение и строительство мечетей, их размеры и местоположение всегда являлись важнейшим показателем статуса Ислама в государстве. Уничтожение Казанского ханства в 1552 году означало уничтожение мечетей и медресе в его былой столице, так же как и в столицах былых Астраханского и Сибирского ханств и их городах, превращенных в русские крепости. В городской панораме не должно было быть силуэтов минаретов. Но сельские мечети и городские молельные дома оставались. Ориентация на поголовное крещение мусульман Конторой Новокрещенских дел в 1740 —первой половине 1750х годов привела к уничтожению городских мечетей (кроме приграничной Каргалы) и большинства сельских.
Но и здесь государственные интересы были выше конфессиональных. Татары Сеитова посада (Каргалы) — торговой слободы близ Оренбурга — в 1745 году первыми получают права корпорации, включая свободу вероисповедания и освобождение от рекрутской повинности, при условии участия всех членов корпорации в торговле с мусульманским Востоком. Каргала получает права посада, и там создается Ратуша, то есть самоуправление. Муфтий ЦДУМ в 1921–1936 гг. Риза Фахретдин в книге «Ахмет бай» отмечал, что впервые после падения Казанского ханства «возрождалась официально признанная национальнорелигиозная жизнь татар». Авторитет Сеитова посада определялся и крупнейшей в Приуралье сетью мечетей и медресе. Первое медресе в Каргале возникло при Соборной мечети в 1746 году. С ростом слободы там возникли новые медресе при второй мечети (построена в 1760 году), при третьей (1773), при четвертой (1789), при пятой (1802).
В 1767 году по прибытии в Казань Екатерина II услышала требование татар дать возможность построить в Татарской слободе две каменные мечети. Формально они имели на это право, но реально старые мечети были разрушены, а новых строить не давали. Екатерина II пошла на этот шаг, несмотря на сопротивление местного православного духовенства.
В наказах и выступлениях мусульманских депутатов в Уложенной Комиссии 1767–1769 гг. также говорилось: «Не препятствовать отправлению их культа, постройке мечетей, открытию школ, устроить для мусульман специальные мусульманские суды по Шариату, разрешить иметь собственную администрацию и пользоваться в делопроизводстве татарским языком». Центром всего этого должна была стать мечеть, точнее сотни мечетей. До этого мусульманам приходилось ездить за десятки верст для совершения пятничного намаза, где наряду с хутбойпроповедью верующие молились за здравие династии Романовых. Некоторым радикалам такая постановка вопроса даже нравилась, и они утверждали, что в России как в немусульманском государстве не может быть ни хутбы, ни молитвы за правителей.
Но в эпоху Екатерины II бал правили умеренные. Именно тогда возрождалось образование в мектебе и медресе, устанавливался характерный для татар мусульманский образ жизни. Мусульмане России внешне стали четко отличаться от своих соседейнемусульман. При этом они сохранили обычаи, которые и сегодня сохраняются татарамиханафитами: это, к примеру, соблюдение обрядов третьего, седьмого и сорокового дня по усопшим и ряд других. На рубеже XVIII–XIX вв. улемы Казанской губернии получили высокий авторитет у всех сторон, начали возрождать мусульманские традиции былой столицы и в глазах государства. Это доминирование опиралось и на чисто материальную базу в лице крупнейшего комплекса мечетей Казани (Юнусовская, ныне — альМарджани), Апанаевская, Галеевская, Иске Таш, Первая Пороховая, Голубая, Первая Бишбалтинская) и Заказанья (Ташкичу, Мачкара, Кышкар, Береске). Почти все они были известны и своими медресе.
Развитие века девятнадцатого
Хуже обстояло дело в центре Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС), открывшегося в 1788 году, — в Уфе. Двое первых муфтиев были связаны соответственно с мечетями Казани и Каргалы. Вначале Уфа не имела каменой мечети, но муфтий Габдессалям Габдрахимов (1825–1840) стал инициатором строительства зданий религиозного комплекса в Уфе (Первой соборной мечети, вакуфного дома и резиденции ОМДС). Первая соборная мечеть, построенная в 1830 году, находится в Уфе на ул. Тукаева, 52. При Габдессаляме Габдрахимове строится и Нижегородская ярмарочная мечеть. Таким образом, административный (Уфа) и экономический (Нижний Новгород) центры российских мусульман получают признанные государством мечети.
Новый период роста мечетей связан с деятельностью муфтия Габдулвахида Сулейманова (1840–1862), корни которого идут с Нижегородчины. В крупнейших городах ВолгоУральского региона существовали должности военных ахунов, имамы были назначены в ряд основных военноморских портов, на казенный счет содержались мечети при Казанском пороховом и Ижевском оружейном заводах. С 1850 года была создана должность главного ахуна башкирскомещеряцкого войска в лице имама мечети КараванСарая в Оренбурге. Но уже во второй половине XIX века упраздняются должности военных имамов, а заводские, былые пограничные со Степью мечети и мечеть КараванСарая снимаются с бюджетного финансирования и передаются приходам.
Триумф и трагедия века двадцатого
Мусульмане начала прошлого века сумели дать ответ вызовам индустриализации, когда многие прочили утрату веры рабочими в новых промышленных центрах и рабочих районах. Но без помощи государства умма оказывается даже более успешной. Буржуазия Казани разворачивает строительство мечетей как на окраинах СтароТатарской Слободы (Султановская, Казаковская), так для рабочих русских заводов НовоТатарской Слободы (Азимовская с медресе «Гаффария»). В Троицке шейхисуфии ордена накшбандийа Ахмад Рахманкулов и Зайнулла Расули выстроили по сути новую мусульманскую инфраструктуру города, увеличив число мечетей с двух в 1846 году до семи в 1915 году. В начале прошлого века мусульманская буржуазия Уфы увеличила число городских мечетей с двух до шести. На деньги буржуазии строятся мечети во многих губернских городах России от Твери до Иркутска, где возникают мусульманские общины. Десятки приходов возникают на рудниках и заводах.
Единственным случаем совмещения общественной активности самих мусульман в форме Всероссийской подписной кампании по сбору средств с влиянием внешнеполитического фактора в лице бухарского эмира стало строительство Соборной мечети в СанктПетербурге. Открытая в 1913 году, она должна была продемонстрировать новое европейское лицо толерантного российского государства. Однако в ряде регионов строительство мечетей и назначение мулл блокировалось администрацией, прежде всего по инициативе местных архиереев Православной церкви.
В 1927 году число приходов округа Центрального Духовного управления мусульман — преемника ОМДС — достигает 14 825. Это был исторический максимум. Число мечетей увеличивается в старых больших аулах (например, в нижегородском Сафаджае), они возникают в новых переселенческих поселках. Но к концу 1920х годов больше 90 % мечетей было закрыто. К середине 1980х в округе Духовного управления мусульман Европейской России и Сибири (ДУМЕС) их осталось только 142.
День сегодняшний
Но история не дает победу безбожникам надолго. Сегодня в России около 5 000 мечетей. Они открываются почти постоянно, и, кажется, их число уже никого не удивляет. Большинство мечетей работает в связке с мектебе. Но уже давно все привыкли и к летним лагерям.
Сейчас все более актуальной становится социальная деятельность духовенства. Этой осенью в России, под шумок разговоров о выборах, вновь поползли цены. На десятки процентов подорожали сахар и подсолнечное масло, молоко и хлеб. Пенсии и зарплаты бюджетников опять оказались позади. Понятно, что имамы не могут накормить одновременно тысячи страждущих, как это делали пророки Муса и Иса. Но все чаще адресная помощь малообеспеченным гражданам нашей Родины, прежде всего старикам и детям, является важнейшим показателем единства российской уммы, ее способности помочь людям в трудный час делом, а не только словами.
Все чаще в мечетях собирается молодежь. И хотя ее образ жизни не столь сильно отличается от светских ровесников, но здоровое веселье намного лучше иступленных призывов фанатиков. В конце концов, российская умма состоит из представителей десятков народов, людей различных жизненных стандартов и образовательного уровня. И нет лучшего средства сплотить ее, чем держать двери мечети открытыми и приветствовать все добрые дела, которые совершаются во имя Бога.
Айдар Хабутдинов,
Казань