Форумы российских мусульман: ответ на вызов времени
12.11.2007 17:56В революционные годы, когда государство терпит кризис, увеличивается роль общества. Именно граждане берут на себя ответственность за судьбы Отечества.
От революции к реформеВ революционные годы, когда государство терпит кризис, увеличивается роль общества. Именно граждане берут на себя ответственность за судьбы Отечества. Современное государство, Левиафан Нового времени, в последние столетия достаточно быстро восстанавливает свои позиции. Но именно от граждан зачастую зависит, сколько людской крови прольется. Вспомним, что в 1990е годы часто любили сравнивать Чечню и Татарстан, и многим даже казалось, что у волжской республики больше шансов разорвать связи с Россией. Но Чечня заплатила кровавую жатву скорби за свою неудачную попытку вооруженного противостояния с Центром, а Татарстан сохранил гражданский мир, пойдя путем референдума и договоров. В 1990е годы у многих возник вопрос: откуда у российских мусульман взялась эта европейская политическая и правовая культура? Точно так же были удивлены и россияненемусульмане в дни революции 1905–1907 гг. Именно Всероссийские мусульманские съезды послужили важнейшими форумами для сплочения сил уммы, наметили пути для ее дальнейшего развития. Напомним о славном пути наших предков.
Ключевой труд, посвященный политическому движению российских мусульман в начале прошлого века, носит название «Ислахат асаслары» (Основы реформ). Участники съездов действительно хотели мирной эволюции Отечества, а не кровавой революционной каши. Это не нравилось как охранителямчиновникам, так и экстремистам из числа революционеров. «Ислахат асаслары» был фактически изъят из научного оборота, и только сейчас готовится его переиздание уже на русском языке.
Начало пути
Всероссийские мусульманские съезды проводились с 1905 по 1918 год по вопросам решения национальных, социальнополитических и религиозных проблем российских мусульман, реализации идей автономии и федерации, обеспечения интересов мусульман на всероссийской арене. В ходе работы съездов были созданы организации «Иттифак альмуслимин», Всероссийский мусульманский совет (Милли Шуро), органы религиозной и национальнокультурной автономии, приняты программные документы о разрешении основных проблем мусульман России. Путаница с нумерацией съездов происходит изза того, что в 1917 году в условиях свободной России было принято решение заново начать их отсчет.
I Всероссийский мусульманский съезд (нелегальный) состоялся 15 августа 1905 года в Нижнем Новгороде на пароходе «Густав Струве» во время ежегодной ярмарки. Участвовало около 120 делегатов. Съезд высказался за равноправие всех граждан России, принял решения об объединении мусульман и создании периодических меджлисов (съездов) на территории всей России для руководства общественной жизнью. Эти отделения должны были заняться в основном образовательной и просветительской, а не политической деятельностью, то есть опираться на школы и благотворительные общества. Съезд подтвердил решимость мусульман добиваться их равноправия с христианским населением. Предполагалось создать общероссийское объединение элиты «Иттифак альМуслимин». Поскольку до издания Манифеста 17 октября 1905 года политические партии находились под запретом, «Иттифак» вначале предполагался скорее как общероссийский орган, координирующий борьбу за гражданские и политические права и культурнопросветительную деятельность.
II Всероссийский мусульманский съезд (нелегальный) проходил 13–23 января 1906 года в СанктПетербурге. Участвовало около 100 делегатов. На съезде было официально заявлено о создании политической партии «Иттифак альмуслимин», приняты ее Устав и программа. Программа предусматривала создание правового конституционного государства при равноправии всех религий и наций. Мусульманам гарантировалась автономия религиозная. На выборах в Госдуму съезд постановил целесообразным создать единый список с кадетами и затем войти в их думскую фракцию.
III Всероссийский мусульманский съезд проходил 16–21 августа 1906 года в Нижнем Новгороде. Съезд стал пиком мусульманского политического движения в период первой русской революции. Участвовало более 900 делегатов, большинство которых составляли татары ВолгоУральского региона.
Делегаты приняли окончательный вариант программы «Иттифака», избрали новый состав ЦК из 15 человек (11 — татары). Делегаты постановили добиваться скорейшего созыва 2й Госдумы и фактического осуществления свобод, провозглашенных Манифестом 17 октября. Образовательная комиссия приняла решение о введении всеобщего начального образования на родном языке по единой программе (русский язык ввести как предмет). Автономная мусульманская система образования была приравнена в правах к государственной. По программе реформы управления духовными делами в России создавались пять МахкамаиИсламия (Мусульманских собраний), включая два на Кавказе, Оренбургское, Таврическое и Туркестанское. Им передавались все религиозные дела мусульман. Главой мусульман России избирался РаисульУлама, имеющий ранг имперского министра и право личного доклада Императору. Все духовенство избиралось только мусульманами.
IV Всероссийский мусульманский съезд проходил 15–25 июня 1914 года в СанктПетербурге. Участвовало около 30 делегатов. Основной акцент съезд сделал на реформе Духовных собраний. Здесь было принято «Положение об управлении духовными делами мусульман Российской империи», содержавшее пункты о выборности духовенства, создании светских и религиозных учебных заведений для мусульман, передаче контроля над всеми школами, их программой и составом преподавателей в руки Духовного собрания, отмене ограничений, касающихся мусульманских учебных заведений и их преподавательского состава.
Съезды в дни распада государства
I Всероссийский мусульманский съезд проходил с 1 по 11 мая 1917 года в Москве. Участвовало около 900 делегатов.
Основную дискуссию вызвал вопрос о форме автономии мусульман России. По предложению азербайджанца М. Расулзаде большинство представителей Кавказа, Туркестана и Казахстана высказались за федерацию на основе национальных территориальных автономий, большинство представителей татар — за национальнокультурную автономию в составе унитарного государства. В итоге была принята резолюция, в которой отмечалось, что интересам мусульман России более всего отвечает форма государственного устройства в виде федеративной республики, основанной на территориальных автономиях; народы, не закрепленные за определенной территорией, должны пользоваться национальнокультурной автономией. В резолюции указывалось, что «для ведения духовными и культурными делами мусульманских народов России и обеспечения единства их действий будет образован центральный орган российских мусульман с законодательными функциями в пределах своей компетенции» — Милли Шуро. На этом съезде фактически был положен конец концепции политического, административного и экономического единства мусульман России, разработанной И. Гаспринским. Победила идея не единой нации мусульман России, а создания отдельных наций из основных этнических групп.
По религиозному вопросу съезд решил реорганизовать ОМДС и избрал Временное Духовное управление во главе с муфтием Г. Баруди. Резолюция по культурнопросветительным делам во многом дублировала решения III Всероссийского мусульманского съезда 1906 года. По женскому вопросу съезд постановил, что мусульманки во всех правах (включая сферы, регулируемые шариатским правом) должны быть уравнены с мужчинами; многоженство должно быть отменено; женщина имеет право на развод с мужем; вступление в брак только с 16 лет.
II Всероссийский мусульманский съезд проходил с 21 июля по 2 августа 1917 года в Казани. В нем участвовали только 188 представителей татар. 22 июля 1917 года на объединенном заседании съездов с I Всероссийским мусульманским военным съездом и Всероссийским съездом духовенства (участвовало свыше 1000 человек) была принята Декларация о национальнокультурной автономии мусульман тюркотатар Внутренней России и Сибири и было объявлено о ее немедленном осуществлении. Вопросы религии, просвещения и языка в соответствии с ней должны были быть переданы в ведение органов автономии; были определены три министерства автономии, образовавшие Вакытлы Милли Идарэ (Временное национальное управление); высшим законодательным органом автономии является Миллет Меджлисе; территория Внутренней России, населенная мусульманами, должна делиться на национальные губернии, где высшим органом будет губернское Национальное собрание (Милли Шуро); образована Комиссия по выработке основ культурнонациональной автономии мусульман Внутренней России и Сибири.
Съезд счел необходимым претворить в жизнь постановления I Всероссийского Мусульманского съезда 1917 года по женскому вопросу, кроме равенства в вопросах о наследственном праве (мирас) и праве свидетельского показания (шахадат).
От единства всех российских мусульман к единству уммы ВолгоУральского региона — такой путь был пройден на съездах начала прошлого века. Сегодня нашей целью вновь является единство всех российских мусульман. Мы живем не в 1917м году, не в дни распада Империи. И поэтому единство российских мусульман должно стать одним из гарантов единства нашей общей Родины.
Ринат Набиев, Айдар Хабутдинов
Казань