Татарин нового века Садри МаксудиАрсал (1879–1957)
12.11.2007 18:05Политик, дипломат, ученый, политолог, публицист Максуди воплотил все лучшие качества нашего народа.
Годы учебы
Максуди был великим учеником. И действительно, кто еще из татар может похвастаться такими гениальными Учителями, как Исмагил Гаспринский, Лев Толстой, Ахмад Мидхат, Эмиль Дюркгейм и Анри Бергсон? Максуди не был гением. Он просто впитал все то лучшее, что давали мусульманское общество России, русская культура, европейская наука и политические режимы рубежа веков.
Казанская татарская учительская школа (КТУШ), чьих шакирдов благословил на службу Родине и Вере великий улем Шигабутдин Марджани, стала кузницей кадров для новой мусульманской элиты. Она готовила учителей для правительственных школ. На рубеже XIX–XX веков трое юношей — Садри Максуди, Гаяз Исхаки и Хусаин — создали первый татарский политический кружок. Молодые люди были сторонниками единства российских мусульман и стремились к тому, чтобы их нация не уступала европейским народам и получила равные со всеми остальными права. Садри уже проучился в Апанаевском медресе Казани, а в 1895–1896 гг. Садри Максуди провел год в Бахчисарае, где в медресе «Зынджырлы» работал его старший брат Хади. За годы учебы в медресе Садри сблизился с Гаспринским.
Молодые джадидистды в кружке в КТУШ изучали русскую, турецкую, персидскую литературу и, находясь, с одной стороны, под влиянием газеты Гаспринского «Тарджеман», с другой — под влиянием русской литературы, пришли к мысли о создании собственной татарской литературы. Члены кружка ставили своей задачей сближение между общетюркской высокой культурой и культурой средних и низших слоев татарского народа.
После окончания КТУШ в 1901 году Максуди избрал путь дальнейшего совершенствования знаний. Он первым из татар оканчивает Сорбонну в 1906 году, где получает представление о сущности различных европейских политических режимов. Его идеалом становится Англия. Через несколько лет Садри напишет, что англичане в Австралии, Африке, Канаде создают школы, университеты, театры, банки, фабрики, заводы, плантации. Именно в такой цивилизаторской деятельности и заключается сам смысл существования Империи. Положительный опыт Англии отвращает Максуди от идеалов революции.
На политической арене
В российскую политику Максуди вошел в августе 1906 года на III Всероссийском мусульманском съезде в Нижнем Новгороде. Он получил не только членство в ЦК партии «Иттифак», но и спустя год кресло в Госдуме и ее президиуме. Он стал рупором мусульманских либералов на общероссийской арене.
16 ноября 1909 года Максуди сформулировал свое отношение к российской государственности: «В каждом государстве есть, так сказать, политический титул — американец, француз и т. д., но в каждом государстве существует масса национальностей, которые во имя своих традиций, своих особенностей быта, которые у них существуют, отстаивают и будут отстаивать свои традиции, и в этом смысле я — татарин и защищаю свой быт, но политически я — русский гражданин».
Но российский патриотизм не отменял верности Исламу: «Мусульманин смотрит на религию совершенно иначе чем вы, интеллигенты различных партий; мусульманин первым условием ставит религию, и нет ничего, чем для нее он бы не пожертвовал — даже просвещением. Так что прежде чем отдать в школу, мы спрашиваем: преподается ли родная религия в школе, и если нет, то детей не отдаем».
Максуди определял нацию как культурную общность, обладающую правом свободного культурного самоопределения, но являющуюся членом единого государственного организма. Поэтому должны быть защищены права и интересы не только русской нации. Максуди утверждал, что «для России, состоящей из массы народностей, государственные интересы могут заключаться, так сказать, в равнодействующей интересов всех народностей, то есть в том, чтобы самые насущные интересы всех народностей были удовлетворены в такой мере, чтобы от этого государство не пострадало».
В полемике с «правыми» депутатами Максуди стремился объяснить им, что «до тех пор, пока вы не поймете, что Россия — это государство сложное (голоса справа: «Поняли»), где проживает масса национальностей, а не сплошное славянское государство, до тех пор, пока вы не поймете, что существующие в России национальности имеют такое же право на самостоятельное существование, как вы (голоса справа: «Нет»), вы не в состоянии будете управлять государством». Максуди делает вывод: «Управлять государством может только такая партия, которая имеет представление о том, что существует в государстве».
В ответ на обвинения ряда правых депутатов об ориентации мусульман России на иностранные государства 25 декабря 1909 года Максуди прямо заявил: «Каково же отношение самого мусульманского населения к русскому народу, к русской государственности? Мы жаждем свободной, просвещенной, богатой, блестящей будущности России».
В 1912 году свободомыслящего парламентария отстранили от участия в выборах под благовидным предлогом.
Дни революции
Дни Империи были сочтены, и после нескольких лет отлучения от большой политики звездным часом для Максуди стал 1917й год. Первым откликом мусульман России на Февральскую революцию 1917 года стала статья Садри Максуди «Наши задачи при современном политическом положении», опубликованная 4 марта 1917 года. Главный тезис ее заключался в следующем: несмотря на политические, социальные и экономические различия двадцати пяти миллионов российских мусульман и партийные различия, необходимо отказаться от партийных распрей и племенных различий во имя национального единства. В заключение Максуди прямо обратился к Богу с просьбой направить мусульман на верный путь.
В июле 1917 года Садри Максуди добился создания единой автономии тюркотатар мусульман Внутренней России и Сибири и ее правительства — Милли идарэ. Он возглавил коллегию по осуществлению национальнокультурной автономии. Так, выражаясь образно, он стал отцом современной татарской нации. Впервые за три с половиной века наши предки образовали единый политический и культурный организм. Эту автономию признали все татары, за исключением нескольких большевиков.
20 ноября 1917 года Садри Максуди торжественно открыл заседание Миллет меджлисе — Национального собрания татар. Основная часть его доклада была посвящена отчету коллегии по осуществлению национальнокультурной автономии. Максуди отметил, что съезд поручил коллегии осуществление трех основных задач:
1) воплощение автономии в жизнь и руководство ведомствами просвещения и финансов;
2) распространение среди населения идей автономии;
3) Созыв Миллет меджлисе для руководства национальной жизнью.
Максуди говорил: «Теперь северные тюркотатары объявляют всему миру о своем существовании». Он напомнил об исторической роли тюркских государств Газневидов, Чингисана и Тамерлана. Оратор вступил в полемику с европейскими философами, утверждавшими, что время тюркских народов, и особенно тюрок в Европе, безвозвратно ушло. Максуди призвал не повторять ошибок предков, которые стремились до предела расширить свои государства, что и привело к их падению. Он утверждал, что необходимо опираться на собственные силы и собственный народ. После провозглашения ИдельУрал Штата, когда многие ораторы заявляли о готовности пойти на противостояние с русскими, Максуди заявил, что татары строят Штат не для вражды с великороссами и не считают их врагами.
На сессии Миллет меджлисе Максуди был избран главой национального правительства, или, как тогда именовали эту должность, министромпрезидентом. Закрывая сессию, он заявил, что идея автономии приобрела прочную опору в народе. Максуди отметил, что были заложены прочные начала национальной жизни, первым из которых стало принятие конституции. Максуди прямо заявил, что верит в светлое будущее нации тюркотатар.
Мусульмане и большевики
На заседании II Всероссийского мусульманского военного съезда 19 февраля 1918 года Садри Максуди призвал: «Нам нужно уничтожить классовую вражду. Нужно не забывать, что мы являемся нацией, и для подъема бедного трудового народа классам нации нужно не забывать великие национальные обязанности».
После захвата Татарской Слободы в Казани центральное правительство перешло в решительное наступление против национальных органов. В ответ на роспуск Милли идарэ Советской властью 25 апреля 1918 года было опубликовано обращение правительства автономии ко всем его местным отделениям. В обращении указывалось на незаконность роспуска центрального Милли идарэ, бывшего не партийным, а общенациональным органом. Местные отделения правительства теперь должны были обеспечивать функционирование религиозной, национальной и культурной жизни, благотворительности, сбора национального налога, представительство в земских и городских организациях в соответствии с Конституцией автономии. Обращение составил и подписал председатель Милли идарэ Садри Максуди.
Так закончился великий «год татарской свободы». Впереди был год скитаний по татарским аулам Нижегодчины, а затем долгие годы эмиграции. Максуди был первым мусульманином, возглавившим кафедру парижской Сорбонны. Но вскоре его позвал Ататюрк, и он уехал в Турцию.
Политик, дипломат, ученый, политолог, публицист Максуди воплотил все лучшие качества нашего народа. Твои вера и знания, Садри, необходимы нам для выживания и для побед.
Айдар Хабутдинов
Казань