RSS | PDA | Архив   Пятница 26 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Голос разума улемов в дни революции

14.09.2009 11:29

Всероссийский съезд духовенства 1917 года

 

Общество духовенства — единый орган мусульманских улемов

 

Как объединить богословов-улемов для решения актуальных проблем российской уммы? Этот вопрос был впервые понят на заседании Голяма жэмгыяте (общества улемов), созванного муфтием Оренбургского Магометанского духовного собрания Мухаммедъяром Султановым в апреле 1905 года. Роль духовенства как ключевой группы элиты российской уммы была закреплена в постановлениях III Всероссийского мусульманского съезда, прошедшего в Нижнем Новгороде в августе 1906 года. Февральская революция 1917 года резко изменила ситуацию: в стране появилась свобода слова и партийного строительства, можно стало создать автономные национальные органы. Но и здесь духовенство достаточно быстро обнародовало свои планы.

 

26 апреля 1917 года в Казани был принят проект Общества духовенства. По нему предполагалось превращение России в республику; выборы на основе национально-пропорционального представительства; союз с общероссийскими партиями, не выступающими против норм шариата. Женщины должны были получить равные политические права с мужчинами при сохранении норм шариата. Национальная автономия охватывала все религиозные, национальные и культурные вопросы. На I Всероссийском мусульманском съезде в мае 1917 года под влиянием муфтия Галимджана Баруди было сформировано Временное бюро Мусульманского духовенства. Его председателем стал Габдуррахман Гумери. Бюро занялось созывом съезда улемов.

 

Съезд духовенства и программа действий улемов

 

Всероссийский съезд духовенства (Голямалар съезды) проходил 20–26 июля 1917 года в Казани. Основное внимание было уделено уровню богословской подготовки участников, поэтому в нем участвовало около 100 делегатов. По своей квалификации и стажу участников съезд заметно превосходил проходившие в Казани одновременно II Всероссийский мусульманский съезд и I Всероссийский мусульманский военный съезд. На съезде улемов присутствовали представители духовенства Туркестана, Кавказа и Крыма. Муфтий Галимджан Баруди, открывая съезд, обозначил основные его проблемы: структурирование Всероссийского Союза духовенства; реформа мактабов, медресе и религиозного образования; определение обязанностей духовенства во время выборов; структура Духовного Управления; структура приходов (махаллей); религиозные праздники; общие обязанности духовенства; «Маджалла Махкама Шаргыя» («Журнал Духовного собрания»); издательская деятельность Союза Духовенства; подготовка к общемусульманскому съезду; объединение духовных собраний в национальном вопросе.

 

Духовенство одобрило послереволюционные изменения в жизни нации, но ему трудно было понять, почему самую заметную роль на национальных съездах играет молодежь, не понимающая реальной ситуации и требующая изменить все существующее. Имам и мударрис из Буинска Нургали Буави призвал съезд к активной политической роли духовенства в соответствии с резолюциями съездов 1905–1906 гг. Ему возразил председатель Милли Идарэ (правительства национальной автономии) Садри Максуди. Он заявил, что деятельность духовенства должна быть ограничена тремя вопросами: обеспечение потребностей культа; обеспечение нужд духовенства как класса; использование духовной силы духовенства. Максуди, сам сын имама, получивший образование в казанском Апанаевском медресе, искренне считал, что время политической роли духовенства уже прошло, но на местах имаму по-прежнему принадлежала ведущая роль в общине. Против этой позиции выступили все улемы, включая Зыю Камали, Садыка Иманколый, Исмагила Габиди, Габдуллу Апаная, Мансура Кадырмети и Хасан-Гату Габяши. В устав Общества Духовенства был внесен пункт о его цели: «Сохранять мораль, обычаи и религию Ислама». В 1917 году улемы не рвались на выборы, но понимали, что только они могут не допустить раскола, обеспечить мир и стабильность среди мусульман в революционные дни. И здесь ключевую роль сыграл женский вопрос.

 

Права женщин: революция или реформы?

 

24 июля на заседании съезда улемов обсуждался вопрос о правах женщин. С докладом выступил консерватор Мурад Рамзи (Мекка). Известный богослов и историк, он обладал высокой моральной репутацией, что было редкостью среди консерваторов. Ведь многие из них были замешаны в доносительстве. Рамзи, проведший долгие годы в Мекке, подверг резкой критике решения о равноправии женщин, принятые на Московском съезде. По его мнению, они подрывали устои татарского исламского общества. Богослов-модернизатор Муса Биги, категорически не согласный с позицией Рамзи, утверждал: «Все дети Адама, мужчины и женщины, без исключения равны во всех правах». Он призвал провозгласить в семьях автономию, чтобы «не погасли (не погибли) мусульманские государства». Столь радикальная терминология не была воспринята большинством участников съезда. Большая часть татар соглашалась признать политическое и гражданское равноправие женщин, но не равноправие в вопросах шариатского права. С ними согласился съезд улемов.

 

Но кто вынесет это решение на II Всероссийский мусульманский съезд? Здесь ключевую роль сыграл нижегородец Габдулла Сулеймани, в мае 1917 года избранный казыем (судьей) ЦДУМ. Они имел репутацию весьма прогрессивного деятеля, и поэтому стал членом президиума общенационального съезда от духовенства. В докладе от имени ЦДУМ Сулеймани заявил, что в соответствии с постановлениями I Всероссийского мусульманского съезда 1917 года, уравнявшего права женщин и мужчин в сфере семейного права, Собрание упорядочило вопросы брака и развода. Он констатировал, что в правовом положении женщин сложилась критическая ситуация: с одной стороны, вышеупомянутые постановления Московского съезда, «с другой стороны шариат и Коран… Со всех сторон эти постановления опротестовываются, и даже по этому вопросу прибыла делегация военных. Некоторые военные в Уфе из мечети выгнали женщин». Сулеймани от имени Собрания призвал внести изменения в постановления Московского съезда, ведь вопросы шариата должны решаться Духовным собранием, а не голосованием на съездах. В поправке ЦДУМ говорилось: женщины обладают всеми правами, содержащимися в Коране, а также всеми политическими правами и свободами. Духовное собрание регулирует вопросы брака (никах) и развода (талак), контролируя соблюдение прав женщин. Вопросы свидетельствования (шахада) и наследования (мирас) должны решаться по Корану. Поправка Духовного собрания была отклонена 73 голосами против 9 при 23 воздержавшихся, а его членов упрекнули в невыполнении решений съезда, на котором они были избраны. В ответ Сулеймани заявил, что в случае неприятия их поправки Духовное собрание в полном составе уходит в отставку. В итоге поправка Духовного собрания были принята единогласно. Так имамы сохранили единство нации. Улемы донесли до общественных деятелей позицию большинства народа, которое выступало тогда против полного равноправия женщин. Апрельская программа Общества духовенства оказалась самой адекватной. И даже поборник прав женщин Гаяз Исхаки сказал, что вопрос об их равноправии по шариату может решаться только постепенно.

 

 

Айдар ХАБУТДИНОВ

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», №30, июнь 2007 — с. 12.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/9837/">ISLAMRF.RU: Голос разума улемов в дни революции</a>