RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Ислам в Африке

01.07.2010 13:29

Восточное побережье Африки на протяжении столетий поддерживало связи с различными культурами и цивилизациями. В Долине Королев в Верхнем Египте можно обнаружить сделанные в 2000 году до н.э. барельефы, на которых изображены египтяне, торгующие с жителями Земли Пант, включавшей территории нынешних Эритреи, Сомали и Йемена и известной высоким уровнем развития цивилизации. Римляне назвали эту страну Азанией.

 

Мусульманский период в истории Восточного побережья Африки начался с первой хиджры мусульман в Эфиопию, когда там правил негус ан-Наджаши. Язычники-курайшиты шли по следам последователей Мухаммада (мир ему). Они потребовали, чтобы ан-Наджаши выслал их из своих владений, однако тот, услышав чтение суры «Марьям», расплакался и позволил мусульманам остаться.



Когда ан-Наджаши умер, Пророк (мир ему) произнес над ним в Медине похоронную молитву, что свидетельствует о принятии им Ислама. Кроме того, по всей видимости, у правителя Эфиопии была группа последователей, которые позднее направились проповедовать новую религию в Эритрею и северо-западную часть Сомали.



Далее из хроники Ламу мы узнаем, что омеядский халиф Абдуллах ибн Марван посылал своих эмиссаров на Восточное побережье Африки в 696 году нашей эры. Это свидетельствует о наличии торговых связей, а также, возможно, контактов в области исламского образования.



В хронике Килвы также приводится история о семи братьях-мусульманах, эмигрировавших из Шираза (Персия) и пришедших к власти на Восточном побережье приблизительно в восьмом веке. Однако вопрос о том, действительно ли на побережье жили «персо-африканцы», или же персидское происхождение было для народа, говорившего на суахили, лишь поводом для того, чтобы позднее (в XII веке) дистанцироваться от некоторых арабских влиятельных кланов, а также начавших прибывать выходцев из Индии, остается спорным.



Согласно же мусульманскому историку аль-Масуди, в X столетии восточное побережье Африки посещали торговцы из Аравии, стран Персидского залива, Индии и Китая. Мусульманский географ Аль-Идриси пишет о том, что в 1154 году существовали торговые отношения между Занзибаром и Маскатом (Оман). Мусульманин-географ из Марокко Ибн Баттута – один из первых всемирно известных путешественников – побывал в Могадишо, Момбасе и Килве в XIV веке и обнаружил там исламских ученых, большинство из которых следовали шафиитскому мазхабу. Эти улемы также поддерживали связь со своими коллегами в Хиджазе.



С XII по XIV века наблюдался бурный рост городских поселений, таких как Момбаса, Ханзибар, Кивали и Килва. Рассказывают о том, что племена, говорившие на суахили, вели почти архаичный образ жизни, находясь в гармонии с окружающей средой. Они использовали для строительства домов натуральные материалы, такие, как кораллы. Эти постройки сохранились до сих пор. Рацион племен состоял в основном из росших в тех краях фруктов и овощей, а также рыбы.



В XV столетии на побережье прибыли португальцы-христиане. В 1498 году в Африку как представитель португальского короля приехал Васко де Гама. По иронии судьбы, он не смог бы достигнуть побережья без карт, созданных мусульманами, и ни один португальский моряк не решился бы отправиться в плавание вокруг мыса Доброй Надежды, если бы не помощь мореплавателей из мусульманских стран.



Де Гама писал о Килве как о прекрасном уголке земли, где растут экзотические фрукты, на улицах чисто, есть проточная вода, а также существует достаточно высокий уровень грамотности, вполне сопоставимый с европейским.



Несмотря на доверие, проявленное местным населением, португальцы атаковали Момбасу в 1505 году, и люди вынуждены были покинуть город, спасаясь от пушечных выстрелов. На завоеванном месте португальцы основали форт Иисус. Позже подобные форты они устроили по всему побережью.



Португальцы продолжали захватывать расположенные вдоль берега Индийского океана и населенные преимущественно мусульманами земли. Они создали торговый путь, соединивший Восточное побережье Африки с Китаем.


Имевшие опыт военных действий и обращения мусульман в христианство после захвата Андалусии, португальцы также отправили своих миссионеров во все уголки покоренных ими земель. Есть сведения о том, что многие мусульмане, по крайней мере в Восточной Африке, восстали и предпочли перейти под протекторат Османского халифата, чем оставаться колонией португальцев-католиков.



Суахилиязычные племена при поддержке жителей Омана смогли изгнать португальцев из своих земель, однако в 1812 году произошли столкновения между Момбасой и Ламу, и султан Саййид Саид вторгся в их страну и захватил все побережье. К 1840 году оно оказалось полностью завоеванным. Столицей нового государственного образования, объединявшего восточно-африканское побережье и Оман, стал Занзибар.



Жестокое правление португальцев в XVI столетии, а также их попытки объединить находившиеся под своей властью земли и ослабить контроль местных купцов над прибыльной торговлей золотом и слоновой костью, привели экономику побережья в упадок. Установив подать, которую каждый подчиненный город-государство должен был уплачивать золотом, а также введя таможенную систему и взяв под контроль движение морских судов, португальцы, как пишет истоик Абдуллах Шериф, «убили курицу, которая несла золотые яйца».



Оманцы, в свою очередь, попытались возродить прежнюю славу султана Саййида Саида, но им этого не удалось достигнуть. В результате восточно-африканские купцы-мусульмане занялись в основном сельским хозяйством и производством приправ - муската гвоздики.

Ислам в Северной Африке


В 640 году нашей эры Амр ибн аль-‘Аас (да будут доволен им Аллах) подчинил Египет и другие африканские земли, примыкавшие к побережью Средиземного моря и принадлежавшие ранее Византийской империи. Ибн Аби Сарх (да будут доволен им Аллах) в 646-652 годах продолжил этот поход по Северной Африке. Он занял Западный Тунис, Северный Алжир и большую часть земель, лежавших в пустыне Сахара и примыкающих к ней районах.
Вслед за ним Укбах Ибн Нафи распространил Ислам на территории Марокко, и это победоносное шествие, как предполагают, достигло побережья Атлантического океана. Укбах также совершил поход на юг, вглубь Сахары, продолжая распространять Ислам. Он дошел до окрестностей озера Чад.



Вначале распространение власти Ислама в Африке осуществлялось военным путем, однако на своей последней стадии этот процесс протекал уже исключительно мирно, благодаря торговле и межконфессиональным бракам. Средствами распространения мусульманской цивилизации были также образование и продвижение арабов в Западную Африку, в основном – с переходившими пустыню Сахара торговыми караванами.



В 1039 году шейх Абдулла ибн Ясин основал движение моравидов или мурабитов, которое стало популярным среди берберского сообщества Санхаджи. Его принципиальными задачами были побуждение к добру и запрет неодобряемого, а также борьба с незаконными формами налогообложения.



По всей вероятности, движение моравидов возникло в ответ на упадок Ислама в странах Магриба. Они также считали необходимым строительство крепостей на границах исламских государств, что было вполне понятно: в то время мусульмане постоянно сражались с Византией и другими империями. Будучи в расцвете, государство моравидов объединяло Марокко, Западный Алжир и Андалусию.



В 1051 году в Магрибе появился новый лидер моравидов – Юсуф ибн Ташфин, под руководством которого сторонники движения смогли распространить свое влияние на юг, в Западную Африку, и дойти до реки Нигер. Приблизительно в 1062 году Ибн Ташфин основал новую столицу движения в городе Маракеш, и вскоре после этого повел отряды воинов в Севилью в Андалусии (на юге Испании, принадлежавшем в то время мусульманам).


Там он оказал помощь своим братьям по вере, сражающимся с наступавшими армиями христиан. Он вновь пришел на помощь мусульманам Андалусии в 1088 году, когда началось наступление христиан из северных провинций.



Достигнув успехов в Андалусии, Моравиды в 1146 году уступили свои позиции пришедшему в страну движению Мувахидунов (Альмохадс). Лидером последних был Мухаммад ибн Тумарт, бербер с юга Марокко, который совершил хадж, учился в Мекке и находился под сильным влиянием сочинений аль-Газали, побудивших его бороться за возрождение Ислама в странах Магриба (то есть всех странах Северной Африки, за исключением Египта).



В годы правления Ибн Тумарта мувахидуны нанесли поражение моравидам в Андалусии (это было в 1146 году), после чего начался новый период расцвета Ислама. В это время появилось множество великолепных мыслителей и ученых, таких, как философ и знаток фикха (мусульманского права) Ибн Рушд.



Однако, как заметил знаменитый североафриканский социолог Ибн Хальдун, которого многие считают отцом социологии, даже если общество добилось успеха и находится на подъеме, не следует забывать о том, что такие подъемы сменяются последующими периодами упадка, вслед за которыми начинается новый рост. Андалусия стала хорошим подтверждением этой теории, и, в конце концов, в 1492 году оказалась завоеванной христианами.

Ислам в Западной Африке


В Западной Африке Ислам появился приблизительно в XI столетии. Самое первое упоминание о нем мы находим у мусульманского географа аз-Зухри, который в 1137 году писал о том, что в 1076 году население Ганы приняло Ислам. Король этой страны не был мусульманином, но здесь, вероятно, сказалось влияние моравидов.


1050-1250 годы стали свидетелями расцвета Малийской империи. В XIV веке ее император Манса Муса ввел в действие законодательство маликитского мазхаба, а также совершил хадж. Рассказывают, что вместе с ним в нелегкий путь, проходивший через пустыню, отправились от 12 до 72 тысяч людей.

В Египте они встретились с правителями-мамлюками, которые были поражены их приходом. Муса и его последователи несли с собой столько золота, что могли оказать влияние на экономику каждой страны, становившейся их временным пристанищем. Мали в то время была центром торговли золотом в Западной Африке.

Хорошо известный марокканский путешественник XIV столетия Ибн Баттута посетил Мали в 1352-1353 году, в годы правления брата Мансы Мусы, Мансы Сулеймана. Путешественник был поражен царившими в стране справедливостью и миром. Его восхитила любовь мусульман к строительству мечетей и совершению пятничных намазов. Однако кроме этого он обнаружил и пережитки некоторых доисламских обрядов, которые были в моде даже при дворе короля.

Географ из Андалусии аль-Бакри в 1068 году занимался сбором информации о трех крупных африканских королевствах того времени: Гао, Такруре и Гане. В своей рукописи он доносит до нас рассказ о принятии Ислама королем из Западной Африки после его встречи с мусульманским купцом и проповедником.

Этот мусульманин был гостем короля, страна которого год за годом страдала от сильнейшей засухи. Король попросил путешественника помолиться Богу о том, чтобы он ниспослал дождь его народу, а тот согласился при условии, что правитель примет Ислам и будет взывать ко Всевышнему вместе с ним.

Итак, они молились всю ночь напролет, а когда на небе появились первые признаки зари, пошел дождь. Увидев это чудо, король приказал уничтожить всех идолов и изгнать из страны колдунов. Правитель, его наследники и его придворные приняли Ислам и стали искренне верующими мусульманами, в то время как среди народа большинство по-прежнему составляли язычники. Однако после строительства в стране исламских школ и мечетей Ислам стал быстро распространяться и среди простого населения.

Следующей империей, принявшей Ислам, стала Сонгхая. Это произошло в XV столетии, когда исламское образование развивалось быстрыми темпами. Важнейшими центрами империи были города Тимбукту и Джинне.

Архитектор и поэт из Андалусии Абу Ишак Ас-Сахили, встетивший Мансу Мусу по пути с хаджа, построил знаменитую Пятничную мечеть в Тимбукту. Сиди Абдур-Рахман ат-Тимими, совершивший путешествие из Аравии в Тимбукту, обнаружил, что местные ученые превосходят его в области знания фикха (мусульманского права), и остался в городе, чтобы поучиться у них.

Ислам получил распространение в Канеме и Борну, вероятнее всего, благодаря Укбаху ибн Нафи, который, как ранее уже упоминалось, дошел до озера Чад и, возможно, даже женился там.

Итак, в XIII столетии Ислам стал главной религией в Канеме, а в XV столетии – в Борну. В последнем случае существенную роль сыграла также династия Сифава – одна из старейших династий в истории человечества, ведущая свою родословную, по преданию, от легендарного арабского героя Сейфа ибн Зи Язана.

Халифат Борну достиг наивысшего расцвета в годы правления короля Идриса Алавмы (1570-1603), когда все ведущие государственные деятели были мусульманами, а столица Х’уффхуфве была важным центром исламского образования.



В конце XVII столетия наблюдалось стремительное развитие династий исламских ученых: иногда улемами становились все члены расширенной семьи. Эти люди вели кочевой образ жизни, занимаясь торговлей. В XVIII столетии они осели в сельской местноcти и основали собственные религиозные сообщества, выгодно отличавшиеся от сообществ крупных городов, к тому времени подвергшихся коррупции и разложению.


Примером таких кланов является клан Джаханке, члены которого были представителями маликитского мазхаба, а также клан Кунта из Сене-Гамбии. Полагают, что члены последнего стали первыми представителями суфийского тариката Кадирийя в Западной Африке.



Общее число членов кочевых кланов составляло от 500 до 1000 человек, и в любом месте, которое они выбирали для постоянного жительства, они учреждали школы и заключали браки. Они практиковали систему мулазама, при которой студенты жили вместе со своим учителям, а иногда и выполняли некоторую работу для него.



Подобный опыт служил приобретению молодыми людьми не просто «книжных знаний», а знаний о том, каким образом положения Корана и Сунны воплощаются в жизнь. Постепенно из сел и поселков кланы ученых перебрались в города и основали там крупные учебные заведения.



Их вклад в развитие Ислама неоценим. Так, клан ученых Тородби сыграл большую роль в распространении исламских знаний, а также в ведении джихада в XVII и XVIII столетии. Его членов отличала особая манера одеваться.



Возможно, наиболее известным представителем из них был шейх Усман ибн Фоди, который поднял восстание против отошедших от Ислама правителей Хаусаланда (Северная Нигерия), продолжавшееся с 1804 по 1808 год. Это было подлинным джихадом, основанном на моральных требованиях.



Однако Ибн Фоди более известен также как автор многочисленных трактатов, а также стихов, написанных как на арабском, так и на африканских языках. После восстания он основал Халифат Сокото, которым позднее правили его сын Мухаммад Белло и его потомки. Их правление продолжалось до прихода войск Великобритании в 1903 году.

 

 

Захра Авала - бакалавр арабского языка и магистр исламских исследований. Работает в лондонской Школе исследований Востока и Африки


IslamOnline

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/islam-world/13194/">ISLAMRF.RU: Ислам в Африке </a>