RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Ислам в Гане

24.02.2011 12:49

Республика Гана является одним из крупных государств в Западной Африке, входит в британское Содружество наций. Столицей государства и деловым центром является город Аккра. Это самый крупный город в республике, вторым по численности населения является город Кумаси. Гана является одной из развитых республик Западной Африки. Население республики составляет 20 миллионов человек, основными религиями являются христианство, ислам и традиционные местные верования. Говоря о религиозной составляющей, нужно отметить, что в этом плане Гана является достаточно интересным регионом, как, впрочем, и другие африканские регионы. Они очень контрастны с точки зрения различных этно-религиозных особенностей. Нужно отметить, что Республика Гана является светским государством и не поддерживают какую-либо религию официально.

Исторически ислам предшествовал христианству в Гане. Ислам пришел в Гану в 14 веке и в основном с севера. Мусульманские религиозные деятели, которых обычно называют маламы, распространили свое влияние на северных племенных вождей через предсказание судьбы, изготовление оберегов и амулетов, как для исцеления, так и для военных целей. Мусульманские торговцы распространили ислам в королевстве Ашанти в 18 веке. В прибрежные районы ислам пришел в 1830х годах от переселившихся освобожденных рабов из Ост-Индии.

Преобладающее число ганских мусульман – это сунниты, которых причисляют к маликийскому мазхабу, в то время как существенное меньшинство придерживается шафиитской школы. Суфийские доктрины, которые популярны в Гане, включают в себя Кадарийу и Тиджанийу. Они встречаются на севере и в главных городах на юге. Кадаинская школа движения Ахмадие достаточно распространена в Гане, где существует огромное количество религиозных меньшинств. Ахмадие пришло туда в 1921 году благодаря народности фанти, прибрежным мусульманам. Принадлежность и управление сектой было сосредоточено в руках этнических групп фанти и ашанти и само направление получило название «Ислам фанти и ашанти» в противовес суннитам и основному течению ислама, которые преобладают у северных ганцев и других западных африканских народностей. «Ислам фанти и ашанти» известен своей антихристианской и антимусульманской пропагандой в общественных проповедях.

За последние три десятилетия мусульманская активность в Гане выросла, что привело к увеличению числа исламских организаций. В 1971 году мусульманская миссионерская организация, известная как «Центр исламского реформирования и исследования», была создана в Аккре. Активисты центра относят себя к ваххабитскому течению. Они помогают школам и другим социальным учреждениям, проповедуют ислам в городских центрах. Мусульманская миссионерская деятельность наиболее распространена в Кумаси, второй столице Ганы, где движение Ахмадие поставило беспрецедентный рекорд в ведении антихристианской и антисуннитской пропаганды еще с 1930-х годов.

Еще одно направление ислама в Гане, о котором стоит отметить, это «Нация мусульман» во главе с Луисом Фаррахом. Официально это движение было принесено в страну в начале 1990-х благодаря военному совету Временного национального комитета обороны. В октябре 1996 года совет организовал национальный конгресс в Гане, были созданы национальное телевидение, радио и пресса. У Нации мусульман, однако, мало последователей в Гане, и их деятельность не выходит за рамки эмоциональных всплесков во время визита Фарраха и его выступлений с речью.

Существует ряд примеров напряженных отношений и даже жестоких столкновений между разными мусульманскими организациями в Гане, в особенности, между Ахмадие и основным течением ислама. Ранние кровавые столкновения этих организаций привели к взаимному недоверию, неуважению и отказу от сотрудничества. Есть даже примеры, когда приверженцы основного течения ислама уходили с собраний в знак протеста против присутствия там сторонников Ахмадие. Напряженные отношения существуют между коренными ганскими мусульманами и другими западными африканскими народностями за право лидерства. Последние сличают себя правомерными хранителями традиционного ислама и негодуют по поводу их подчиненного положения по отношению к коренным ганским мусульманам. Все это приводило к большому числу жестоких столкновений во время пятничной молитвы и закрытию властями мечетей.

Группировка «Ахлю Сунна» подвергает нападкам и публично критикует практику традиционного ислама и считает «неисламскими» создание и ношение оберегов и амулетов. Для них ислам – это «чистый», «ортодоксальный» ислам, который они проповедуют в Саудовской Аравии и других частях арабо-мусульманского мира. Напряженные отношения и иногда жестокие конфликты существуют между мусульманами - приверженцами Кадарийского и Тиджанийского течений. Огромное количество обращений государственных лиц, национальных представителей и мусульманских лидеров помогли снизить напряжение между различными группировками в стране в 1999 году.

Христианско-мусульманские столкновения в Гане.

В отличие от ислама, христианство проникло в страну в XIX веке через прибрежные районы. В результате прихода различных миссионерских организаций, сейчас в Гане существует большое количество христианских конфессий. Среди них есть и Римская католическая церковь, и разнообразные направления Протестантизма, такие, как Англиканство, Учение методистов, Пресвиторианство; существуют в Гане и основные течения Пятидесятничества: Церковь пятидесятников, Собрание Бога, Апостольская церковь. Насчитывается также бесчисленное множество церквей, основанных самими ганцами, и реже встречается миссионерская организация Харизматов.

Британское колониальное руководство, прибыв в северную Гану в конце XIX века, одобрило присутствие маламов в традиционных судах, а так как британцы планировали управлять колонией через вождей, которые в большинстве, хотя и не все, придерживались ислама, то колонисты непреднамеренно распространили мусульманское правление на все этнические группы. Британцы препятствовали христианской миссионерской деятельности на севере, оспаривая это, хоть и ошибочно, тем, что север был мусульманским. Все это отсрочило проникновение христианства, а вместе с тем и развитие образования в северных частях страны. Такая политика, сопряженная с тем, что мусульмане первые стали контактировать и оказывать влияние на северные племена, заставила людей южных районов воспринимать каждого жителя северных районов как мусульманина. В то же время северяне считают христианство в общем, и его основное течение – протестантизм, доминирующими религиями на юге.

Хотя такое заблуждение остается в умах многих, ситуация на самом деле обстоит иначе. Кроме некоторых северных племен: Вала, Дагомба, Гонйа и Мампруси, которые испытывают сильное исламское влияние в городах, остальные северные народности в большинстве своем остались традиционалистами. Некоторые из них готовы принять христианство и даже крестились. Как уже говорилось выше, движение Ахмадие доминирует на юге среди Аканцев. Отмена британской политики «защиты исламского миссионерства» на севере Ганы после ее независимости, сопряженная с миграцией, привела к сближению мусульман и христиан. Сейчас вряд ли найдется город или деревня в Гане, где бы нельзя было увидеть христиан и мусульман, как в большинстве, так и в меньшинстве.

На бытовом уровне христиане и мусульмане живут мирно. Можно увидеть членов одной семьи, придерживающихся разных религиозных взглядов. Мусульманские друзья и родственники приходят к христианам на рождество и желают им всех благ, а христиане, в свою очередь, навещают своих друзей-мусульман во время Праздника разговения или Дня жертвоприношения. Они обмениваются кушаньями и подарками. Во время таких событий, как свадьба, крещение и даже рукоположение священника мусульмане приходят в христианскую церковь и, наоборот, так как на подобных церемониях должны присутствовать друзья и родственники. Таким образом, то, что называется «жизненным диалогом» происходит на бытовом уровне.

До недавнего времени христиане в Гане не пытались обратить мусульман в свою веру. Однако за последние два десятилетия все изменилось; стали возникать христианские организации с одной целью: обратить мусульман. Одна из самых популярных – это «Христианская ассоциация обращенных мусульман». Она была создана в конце 1980-х годов в Кумаси одним из принявших христианство мусульманином и теперь действует во многих частях страны. Организации подобного рода ведут антиисламскую общественную пропаганду. Новообращенные в христианство мусульмане ходят по церквям и разным собраниям, чтобы рассказать «всю правду» об Исламе и их новой вере, хотя часто их выступления преувеличены и вопиюще искажают действительность. Мусульмано-христианская полемика приводит к стычкам и жестокости между представителями разной веры. Таким образом, ставится под сомнение мудрость пословицы: «кашу маслом не испортишь» (много мяса не испортит суп).

Существует много факторов, объясняющих напряженные отношения между христианами и мусульманами. Среди них есть и внешнеполитические, и внутренние, и религиозные, и политические. Внешнеполитические факторы подразумевают самоуверенность мусульман, поддерживаемую за счет богатства нефтяных запасов, которые находятся под контролем исламского правительства.

В нашем случае военное правительство Временного национального комитета обороны, начинавшее с прокоммунистической политики,  вероятно, разошлись во мнениях с основными христианскими лидерами страны, и, как считают некоторые жители Ганы, обратилось к исламу и мусульманским странам как возможным альтернативным союзникам. В 1989 году правительством были предприняты действия, которые христианским населением рассматривались как попытка подорвать свободу вероисповедания страны в целом и, в частности, исповедования христианства. Первым шагом была попытка запретить все трансляции христианской евангелической музыки (госпел) по национальным радиовещательным каналам. Далее следовало установление контроля над администрацией и замена «религиозного обучения» на «культурологию» в учебной программе христианских миссионерских школ.  

Другие меры включали в себя принятие печально известного «Закона о религиозной регистрации», требующего от всех религиозных групп в стране зарегистрироваться в Министерстве культуры и туризма на условиях, которые основные христианские лидеры страны посчитали сомнительными.  Регистрации старательно препятствовали и прерывали Христианский совет и Национальный католический секретариат. Между тем, проводилась политика по поддержке мусульманских миссионерских школ, в Гане более известных как англо-арабские школы.  Правительство обеспечивало финансовую, кадровую и материальную поддержку этим школам. Поощрялась и на деле осуществлялась доплата за обучение арабскому языку в школах, что, по мнению христиан и мусульман Ганы, неразрывно связано с поощрением и распространением ислама. Правительство также объявило национальными праздники Ид - аль-Фитр и Ид-аль-Адха. Все эти обстоятельства вызывали чувство беспокойства и тревоги большинства христиан Ганы.

Сотрудничество христианских и мусульманских лидеров.

Несмотря на вышеописанное давление, лидеры христиан и мусульман собрались, чтобы сделать заявление, касающееся национальных интересов. Во время всеобщих выборов 1992 года, когда между оппозицией и правящей партией возросло напряжение, Христианский совет Ганы, Национальный католический секретариат, Совет протестантских церквей Ганы и Ахмадийская мусульманская община призвали политические партии проявить сдержанность. Аналогичным образом во время беспорядков в северной Гане в 1994 году религиозные организации встретились и призвали враждующие группировки «во имя Бога и во имя Аллаха» прекратить боевые действия. Седьмого декабря 1994 года эти же церковные организации в резолюции, состоящей из девяти пунктов, призвали жителей Ганы отказаться от ненависти, этнических предрассудков и религиозного экстремизма, добавляя: «как религиозные лидеры мы пребываем в единстве под руководством Бога в поисках мира и справедливости».  По всей территории республики можно увидеть мечети и церкви, в стране также действуют высшие религиозные университеты. Мусульманский Совет ежегодно организует поездки в Мекку для совершения паломничества в Мекку.

В феврале 2000 года религиозные лидеры Ганы вновь встретились и выпустили резолюцию, призывающую к сдержанности и уважению по отношению к другим традициям, в том числе к спорной традиции на запрет барабанного боя и любого шума в течение мая месяца на традиционной территории Га. Однако участники полемики и противоборствующие им евангелисты не признали законность этой резолюции. И мусульмане, и христиане, получающие поддержку от других стран, ни в коей мере не считают себя ответственными перед этими религиозными лидерами. На деле большинство считает религиозных лидеров и их организации еретическими, если не сказать «неверующими», нуждающимися в тщательном преобразовании.

Отношение христиан к присутствию мусульман.

Так как христиане, в том числе и христианские лидеры, в большинстве своем считают, что не нужно изучать ислам, то их мало интересует мусульманско-христианский вопрос. Совсем незначительное число семинарий преподают ислам в рамках сравнительного религиоведения, большинство же не включают этот предмет в общее расписание. Для многих ганских христиан слово «мусульманин» ассоциируется с грязным, необразованным работягой с севера или же неотесанной кучкой незнакомцев, живущих в самой отвратительной части города. Такое восприятие скорее объясняется этническими предрассудками, чем с религиозными. Христиане подобного рода безразлично относятся к присутствию мусульман. Хотя следует отметить, что недавняя резня в Нигерии, связанная с шариатом, пробудила некоторых христианских лидеров от глубокого сна в отношении мусульманско-христианского вопроса.

Среди христиан есть и те, кто рассматривает мусульман исключительно как объект обращения в христианскую веру. Они собираются на мусульмаских территориях, чтобы проповедовать. Так как такие христиане убеждены, что единственно достойный повод общения христианина и мусульманина - это обращение последнего в христианство. Зачем вести беседу ради самой беседы? Любой разговор должен заканчиваться христианизацией мусульманина, хотя во многих случаях это будет несравненно длинный процесс. Настроенные так христиане изучают ислам только для того, чтобы найти «слабости» религии и доказать мусульманам, что их спасение не в исламе.

Хотя есть и те, кто всерьез пытается улучшить свое понимание этой религии, своеобразно рассказать о мусульманах. В христианском совете Ганы есть христиано-мусульманский департамент, занимающийся организацией семинаров про ислам для христиан. Несмотря на активную финансовую поддержку, подобные мероприятия не находят отклика и немногие их посещают. Из тех, кто ходит на семинары, большинство составляют протестанты. Однако это направление кажется перспективным хотя бы потому, что именно на этих семинарах некоторые впервые столкнулись с исламом и начали изучать эту религию и христиано-мусульманские взаимоотношения. Если мы хотим подтвердить высказывание о том, что «кашу маслом не испортишь», то нужно приложить больше усилий, чтобы внедрить интеллектуальный диалог в жизненные взаимоотношения, так как последние оказались во многом очень хрупкими.

Публикацию подготовила Гульшат Башарова

В основе публикации лежит статья Джона Азумы Muslim-Christian Relations in Ghana:"Too Much Meat Does Not Spoil the Soup"и отрывки из книги Ивет Ля Пье «Ghana in Pictures» (перевод статей - Г. Башарова.)

На фото: Ганская мечеть.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/islam-world/15214/">ISLAMRF.RU: Ислам в Гане</a>