RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Диалог ислама и православия: опыт Поволжья

29.04.2008 14:48

И.К. Коростелев

В последние годы появилось немало работ, посвященных т.н. «исламскому фактору» в Российской Федерации. Многие ученые, аналитики, общественные и политические деятели в своих выступлениях постоянно отмечают его значимость в деле поддержания стабильности российской политической системы. Кроме того, указывается на его важность при формировании внешней политики страны.

Обусловлено это тем, что в России по различным оценочным данным проживает от 14 до 20 млн мусульман. Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Западная Сибирь — регионы их компактного проживания. Только в одной Москве мусульманское население превысило один миллион человек. Большинство из них — этнические татары, немалую часть московских мусульман составляют представители различных диаспор из независимых государств Закавказья и Центральной Азии. Не следует забывать, что все бывшие советские «исламские» республики, ныне новые независимые государства, являются членами Организации Исламская конференция (ОИК), которая контролирует более четверти всех голосов Генеральной Ассамблеи ООН.

В Российской Федерации ислам является одной из традиционных религий. Поэтому для РФ важно наличие четкой ориентации сотрудничества государственной власти со всеми конфессиями, в том числе с исламом[1].

Крайне важно отметить и то, что динамика развития религиозно-политической ситуации в 90-е годы в России еще раз показала, что ислам выступает одним из важных факторов, определяющих отношения нашей страны с внешним миром[2]. Предоставление статуса наблюдателя нашей стране в Организации Исламская конференция в прошлом году уже положительно отразилось на ее имидже.

Что же касается Приволжского федерального округа, то важным является то, что вопросом взаимодействия органов власти с мусульманскими организациями уделяется особое внимание, поскольку более 20% населения округа исповедуют ислам. При этом граждане мусульманского вероисповедания в ПФО составляют около 40% приверженцев данной конфессии в Российской Федерации.

К сожалению, следует признать, что в отдельных группах нашего общества до сих пор существует предвзятое отношение к исламу, связанное с некоторыми негативными страницами российской истории. При этом иногда забывается то, что на протяжении столетий и православные, и мусульмане жили вместе и противостояли вызовам, бросаемым нашему государству извне. Поэтому такому несправедливому отношению должны быть противопоставлены знания о культуре мусульманской религии. Поскольку именно религиозное невежество способно породить экстремизм, терроризм, бескультурье[3]. Тем более что ислам Поволжья никогда не был лозунгом сепаратизма и экстремизма. Он прошел испытание подозрительностью к иноверцам, репрессиями и воинствующим атеизмом, но оставался самим собой, оставался основой каждодневного бытия и образа жизни, вероучением, проповедующим милосердие, терпимость, почитание старших, любовь к Родине.

Конечно, никто не отрицает и существование ряда проблем, которые нам вместе предстоит решать. И государство готово это делать. Вопросы оказания поддержки строительству и восстановлению мечетей, открытию новых медресе с целью подготовки квалифицированных пророссийски настроенных кадров в полной мере отвечают интересам государства и общества.

Имеются и проблемы другого свойства, характерные не только для Поволжья, но и в целом для России и, более того, обусловленные наличием ряда негативных общемировых тенденций. Речь идет о так называемой «радикализации» ислама. Говоря об этой проблеме в Поволжье, следует иметь в виду, что этнокультурное пространство нашего региона никогда не было замкнутым. И как свидетельствует российская и международная история, в кризисные моменты к исламу обращаются различные политические силы в поисках оснований легитимности и национальной идентичности, по-своему интерпретируя его. В связи с этим одной из острейших проблем нашего времени являются перманентные попытки распространения в России радикальных идеологий, которые, безусловно, представляют серьезную угрозу. Особенно беспокоит рост экстремистских настроений среди молодежи. Востребованность радикальных идей свидетельствует о глубоком социальном неблагополучии. Поэтому требуются срочные меры по предотвращению радикализации массового сознания молодежи, учащихся школ и средних специальных учебных заведений — как светских, так и религиозных. При этом государство, а точнее, власть, не может обойтись без грамотного и конструктивно настроенного духовенства, с которым можно вести эффективный диалог.

Отрадно отметить, что положительный опыт обсуждения наболевших проблем, в том числе и тех, о которых речь шла выше, уже имеется. Так, к примеру, в середине июня текущего года в г. Пензе прошла окружная конференция под названием «Ресурсы ислама и мусульманской традиции в формировании духовного пространства России», организованная аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе совместно с администрацией Пензенской области, на которой получили возможность заявить о своих проблемах и видении будущего российского ислама многие представители духовенства. В итоговой резолюции конференции, помимо прочего, отмечено, что ее проведение «послужило укреплению единого информационного пространства региона, объединению усилий ученых и духовенства в поддержании положительного имиджа российского ислама в целях формирования адекватной реакции общества на процесс восстановления исламом своих общественных и социальных функций в России». А по словам полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе А. В. Коновалова, роль ислама, как религиозной конфессии, как культуры и как традиции является очень важной для всей страны. «Это обусловлено многовековой историей народов России, и это значение сохраняется столь же важным по сию пору. И понимание именно такой роли ислама в истории народов России присуще без исключения всем представителям руководства государства, в том числе на самом высоком уровне — я готов это засвидетельствовать. Разумеется, такое отношение и в руководстве аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе», — заявил полпред Президента на заседании рабочей группы Общественного совета по вопросам конфессиональной политики, сохранения исторического и духовного наследия, проходившем 11 августа 2006 г. в Уфе.

Способствовать формированию стабильного межконфессионального диалога призван Международный форум под названием «Диалог культур и межконфессиональное сотрудничество», который прошел с 7 по 9 сентября в Нижнем Новгороде. Организаторами форума являются аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, Министерство регионального развития Межрелигиозный совет России, администрация г. Н. Новгорода. В нем приняли участие не только представители российской власти, общественные и религиозные деятели, но и гости из-за рубежа. Хочется надеяться, что проведение указанного мероприятия не только позволяет ее участникам обменяться опытом работы в этноконфессиональной сфере, но и определить пути для выхода на новое качество взаимоотношений религиозных объединений и государства.

Примечания:

[1] Зорин В.Ю. Проблемы противодействия вызовам религиозного экстремизма в Российской Федерации // В.Ю. Зорин / Журнал «Право и безопасность» №1 (10), март 2004, — С. 35.

[2] Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. — М.: изд. УРСС, 2003. — С. 138.

[3] Интервью Зорина В.Ю. Средства от невежества: образование и толерантность // Журнал Федеральная власть в Татарстане № 6 (34), 03.03. — 09.03.2006 // www.federal16.ru

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/islam-world/2694/">ISLAMRF.RU: Диалог ислама и православия: опыт Поволжья</a>