RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Духовное управление мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области (ДУМНО) и исламские общины Нижегородчины в рамках европейской части России

05.05.2008 15:20

Умар-хазрат Идрисов,
председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области,
профессор Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры

 

 

Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир Мухаммаду, который был послан как милость для миров.

Мусульманская традиция жизни на берегах Волги имеет давние корни. В течение ряда столетий обращение к Корану на землях Нижегородского Поволжья было привычным для многих поколений. На своем историческом пути нижегородские мусульманские общины долгое время не имели единого местного руководства. Только совсем недавно произошло его обретение в виде Духовного управления – ДУМНО. Сегодня ДУМНО – действующий живой организм, без которого невозможно представить жизнь мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области. И хотя Духовное управление мусульман Нижегородчины существует всего лишь 12 лет (с 1993 года), у него, как  у всякого социального явления,  есть своя предыстория.

Известно, что первый глоток свободы, который получили советские люди после мрачных лет сталинизма, был связан с недолгой «оттепелью» конца 1950-х - начала 60-х годов. Именно тогда, в 1957 году, мусульманская община города Горького (так назывался в те годы Нижний Новгород) получила регистрацию от властей и начала действовать вполне легально. Кроме того, на территории области существовало три, зарегистрированных несколько ранее, сельских мусульманских объединения, центрами которых являлись Малое Рыбушкино (Краснооктябрьский район), Ендовищи (Краснооктябрьский район) и Андреевка (Сергачский район). Однако, все эти четыре зарегистрированных  общества действовали каждое само по себе, не будучи связанными друг с другом, хотя в досоветской истории связи между городскими и сельскими мусульманскими общинами Нижегородчины существовали.

Дальнейшим толчком к развитию жизни мусульманских общин Нижегородчины стали годы российской перестройки конца XX века. Именно тогда действительно развернулась демократизация общественной жизни в Советском Союзе, а затем Российской Федерации, был ослаблен, а впоследствии и упразднен партийно-государственный диктат, принято законодательство о свободе совести и вероисповеданий.

Для российских мусульман открылись новые возможности развития жизни общин. Условия, в которых делались первые шаги по развертыванию деятельности нижегородских мусульман,  были не всегда понятны и очень сложны для понимания открывшихся перспектив. Однако, одно было совершенно очевидно. Первое, что необходимо -  восстановление здания Нижегородской соборной мечети, открытой  еще в 1915 году в период Российской империи  и долгое время – в течение полувека - после закрытия советской властью (1938 год) не принадлежащего мусульманам Нижнего Новгорода. Настойчивые хлопоты активистов привели к положительному результату. Решением исполкома Горьковского городского совета  от 26 декабря 1988 года «О передаче бывшей мусульманской мечети религиозному мусульманскому объединению» констатировалась необходимость «дать согласие о передаче здания бывшей мусульманской мечети по Казанской набережной в распоряжение исполнительного органа религиозного мусульманского объединения для использования его после проведения ремонтных и реставрационных работ в религиозных целях»[1].

Вернув себе утраченное ранее помещение и приведя его в надлежащий достойный вид, мусульмане Нижнего Новгорода в 1991 году  торжественно открыли Нижегородскую соборную мечеть. Рядом с ней вскоре было возведено и в 1994 году начало работать медресе «Махинур». В 1995 году, а затем в 2001 году были открыты еще две городские мечети в Заречной части. Росло число мечетей в сельской местности. Сегодня практически все селения компактно проживающих в области мусульман (их более 30) имеют мечети, а часто  не только одну, а две и даже три.

Не было сомнения, что именно Нижегородская соборная мечеть с момента своего восстановления все более укрепляла за собой статус центра жизни мусульманской общины города и области. Чтобы заявить об этом со всей ответственностью, нужно было проделать немалую работу, причем в разных направлениях.

Организационно это выразилось в создании в 1993 году единой областной структуры, направляющей деятельность общины – ДУМНО.  Через систему мухтасибатов Духовное управление наладило связь с местными сельскими приходами, число которых сегодня достигло 57-и. Создаются новые городские приходы в Арзамасе, на Бору, в Балахне и др.

Но организация, пусть и необходимая, это всего лишь форма. Главное, что у нас, мусульман России, в том числе нижегородских мусульман, появилась в последние годы  легальная возможность после века господствующего атеизма спокойно в рамках общины поразмышлять о том, что есть истинная вера в Аллаха. Подумать, соответствуем ли мы тем великим предназначениям, что несет в себе Ислам. Мы прекрасно понимали, сколь велик разрыв между тем,  что желает человеку наша религия и тем, что желаем мы самим себе, какие мы. В течение многих лет мы были лишены возможности полнокровно участвовать в религиозной жизни, читать религиозную литературу, смотреть и слушать программы средств массовой информации на религиозные темы, широко общаться со своими единоверцами. Многие из нас, даже сохранивших веру, воспринимали ее довольно поверхностно.

Поэтому первоначальное движение, предпринятое ДУМНО, было связано с духовным укреплением основного постоянного состава нижегородской мусульманской общины: прихожан всех мечетей области и его расширением, особенно за счет молодежи. Сложилась непростая ситуация: прежний состав имамов представлял собой коллектив людей пожилого возраста, переживших тяжелые годы гонений на веру, положивших силы, энергию на то, чтобы удержать исламское мировоззрение хотя бы на бытовом уровне в условиях тоталитаризма. Нужны были целенаправленные усилия к тому, чтобы помочь тем, кто желал этого, обратить свое лицо к вере. Руководством для  нас стали слова Священного Корана: «Итак, обрати лицо свое к религии; человек чистой веры – образ Божий, /создание/, по которому Он (сотворил) род человеческий» (Коран, 30:29).

Необходимо было помочь самим себе закрепить ту врожденную способность верить в Аллаха, что дана человеку свыше, которую мы стали постепенно утрачивать под воздействием социальных причин. Собираясь под сводами восстановленной мечети, мы, нижегородские мусульмане, еще и еще раз убеждались, как мы нуждаемся в правильном руководстве и воспитании, идущими от великой веры в Аллаха, чтобы поступать так, как предназначено нам свыше. Это руководство мы искали вместе в рамках общины, набиравшей все большую нравственную силу.

Мы искали смысл  своей деятельности именно в том, чтобы укреплять нравственность людей через религию, чтобы вера, ниспосланная Аллахом, помогала людям идти по пути света, а не погружения во тьму. Через проповеди имамы области несли прихожанам убежденность в том, что Ислам на протяжении многих веков выступал творцом прогрессивной культуры, что богатейшая исламская цивилизация утверждала в сознании людей великие идеи, необходимые человеку. «Явились к вам от Аллаха свет и ясное Писание, которым Аллах ведет путями мира следующих тому, что угодно Ему, выводя их с позволения Своего из мрака к свету и направляя их к прямому пути».

Через проповеди, во время встреч (меджлисов) имамов области, на занятиях воскресных школ, курсов, в ходе учебного процесса в мектебе и медресе нижегородские мусульмане пытались приблизиться к истинной сути Ислама, понять светлые деяния Пророка и взять их в качестве постоянного каждодневного образца для себя и своих близких. Нижегородские медресе выпустили первых своих учеников, которые обрели свое место как имамы мечетей, преподаватели религиозных учебных заведений.

Были сделали первые шаги по изданию учебно-методических пособий по дисциплинам, преподаваемым в религиозных исламских учебных заведениях[2].

Погружение в исламские традиции все больше убеждало ДУМНО в необходимости расширения благотворительной деятельности. Это убеждение привело к тому, что на базе Ассоциации женщин-мусульманок сформировался и развил свою деятельность благотворительный отдел ДУМНО, один из важнейших в его структуре.

Большое значение обрел в этом контексте рассуждений опыт наших предков-мусульман, во многом утерянный и забытый. Вспомним, что в годы советской власти проблемы истории и культуры Ислама изучались востоковедами применительно к народам, населявшим Среднюю Азию, Закавказье, а также зарубежный мир. История мусульман внутренней России почти не принималась во внимание и не считалась перспективным направлением исследований.

С 1993 года впервые в России, именно на нижегородской земле, начался комплексный научный поиск по исследованию региональной истории мусульман края, религиозной жизни нижегородских татар-мишарей. Открывалось то, что явно убеждало читателя в важности мусульманского компонента региональной культуры. До этого местные краеведы воспринимали Нижегородчину (и то же типично для любого региона внутренней России) как моноконфессиональную территорию, а мусульман как некий незначимый элемент национального меньшинства.

Группой нижегородских историков, начавших разработку указанной проблематики, активно применялся междисциплинарный метод исследований. Привлекались данные таких отраслей знания как топонимика, гидронимика, ономастика, генеалогия, география; возможности компаративистики и социоестественного подхода.

Начало систематического академического изучения прошлого нижегородских исламских общин было положено публикацией в 1995 году фундированной статьи об истории возникновения в 1915 году Нижегородской соборной мечети[3]. Одновременно ученые  начали исследовать фонды архивов не только в Нижнем Новгороде, но и в Ульяновске, Арзамасе, Санкт-Петербурге, Москве. (Оказалось, что документы, отражающие жизнь татар-мусульман Нижегородчины в силу ряда причин разбросаны по разным городам России и даже за её пределами, например, в Финляндии). К середине 90-х годов созревают возможности для комплексного изучения истории многочисленных исламских сообществ Нижегородской области. Цели и задачи этой работы были инициированы ДУМНО.

Своеобразной пробой сил созданного авторского коллектива явилось написание труда по истории мусульманских общин Нижегородского края в XIX -30-х годах XX века [4]. Почти сразу исследовательский процесс столкнулся с рядом объективных трудностей, связанных прежде всего с отсутствием публикаций на избранную тему. Задача воссоздания процесса развития исламских общин Нижегородчины потребовала исследований самой истории появления татар в пределах Нижегородского края и уяснения времени возникновения их деревень, особенностей их хозяйственного и социального развития.  Работа была завершена в 1998 году выпуском базовой монографии объемом почти в 50 печатных листов[5].

Эта работа создала условия для издания иных исследований по истории отдельных татарских деревень Нижегородчины, поиска в области истории отдельных исламских мечетей и медресе, воссоздания генеалогических древ (шеджере) отдельных татарских семей. В таких условиях была выполнена научная работа по воссозданию многоплановой истории татарских селений Большого и Малого Рыбушкино в XVI-XX веках[6]. В 2001 году С.Б.Сенюткин завершил капитальное академическое исследование в области истории татар Нижегородского края на протяжении XVI- начала XX вв., то есть с момента их широкого расселения в пределах области[7]. Его работа позволила дать ответы на ряд давних ключевых вопросов: когда и почему татары-мусульмане начали широко осваивать земли Нижегородчины; какой пласт тюркского этноса они представляют, каковы были специфические черты их религиозной, материально-хозяйственной, социальной жизни, как протекала жизнь исламских общин края в конкретной повседневности и т.д. Позже им на её основе была успешно защищена докторская диссертация. Постепенно расширился и вырос круг исследователей, связанной с исламской и тюркской тематикой. Стали издаваться сборники научных статей по философии, истории, культуре ислама, проблемам прошлого татаро-мусульманских общин Нижегородского края[8]. В рамках нижегородского краеведения стало формироваться самостоятельное тюркологическое направление, вобравшее в себя ряд специалистов из высших учебных заведений города.

Исторический ответ на вопрос, кто мы - нижегородские мусульмане, явился важным для дальнейшего процесса укрепления в сознании нижегородских татар-мусульман понимания своего достойного места в истории России. А роль, которую сыграли нижегородские мусульмане в истории страны, действительно достойна всякого уважения: наряду со всеми остальными россиянами, принадлежащими к разным конфессиям и национальностям, мы развивали свое Отечество, защищали его в трудные годы военных лихолетий[9].

Развиваясь и осознавая себя, мусульманская община не могла позволить себе оставаться замкнутой в собственных рамках, так как ее становление происходило в условиях жизни крупного города с различным по конфессиональному и национальному параметрам населению. ДУМНО пришлось направлять усилия своей деятельности вовне. Руководство ДУМНО налаживало тесные связи с властными структурами различного уровня и общественностью.

Систематически использовались СМИ для отстаивания своих позиций по разным проблемам общественной жизни. Создавались собственные каналы связи с населением региона и страны в целом: бюллетень «Нур-аль-Иль», журнал «Минарет» (Российский журнал исламской доктрины), газета «Мадина аль-Ислам» и др. Именно текущие издания в состоянии связать религиозные постулаты верующих с современной социальной жизнью.

Базовые знания обеспечиваются активной деятельностью Издательского Дома «Медина», которую направляет и осуществляет ДУМНО. Широкий выход за рамки общины дают имеющиеся у ДУМНО телевизионная программа «Минарет», сайты в Интернете.

Налаживались и укреплялись связи с национально-культурными автономиями Нижегородской области.

Теоретические достижения и результаты поисков стали широко применяться в рамках вузов (в лекциях и семинарских занятиях), а также в преподавательской работе в учебных заведениях, входящих в структуру ДУМНО. Ряд светских дисциплин (история цивилизаций, история Отечества, основы политологии, основы социологии, сравнительное религиоведение, история Арабского халифата, мусульманский мир в новое и новейшее время, история исламской культуры, мусульманской архитектуры, основы исламского права, история татаро-мусульманских общин Нижегородского края и др.) были включены в учебные планы нижегородских медресе.

В настоящее время академические изыскания ученых, объединенных ДУМНО, вступили в новую фазу. Готовится к изданию ряд новых научных монографий и статей, учебных и методических материалов. Вслед за упомянутыми научными открытиями жизнь выдвигает новые направления исследовательской деятельности: развитие исламского образования в России, общественно-политическая деятельность российских, в том числе нижегородских, мусульман.

Сложность развития мусульманской общины области в постоянном усложнении жизни сообщества, частью которого она является. Анализ опыта формирования, укрепления и выживания крупного мусульманского коллектива Нижегородчины, то есть немусульманского региона немусульманской европейской страны – России, еще ждет своего исследователя. Тем не менее, очевидно, что механизм действия мусульманской общины края включает в себя не только сложные внутренние взаимодействия, но и продуманную систему отношений с внешним миром: другими конфессиями, властью, в том числе силовыми ведомствами, светскими вузами, коммерческими организациями, экономическими структурами, иными культурно-национальными автономиями и др.

Накапливаемый опыт научной и образовательной деятельности давал возможность проводить научно-практические конференции, выходить с рекомендациями на общероссийский уровень. Последний пример такого рода деятельности Всероссийский форум мусульман «Российская умма на пороге третьего тысячелетия», посвященный столетию проведения в Нижнем Новгороде Первого Всероссийского мусульманского съезда. Прошедший форум привлек внимание центральных федеральных каналов, агентства ИТАР-ТАСС, «Российской газеты»», ведущих интернет-изданий.  Благодаря этому опыт и пример мусульман Нижегородчины стали достоянием всероссийской аудитории.

Всероссийский форум показал насколько ДУМНО соответствует требованиям современности, является конкурентоспособной организацией, обеспечивающей и плодотворную повседневную деятельность и проведение  мероприятий всероссийского уровня. Сегодня много говорится о том, что духовенство должно уметь взаимодействовать с представителями властей всех уровней и ветвей, бизнесменами, научным сообществом, средствами массовой информации. При этом оно не должно забывать о работе с верующими, включая прежде всего детей и молодежь. Весь это профессиональный потенциал имамов ДУМНО был задействован на самых разнообразных площадках форума. Такого взаимодействия, не побоюсь сказать, вы не увидите на мероприятиях других Духовных Управлений. Наши имамы показали, что могут провести митинг, пресс-конференцию, научную конференцию, прием самых разнообразных участников, позаботиться об их духовной и физической пище. Эти навыки они получили как в стенах мечети и медресе, так и в стенах высших учебных заведений родного города. В их лице во многом сбылась концепция, впервые высказанная Хусаином Фаизхани, а затем развитая Шигабетдином Марджани,  Галиджаном Баруди, Ризой Фахретдином и другими улемами о подготовке всесторонне образованных имамов. Эти имамы способны работать со всеми слоями общества, независимо от их образования, национальной и конфессиональной принадлежности. Во многом поэтому наша Нижегородчина не знает столкновений на межрелигиозной почве, создания подпольных медресе, ячеек экстремистских организаций или терактов.

Сегодня нельзя утверждать, что более чем десятилетняя работа ДУМНО по руководству мусульманской общиной области позволяет пожинать плоды достигнутого. Мы испытываем на себе постоянные «вызовы» времени: меняется традиционный состав мусульманской общины Нижегородчины за счет притока мигрантов (мусульман – не татар), ряд деревень оказывается на грани выживания за счет обилия социальных проблем, терроризм тех, кто именует себя мусульманами, создает многие, в том числе психологические проблемы для нижегородских правоверных.

В настоящее время, благодаря деятельности ДУМНО, мусульманскую общину Нижнего Новгорода и Нижегородской области нельзя не замечать, она стала неотъемлемым компонентом жизни региона. Более того, накопленный мусульманской общиной опыт  является сегодня неким вариантом возможного развития махалля в условиях жизни в пределах немусульманского светского государства в крупном многоэничном регионе.

Духовное управление чувствует свою ответственность за каждого члена общины, памятуя о том, что «каждый из вас является пастухом и каждый из вас отвечает за свою паству…»(Аль-Бухари и Муслим). Чтобы мы ни делали, мы делаем для того, чтобы снискать благоволение Аллаха, надеясь, что правильно избрали пути развития и совершенствования мусульманской общины Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Если же ДУМНО делает что-то не так, как мусульманин и руководитель Духовного управления, я молю Всевышнего: «О Аллах, я воздаю Тебе хвалу, прошу Тебя о помощи и молю Тебя направить на путь истинный…».

Примечания:

[1] Центральный архив Нижегородской области, ф. 5899, оп. 1, д. 325, л. 148.

[2] Там же

[3] Сенюткина О.Н. Из истории Нижегородской мусульманской общины // Ислам: вопросы истории, культуры и философии /Под ред. С.Б.Сенюткина. Сб.научных статей. Вып. I. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1995.С. 25-35.

[4] Идрисов У.Ю., Сенюткин С.Б., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. Из истории  нижегородских мусульманских  общин в XIX-30-х годах  XX века. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1997.182 с.

[5] Идрисов У.Ю., Сенюткин С.Б., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. История исламских общин Нижегородской области. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1998.550 с.

[6] Сенюткин С.Б., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. История татарских селений Большое и Малое Рыбушкино Нижегородской области (XVI-XX века): Монография. СПб.: Изд. дом «Иван Федоров», 2001.432 с.

[7] Сенюткин С.Б. История татар Нижегородского Поволжья с последней трети XVI до начала XX вв. (историческая судьба мишарей Нижегородского края): Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2001. 416 с.

[8] Ислам: вопросы истории, культуры и философии /Под ред. С.Б.Сенюткина. Сб.научных статей. Вып. I. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1995. 135 с.; Ислам на пороге XXI века. Материалы международной научной конференции. 13-15 июня 1997 года /Под ред. О.А.Колобова. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. 148 с.; Ислам: вопросы истории, образования, цивилизаций /Под ред. С.Б.Сенюткина. Сб.научных статей. Вып.V. Ч. 1. Ч. 2. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2000. Ч.1. 70 с. Ч.2. 70 с.

[9] Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/islam-world/2736/">ISLAMRF.RU: Духовное управление мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области (ДУМНО) и исламские общины Нижегородчины в рамках европейской части России</a>