RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Аль-Васатыя: коранический принцип эффективной социокультурной интеграции

26.08.2008 15:37

Адель Фалях,
заместитель министра по вакфам и делам ислама Государства Кувейт

Аисам Башир,
генеральный секретарь международного центра «Аль-Васатыя» (Кувейт)

Международный центр «Аль-Васатыя» создан в 2006 г. в Кувейте. Это научно-исследовательский, образовательный и просветительский центр, подчиненный Высшему комитету по укреплению «аль-Васатыи». Термин «васатыя» происходит от арабского слова «васат» («середина»). Само понятие срединности присуще исламу как религии, и о нем свидетельствуют многие коранические аяты. Центр занимается распространением истинной сущности ислама, его умеренного пути, призывает к толерантности и диалогу между мусульманами и представителями других религий. Его задачей является противодействие попыткам разделения исламской уммы и преодоление разногласий между мусульманами во всем мире.

Для решения проблем, с которыми сталкивается растущая мусульманская община Европы и Америки, Центром был проведен ряд международных конференций. При поддержке короля Кувейта, шейха Сабаха аль-Ахмада Джабира ас-Сабаха, и Министерства по делам вакфам и делам ислама государства Кувейт 26 мая 2006 г. в Лондоне была проведена первая международная конференция по «васатые». На конференции присутствовало 140 ученых, а также лидеров мусульманских общин из 25 европейских стран. Вторая международная исламская конференция была проведена 17 ноября 2006 г. в Нью-Йорке. В ней приняло участие около 135 руководителей мусульманских общин Америки и Канады. Это были первые попытки такого масштаба сблизить исламскую умму и попытаться решить проблемы мусульманского меньшинства на Западе. Международный центр «Аль-Васатыя» также занимается изданием книг мусульманских ученых всего мира, отражающих современную исламскую мысль, и разработкой способов решения новых проблем, с которыми столкнулась умма в сфере мусульманского правоведения (фикха).

«Васатыя» – это путь, которому следовали пророки в своем методе донесения светлого послания ислама до людей. Это такая особенность ислама, что при ее отсутствии закладываются основы нетерпимости и фанатизма.

Когда Всевышний сделал «васатыю» руководством для мусульман в их интеллектуальной, духовной и общественной деятельности, он наделил их религию таким свойством, что она всегда остается «свежей» и «новой», подходящей для любого времени и места, для любой страны и человека, независимо от его расовой или этнической принадлежности. «Васатыя» – срединный исламский путь, который способствует достижению гармонии и мирного сосуществования между всеми людьми, несмотря на их различия, потребности и особенности.

Сегодня для мусульман очень важно подвести итоги и выработать верные формы общения с внешним миром, ибо необходимо, чтобы исламская умма приобрела влияние и добилась успехов. В соответствии с этим следование ценностям «васатыи» – единственный путь защиты общества от нетерпимости и фанатизма, халатности и равнодушия. Выбор срединного исламского пути – это выбор сущности ислама. «Васатыя» выражает собой и носит несколько значений: доброта, умеренность, толерантность, дружелюбие и терпимость. Не говоря уже о том, что «васатыя» – это уважение мнения другого, проявление милосердия и мирное сосуществование. Тот, кто будет руководствоваться в жизни этими принципами, обязательно постигнет сущность ислама.

Исходя из осознания важности этого пути и его роли в достижении правильного понимания исламских и общечеловеческих ценностей мы в Министерстве по вакфам и делам ислама стремимся к тому, чтобы распространение «васатыи» стало одним из основных стратегических планов Государства Кувейт, ибо моральные, идейные и духовные ценности «васатыи» соответствуют кувейтскому обществу. Принятие решения о создании международного центра по укреплению срединного исламского пути является серьезной помощью исламской культуре и вкладом в укрепление общечеловеческих ценностей.

Поэтому налучшим способом и сильнейшим инструментом для отражения опасностей, с которыми столкнулась умма, является понимание сущности «васатыи» и утверждение ее ценностей. Однако это очень сложное и опасное дело. Но когда мы преодолеем эти трудности, то увидим, что наше исламское общество излечится от многих идеологических, социальных и культурных болезней.

Центр был основан для того, чтобы направить современную исламскую деятельность в нужное русло и сыграть свою роль в сохранении и защите единства уммы от попыток ее разделения.

Центр стремится интеллектуально изменить современного мусульманина, опираясь на умеренность ислама и его толерантность, отвергая какую-либо крайность или же, наоборот, халатность в религии. Мы хотим участвовать в формировании современного мусульманина, связанного со своими корнями, придерживающегося положений религии без фанатизма и строящего свою мирскую жизнь без расточительства. Мы работаем в нескольких областях и, главное – в сфере ислама. А именно – пытаемся обновить исламский призыв, чтобы он отражал исламскую срединность, толерантность и умеренность. Над этим же мы работаем в сферах образования, культуры и средств массовой информации.

«Васатыя» – не новое вероучение или религиозный толк. Этот термин не означает уступок ислама какой-либо стороне. «Васатыя» выражает истинную сущность ислама, и этот термин – не продукт современной эпохи, а выражение коранического принципа. Его издавна использовали в качестве аргумента многие ученные-факихи. К примеру, тот, кто прочитает книгу «аль-Акидат-ль-Тахаввия», много раз встретит термин «васат» (середина) в хадисе о вероубеждении «Ахль ас-Сунна ва-ал-джамаа» («людей Сунны и согласия»). Также этот термин использовали праведные имамы. Они говорили: «Эта религия теряется между чрезмерностью и халатностью». Разве все это не доказывает исламское происхождение термина «васатыя»? Об этом же свидетельствуют Коран, Сунна и образ жизни мусульман первых поколений.

Срединность во всем – воистину это лучший путь! И это значение слов Всевышнего: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих (1/143)». Это означает выбор нашей мусульманской общиной срединного пути и право приобретения свидетельствования о людях, ибо умма, избегающая крайностей в любом их проявлении и прочно держащаяся середины, является образцом толерантности и умеренности. Согласно приведенному выше аяту, в день воскресения мусульманская община будет свидетельствовать против других общин. Когда Аллах спросит Посланников, донесли ли они истину до человечества, неверующие народы станут отрицать то, что им была известна истина. Вот тогда Пророки приведут мусульман в качестве свидетелей собственной правдивости, а Пророк Мухаммад подтвердит истинность их слов. В языковом же значении «васатыя» соответствует такими понятиям, как справедливость, равновесие, примирение, правосудие, прямота, правдивость, толерантность. Однако сегодня наиболее распространенное значение «васатыи» – это умеренность в убеждениях, в отношении с людьми, умение вести диалог с представителями разных культур и верований. Одним словом, «васатыя» – это показатель справедливости и срединности мусульманской общины, ибо ислам – умеренная религия, не сбившаяся с истинного пути и совместимая с реальной действительностью.

Множество коранических аятов и хадисов Пророка свидетельствуют о срединном исламском пути («васатые»). К примеру, упомянутый аят «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины (2/143)» или аят «Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями (25/67)».

Пророк Мухаммад сказал: «Воистину ислам – великая религия! Войди в нее с добротой и мягкостью. Ибо отставший хоть и не щадит спины верблюда, не проедет нужного расстояния» (передал Баззар со слов Джабира). (Послов., то есть поспешными необдуманными решениями, нетерпимостью и фанатизмом мусульманин ничего не добьется, a будет все дальше и дальше удаляться от своей религии. – Прим. пер.)

«Воистину религия – облегчение! И не препирайтесь относительно религии, а то устанете и охладеете к ней. Направляйте же людей на правильный путь, сближайте их и радуйте» (привели в своих сборниках  хадисов Бухари и Муслим).

Также передают, что Пророк сказал: «Лучше умеренно, по мере сил соблюдать Сунну, чем переусердствовать в нововведениях и ереси» (привел в своем сборнике хадисов имам Табарани).

Передают, что имам Хасан аль-Басри говорил: «Эта религия теряется между крайностью и халатностью».

«Васатыя» – это равновесие, которое в равной степени удерживает человека от впадания в крайность и халатность в вероубеждении, в исполнении религиозных обрядов, в решении вопросов богословско-правового характера (иджтихад), в шариатских законах, при вынесении фетв и взаимодействии культуp.

Призыв к «васатые» возник как ответ на острую потребность. вызванную изменениями как в самой исламской умме, так и в мире. И роль Центра заключается в укреплении и подтверждении призыва с помощью современных методов пропаганды, выражающих истинное положение уммы и подтверждающих необходимость прийти к общему знаменателю, чтобы общину не постигло разделение на различные группы.

В нашем Центре мы отвергаем какое-либо давление со стороны властей и не потакаем прихотям простого народа. Мы не предоставляем и не говорим того, чего от нас желают услышать. Мы работаем согласно нашему стратегическому плану и установленной цели.

Конференции по «васатые» были проведены в Британии и США, для того чтобы мусульмане нашли совместный путь в решении проблемы приобретения гражданских прав и сохранения самобытности тех из них, кто проживает в Европе. Это способствует диалогу мусульман с другими людьми, участвовать в укреплении сосуществования представителей разных культур и вхождению мусульман в европейское общество, сохранив культурные и религиозные особенности.

Несмотря на то что сам Центр находится в Кувейте, подобные конференции проводятся по всему миру. Что же касается того, что некоторые западные государства проявляют инициативу в организации подобных мероприятий, то это имеет место, ибо совпадает с интересами как мусульман, живущих в этих странах, так и местного населения. И то, что наши интересы пересекаются, не означает, что мы работаем на западные спецслужбы или же находимся под давлением, не говоря уже об исполнении чьих-либо желаний или заказов.

Что же касается идеи создания Центра, то она возникла внутри Кувейта. Я был свидетелем признания и одобрения идеи на политическом и административном уровнях в государстве.

Увеличиваются призывы к «васатые». Все кому не лень призывают к ней. Однако, к сожалению, когда мы стремимся утвердить ценности срединного пути в обществе, то сталкиваемся с разногласиями. Как сказал поэт: «Каждый претендует на соединение с Лейли, Но Лейли не позволяет им этого».

Многие из тех, кто претендует на «васатыю» в нашем современном мире и говорит о толерантности и терпимости, часто не проявляют этих качеств по отношению к своим близким. Мы проповедуем милосердие и сострадание по отношению к другим культурам, но по отношению друг к другу жестоки и несправедливы. Мы ищем безопасности в мире, однако потеряли ее в нашем исламском и арабском обществе…

Нам необходимо осознать, что, если мы не укрепим умму изнутри и не приступим к диалогу с внешним миром раньше, чем договоримся друг с другом, нас уважать не будут. Также необходимо отметить такую проблему, как убежденность. что каждый джамаат, религиозное движение обладает правом и уполномочено говорить от имени ислама. А тот, кто им противоречит тот либо кяфир, либо фасик (лицемер), либо еретик, либо заблудший.

Мы нуждаемся в точном определении и разграничении понятия «васатыя». Поэтому следует совместно установить и принять ее основу и правила, чтобы кто попало не призывал к ней. И это не означает, что мы стремимся направить людей в «одну сторону» и заставить всех «шагать вместе». Мы знаем, что люди различны, однако мы пытаемся использовать эти различия в созидательном русле, чтобы это разнообразие культур максимально сближало, а не приводило к ненависти, взаимной вражде и отчуждению.

«Васатыя» как призыв к Корану и Сунне имеет несколько правил. И одно из самых важных – это соблюдение предписаний религии, которая полностью соответствует современным реалиям и подходит для любого человека. Наша религия разъяснена современным языком и открыта для иджтихада. Она черпает вдохновение из своего великого прошлого и прекрасно сосуществует с настоящим, уверенно смотрит в будущее, объединяет традицию и современность. Ислам держит очень твердую позицию в отношении основных своих положений, однако по второстепенным вопросам он очень мягок и открыт для обсуждений и дебатов. Эта религия гармонирует с природой человека, а поклонение Аллаху духовно питает его. Исламская нравственность поддерживает и украшает жизнь общества, исламское законодательство защищает его интересы и прекрасно соотносится с окружающей действительностью. В этом и заключается особенность исламского срединного пути.

Мы принимаем людей такими, какие они есть. Мы уважаем их религию, культуру, самобытность, интересы. Мы осознаем, что все мы живем на одной планете. И это понимание проистекает из нашего убеждения в том, что добрые человеческие отношения и человеческое братство должны охватывать всех людей.

Отношения мусульман с немусульманами основываются на доброте и справедливости. Естественно, до тех пор пока они не проявляют враждебности. Всевышний ясно сказал об этом в Коране: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных (60/8)».

И если Всевышним нам предписано так относиться к немусульманам, то что говорить об отношении к мусульманам, которые расходятся с нами во мнениях. Необходимо прийти к общему знаменателю и сотрудничать в тех направлениях, в которых удалось достичь договоренностей. Мы должны прощать друг друга в том, в чем расходимся, и удаляться от любого вида фанатазма, чтобы он не стал преградой в нашем стремлении проявить все самое лучшее, что есть у нас. Поэтому те, кто призывает к исламу, должны быть примером и образцом в этом деле, ибо они в авангарде. Они должны наставлять людей прежде всего своими поступками и деяниями, а уж потом проповедями и речами. И это очень ответственная социальная задача.

Наш призыв – это призыв к возрождению правильных исламских убеждений, основ нашей религии, а также к установлению и утверждению их в обществе. Основы нашей религии подвергают анализу все «новое», что касается мусульманина, и позволяют понять, соответствует ли это «новое» исламскому пути или нет. Широко работая в сферах образования и просвещения, мы боремся с религиозным и каким либо другим фанатизмом и отделяем чуждые и крайние идеи от нашей чистой религии.

Некоторые обвиняют нас в том, что наш призыв элитарен и не подходит для остальных слоев общества, в частности для простого народа. Еще они предсказывают полный провал самой идеи и приводят в качестве доказательства проведение за последние пару лет в некоторых арабских странах конференций, которые не дали какого либо результата. Эти люди говорят: «Слышен шум жернова, но не видно муки» (погов. «шуму много, а толку чуть» – прим. пер.).

Наш призыв не обращен к элите или к каким то высшим слоям общества, потому что его источником является ислам. Наоборот, мы обращаемся ко всем, в том числе и к элите, стараясь, чтобы наш призыв отличался упрощением трудностей и сближением отдалившихся друг от друга. Если бы нашей целью было снискание у кого-либо милости, то мы бы преподносили и говорили то, чего от нас хотят услышать. Но это не наш метод и путь. Мы искренне стараемся проявлять по отношению ко всем людям доброту и дружелюбие. И ждем от них того же. И как может умереть идея, которую обязался охранять сам Аллах?

Мы работаем, пользуясь современными методами над распространением срединного исламского пути – пути толерантности и умеренности, который подходит для любых слоев общества, чтобы эта высокая идея дошла до людей в «чистом» виде без каких либо «примесей». Могут измениться или развиться способы призывания к этой идее, но смерть ее невозможна, ибо эта идея охраняется Аллахом.

Слава Всевышнему, мы уже начали видеть результаты нашего труда. И это при том что приступили к работе недавно. Мы думаем, что одна из самых сложных проблем, связанных с утверждением ценностей «васатыи» в обществе, – это определение самого термина «васатыя», ибо если мы договоримся по терминологии, то сможем сравнивать и различать. Поэтому одной из целей нашего Центра является определение этимологии данного термина, изучение его смысла, составление программы по утверждению ценностей срединного исламского пути и укрепление этого понятия во всей умме. Определение «васатыи» связано с разграничением в религии таких понятий, как халатность или неумеренность, их причины и виды проявления, а также преодоление новшеств и бед, которыми отличается современная жизнь. Необходимо разработать исламскую культурную программу, чтобы правоверные не отрывались от своих корней и в то же время были связаны с современностью. Это возможно осуществить при тесном взаимодействии с современной цивилизацией, но без поглощения или слияния с нею.

Только так мы сможем заложить фундамент отношений, основанных на доверии, и таким образом решим одну из сложнейших проблем. Неюбходимо объединяться на основе сотрудничества по тем вопросам, где у нас нет разногласий. А там, где они есть, следует относиться друг к другу с пониманием.

Имам Шатыби сказал: «Омар ибн Абд-аль-Азиз не видел ничего плохого в том, что сподвижники Пророка имели различные мнения относительно второстепенных вопросов в религии. Он говорил: «Меня совсем не огорчает то, что сподвижники Пророка расходятся во мнениях. Если бы мнение у всех было одинаково, то это сузило бы кругозор людей. Но сподвижники были имамами, за которыми следовала умма».

Разногласия есть и будут. И это Сунна. Наша роль выражается в том, чтобы объединиться на пути преодоления этих разногласий. Муфтий, издающий фетву, должен учитывать эти реалии и беречь целостность уммы. Но если мы будем разумно использовать все научное исламское наследие и придем к согласию по основным источникам, то трещина разногласий в нашей общине станет уже и мы вскоре не будем замечать, в чем разница между крайне левым или крайне правым. Для срединного исламского пути благосостояние и целостность общества важнее, чем какие либо идеи и убеждения. Цель каждого из нас – это поиск единства и сплоченности.

И роль Центра заключается в том, чтобы раскрыть значение «аль-васатыи» своей деятельностью и методом работы, чтобы идеи и убеждения стали ощутимой реальностью. Все, кто считает себя частью уммы, должны нести ответственность.

Одна из наших целей – это построение и воспитание здоровой мусульманской личности, далекой от фанатизма или безразличия по отношению к исламу, а также достижение безопасности в интеллектуальной, духовной и общественной сферах человеческого общества. И это очень поможет в решении некоторых проблем мусульман. К примеру, безопасность в обществе толкает его к прогрессу и развитию. И мы максимально используем все законные средства, которые нам помогают в достижении нашей цели, провозглашаем идеи «васатыи» повсюду и рады любым стараниям, направленным на исправление нынешнего положения мусульман.

Ислам – религия для всех людей, и в Коране Аллах говорит о Пророке Мухаммаде: «И послали мы тебя только как милость для миров» (21/107). Мы живем в мире, в котором все взаимодействует друг с другом и ускоряется процесс познания и развития. И мы не должны отрываться от этого мира, а, наоборот, нам необходимо сотрудничать с ним.

Мусульмане в Европе уже стали неотьемлемой частью европейского общества. И мы очень интересуемся их проблемами исходя прежде всего из того, что они – мусульмане и часть нашей уммы. Мы стремимся, чтобы мусульмане нашли совместный путь в реализации своих гражданских прав и сохранении самобытности мусульманского меньшинства, проживающего в Европе. Мы также стремимся к диалогу с другими людьми, чтобы укрепить мирное сосуществование и помочь вхождению мусульман в европейское общество. Именно поэтому были проведены конференции в Лондоне и Нью-Йорке.

Мы против тех, кто призывает к террору или нетерпимости и не чуждается проливать кровь, захватывать имущество и унижать человеческое достоинство. Но мы также и против тех, кто призывает к европеизации или подчинению Западу, что приводит к грабежу, колонизации и «усыплению уммы». Разве наша позиция – это одновременно не призыв к сопротивлению и к срединности?

Центр своим путем, идеями и работой старается воплотить исламские ценности в жизнь. И он не принадлежит ни к одному из исламских движений. Скорее, он представляет основное направление в умме. Ведь если усилия Центра направлены на укрепление «срединного исламского пути», разве можно его причислить к какому-либо существующему движению? Центр представляет собой общий знаменатель, объединяющий все, в чем умма достигла согласия. Центр не представляет какое-либо определенное направление ни в исламском праве (фикхе), ни в вероубеждении (акыде).

Перевод К. Касумова

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/islam-world/4216/">ISLAMRF.RU: Аль-Васатыя: коранический принцип эффективной социокультурной интеграции</a>