ИКЕА для мусульман
17.02.2009 14:40
Несколько лет тому назад канадские, американские и некоторые европейские магазины ИКЕА предложили мусульманам вместе отметить праздник разговения – Ид аль-Фитр, или, как его по-другому называют в России – Ураза-байрам. С тех пор многие мусульманские семьи, а вместе с ними и те, кому не безразлична исламская культура, традиционно проводят этот праздник в своем любимом торговом центре.
Идеи для мусульман
На протяжении пяти лет, в последний день месяца рамадан, один из самых популярных на Западе «семейных» магазинов превращается в «ИКЕАстан»: гостей ждут обновленные интерьеры в ориентальном стиле; на стенах вывешиваются плакаты, объясняющие смысл праздника разговения; демонстрационный зал украшается фотографиями с видами Мекки и Медины. Организаторы праздника предусматривают даже такие мелочи как ключи с брелками, на которые нанесены исламские символы, и упаковочную бумагу с полумесяцами. Только в этот день ресторан предлагает гостям попробовать восточные сладости - они разложены на подносах, с которыми мусульмане обычно обходят своих родственников и соседей в праздничные дни.
Мусульмане с восторгом встретили предложение провести выходной день в ИКЕА. Несколько исламских общественных организаций провели опрос среди посетителей магазина, и вот какие ответы были зафиксированы в «книге отзывов и предложений»: «Мы очень рады, что руководство ИКЕА решило отпраздновать Ид вместе с мусульманами. Мы переживаем сейчас трудные времена, и нам очень приятно, что люди - несмотря на негативный образ, сформированный СМИ, интересуются нашей культурой и хотят общаться с нами».
«Мы можем только приветствовать такую инициативу. ИКЕА помогает канадцам осознать тот факт, что мусульмане являются полноправными членами канадского общества, и одновременно с этим, носителями самобытной, яркой культуры», - говорит Найир Хабиб – президент канадской общественной организации «Мусульмане за мир».
«Мы купили Ид в ИКЕАстане»
А вот, что рассказала Салима, которая приехала в Афины из Пакистана: «Мы приехали в Грецию совсем недавно – за несколько дней до рамадана. Мне было очень тяжело совмещать пост с переездом, обустройством быта и непривычной едой. Но самым тяжёлым из всех испытаний было отсутствие родных и друзей, с которыми мы бы могли разделить ифтар. Когда наступила последняя неделя поста, я с грустью стала вспоминать о наших домашних праздниках. Мне так хотелось, чтобы праздничное утро началось с радостной суеты, детской возни и сладких запахов на кухне. Но я прекрасно понимала, что мои мечты о настоящем празднике нереальны, и на Ид мне придётся довольствоваться халвой, которую я съем вместе с дочкой на кухне перед телевизором.
Утро дня Ид оказалось ещё хуже, чем я предполагала. Ночью я почувствовала недомогание, и поэтому не смогла пойти в мечеть. Я очень рассчитывала на то, что совместная молитва с другими женщинами настроит меня на праздничный лад: мы прочитаем намаз, послушаем имама, поздравим друг друга. Кроме этого, я очень хотела познакомиться с другими женщинами из нашего посольства…. Но вместо этого я осталась дома, и стала готовить праздничный обед для мужа, который ушёл в мечеть. Я решила сделать маленькие пирожки – «самосы», которые всегда пекла к празднику моя мама. Провозившись с тестом и выпечкой несколько часов, я поняла, что вместо аппетитных жареных треугольников с сочной начинкой, у меня на блюде лежат какие-то коричневые угли, источающие неприятный запах. Есть это было невозможно, поэтому я выбросила «пирожки» в мусорное ведро и заказала готовую пиццу. После обеда мы собрались погулять, но как назло пошёл мелкий, противный дождь. Муж, видя моё испорченное настроение, решил не откладывать прогулку, и сообщил, что вместо парка, мы пойдём гулять в какой-нибудь торговый центр. Я согласилась и выбрала ИКЕА. Когда мы вошли в магазин, то сразу же уткнулись взглядом в огромный плакат, на котором были изображены улыбающиеся женщины в шальвар-камизах и хиджабах. Мы с мужем и дочкой встали перед этим плакатом и несколько секунд молча смотрели на него. Потом мы осмотрелись и увидели, что вокруг нас мелькают азиатские лица и очень много «закрытых» женщин. Мы прошли в зал и удивились ещё больше: на стенах висели плакаты с видами Мекки и Медины, на диванах лежали подушки с традиционной арабской и пакистанской вышивкой, на столах лежали забытые кем-то открытки Hallmark с надписями «Ид мубарак», а также специальные брошюры, которые разъясняли гостям религиозное значение праздника…
Итак, вечер дня Ид оказался совсем не таким хмурым, как утро. Мой ребёнок был сыт. Муж был в хорошем настроении. Я накупила всякой всячины. Наш день, конечно, не был идеальным сценарием для праздника, но скажите мне – всегда ли мы бываем счастливы тогда, когда делаем то, что запланировали? Несмотря ни на что, мы хорошо отдохнули: никто не таращил глаза на мою одежду, мне не надо было убираться и готовить, ребёнок от души повеселился в игровой комнате, а мы в это время общались с другими мусульманами, и даже завязали знакомство с приятной молодой семьёй из Алжира. На вопрос наших пакистанских родственников, которые интересуются, как мы провели праздник в чужой стране, мой муж всегда отвечает: «Мы купили Ид в ИКЕАстане».
Арабский интерьер в шведском стиле
На Ближнем Востоке ИКЕА не только отмечает Ид, но и организует конкурсы среди студентов местных ВУЗов. Например, в 2004 году, совместно с компанией Zayed Free Zone, магазин организовал конкурс на лучший дизайн интерьера комнаты в университетском общежитии. Главным призом стал чек на 8.000 дирхемов. Идея проведения конкурса принадлежит М.А.Х. Рашиду Щамси – известному дизайнеру и заведующему кафедрой дизайна, он также является главой Zayed Free Zone.
ИКЕА стал одним из первых магазинов в этом регионе, который ввёл традицию самообслуживания в торговых центрах. Руководитель группы Al-Futtaim – Омар аль-Фатейм говорит: «Для арабов и других жителей Дубаи, такой вид сервиса был необычен, но PR-служба позаботилась о том, чтобы напомнить соотечественникам о том, что пророк Мухаммад (мир ему) рекомендовал верующим обслуживать себя самостоятельно. Таким образом, покупатели исполняют религиозное предписание и, одновременно с этим, сокращают расходы. А сэкономленные деньги можно потратить, например, на милостыню-садака».
Интересно, что простой деревянный дизайн шведов не только пришёлся по вкусу арабам, живущим на Западе, но стал престижным и модным среди тех, кто никогда не покидал пределов своей родины. Арабы, которые всегда отдавали предпочтение «тяжёлым» интерьерам, всё чаще оформляют свои дома в новом «экологическом» стиле, не забывая при этом о своих традициях. При разработке «этнического» интерьера, очень важно не нарушить гармонию, и не скатиться до пошлости и вычурности. По мнению жюри конкурса, о котором мы писали выше, студенты-дизайнеры из Дубаи с успехом справились с этой задачей, и предложили своим соотечественникам очень интересные идеи по оформлению своего дома в традиционном арабском стиле.
ИКЕА-хиджаб
Руководство ИКЕА позаботилось также об униформе, которой обеспечивают сотрудниц магазина, исповедающих ислам. Первые хиджабы с фирменным логотипом магазина были изготовлены для ИКЕА в Лондоне.
Руководитель информационного отдела лондонского ИКЕА – Камилла Линдман отметила, что мусульманки, работающие в магазине, всегда одевались так, как считали нужным.
«Мы никогда не принуждали мусульманок отказываться от традиционного головного убора ради работы в ИКЕА. На наше решение ввести новую «мусульманскую» униформу повлияло то, что многие женщины, работающие у нас, носят платок. Мусульманкам стало проще устраиваться на работу в ИКЕА, так как для них теперь предусмотрена специальная одежда, не нарушающая норма Шариата», - добавила она.
Лондонский ИКЕА стал «первой ласточкой», и вслед за ним фирменный хиджаб ввели в канадских и американских магазинах.
Координатор канадского Представительства имамов – Абдул Пател, говорит: «ИКЕА делает то, что должны делать все большие торговые центры в цивилизованных странах. У нас в стране, мусульмане, а также другие религиозные меньшинства, составляют большой процент населения, поэтому руководству других магазинов хорошо бы вспомнить о том, что кроме Рождества, существуют и другие праздники. Пусть все берут пример с ИКЕА, который позаботился не только о дополнительных продажах в праздничные для нас дни, но и вложили средства и душу в организацию мероприятий, где люди могут лучше узнать друг друга. Это прекрасное начинание, не так ли?»
В статье использованы материалы газет Toronto star, Turkish daily, а также сайта ikea.ca
О. Баджва