RSS | PDA | Архив   Пятница 26 Апрель 2024 | 1433 х.
 

В поисках следов Мусы Акъегетзаде

24.03.2010 10:39

Еще в Казани меня заинтересовала судьба татарского писателя Мусы Акъегетзаде. Если о таких татарских деятелях, живших в Турции, как Юсуф Акчура, Садри Максуди, Гаяз Исхаки пишется много, то о Мусе Акъегетзаде практически ничего не известно. Во всех учебниках о нем говорится как об авторе первого татарского романа "Хисаметдин менла" и больше ничего. 35-летний период жизни писателя в Турции умещается в два-три скупых предложения. В 1888 году Муса Акъегетзаде приезжает в Стамбул и поступает учиться в высшую школу чиновников "Мулкия мектебе". Тогда ему было 20 с небольшим лет. На новой родине он добился больших успехов - написал две книги по экономике, издавал газеты "Мэтин" и "Оч кардэш", вместе с Юсуфом Акчурой создал партию "Тюрк дернеге", предтечу будущих "Турецких очагов". В высшей военной школе Муса Акъегетзаде преподавал русский язык и экономику. Говорят, что по его учебникам учился даже будущий президент турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк. На родину Акъегетзаде больше не вернулся и умер в Стамбуле в 1923 году.    

 

Просмотрев имеющуюся литературу на турецком языке, я пришел к выводу, что и турецкие ученые мало что знают о судьбе этого прославленного татарина. Известно, что у Акъегетзаде было две дочери (1897 и 1899 годов рождения) и один сын (1907 г. р.). Ахмет носил фамилию отца - Акъегет. В телефонном справочнике Стамбула значилось два человека с таким именем и фамилией. По первому телефону сообщили, что Ахмет Акъегет давно умер, и что никакого отношения к России и татарам он никогда не имел. Второй телефон постоянно молчал. У меня даже возникла мысль подать объявление в одну из турецких газет, однако дороговизна публикации отбила желание разыскивать родственников Мусы Акъегетзаде таким образом. Также мне было известно, что последние годы татарский писатель жил в стамбульском районе Ченгелькюй и после своей кончины был похоронен на местном кладбище. В качестве отступления: мне удалось посетить в Стамбуле могилы Юсуфа Акчу-ры, Заки Валиди Тогана и других татарских деятелей. Все они находятся в прекрасном состоянии, за ними ухаживают специально нанятые служащие. Совсем другая ситуация с могилой Мусы Акъегетзаде. Когда я не без труда нашел кладбище в Ченгелькюй, думал, что приблизился к цели. Старуха при кладбище сказала, что могила Мусы Акъегетзаде и в самом деле существовала раньше, но сейчас она не знает, где она находится - точное местоположение показал бы ее старик, но он умер несколько лет назад. Кладбищенская конторка была закрыта, но и там, как сказали, имеются данные лишь с 50-х годов XX века. Пришлось искать на свой страх и риск. Вместе со мной были двое турецких ученых. Разбившись на три группы, мы пошли прочесывать все кладбище. На все про все - один световой день. Кладбище поделено на две части. Видно, что когда-то здесь было множество старых захоронений, но сейчас они остались под новыми погребениями. Все же на поверхности оставалось еще не менее 100-200 старых надгробных камней. Многие из них находились в полуразрушенном состоянии, надписи или читались с большим трудом, или не читались вовсе. Часть камней была свалена в стороне от кладбища. Все наши попытки найти могилу татарского писателя оказались тщетны. Пару раз попадавшись похожие имена, но даты не совпадали. Мы пытались искать могилу Акъегетзаде возле захоронений 1923 года, но выяснилось, что подобные могилы разбросаны по всему кладбищу. В конце концов нам пришлось вернуться домой ни с чем. Это вовсе не значит, что могила Мусы Акъегетзаде не сохранилась. Для ее поисков требуются время и специалисты, способные свободно читать надписи на надгробных камнях на арабском, персидском и староосманском языках. Короче говоря, для поисков могилы Мусы Акъегетзаде необходимо снаряжать экспедицию из специалистов, но кто даст на это денег? Кстати, до сих пор не найдена и могила татарского богослова Абденнасра Курсави, которая также, якобы, находится на одном из кладбищ Стамбула. Понятно, что на решение подобных проблем у нашего государства нет денег, но кто сделает это за нас?

 

В последние годы, когда открылись границы, мы увидели, как живут наши соплеменники в других странах. За годы суверенитета татары стали чаще встречаться на самых разных мероприятиях в Казани, Стамбуле, Нью-Йорке, Хельсинки, Аделаиде и других точках мира. Теперь мы точно знаем, что наши зарубежные соплеменники никакие не иностранцы и ничем от нас не отличаются. Они говорят на том же татарском языке, что и мы, слушают ту же татарскую музыку, поют те же татарские песни. Разлука в 70 лет практически не сказалась на татарском менталитете - мы не стали разными. Все это говорит о высоком потенциале татарской нации, о развитом национальном самосознании, которое не вытравишь ни коммунистической идеологией, ни, тем более, капиталистическим космополитизмом. Дай Бог, чтобы встречи между татарами мира происходили как можно чаще, ведь нам еще о многом надо поговорить!

 

Азат Ахунов

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/12065/">ISLAMRF.RU: В поисках следов Мусы Акъегетзаде</a>