Слово ученого погасит пламя войны… Умер шейх Вахба аз-Зухейли
10.08.2015 11:47Умер Вахба аз-Зухейли – один из последних гигантов исламской науки современности. Когда уходит теолог, больно вдвойне. Светом своего знания он указывал путь миллионам и миллионам. Самое страшное, что пока мы не видим достойной смены поколению, к которому принадлежал Зухейли. И это в то время, когда Исламский мир так нуждается в наставлении, напоминании и разъяснении…
Непререкаемый авторитет
Вахба аз-Зухейли входит в число самых крупных исламских богословов современности. Он был религиозным и интеллектуальным авторитетом в традиционном суннитском пространстве, но его книги читали и отдавали им должное последователи почти всех течений, включая тех, кто публично осуждал ученого. Уровень знаний шейха признавали повсеместно.
Он неплохо известен в нашей стране. Ссылки на труды Зухейли встречаются во многих русскоязычных книгах и статьях по исламскому праву и доктрине. Многие наши имамы и исламские деятели учились на книгах шейха, а некоторым даже посчастливилось лично видеть и слушать его лекции.
Зухейли сторонился политики. Даже сейчас, когда война уже поглотила огромное число прекрасных сынов и дочерей его родной Сирии и грозит поглотить еще не меньше, он сумел избежать активного вовлечения в противостояние. Шейх до конца оставался человеком книги и науки.
Человек мысли, слова и дела
Вахба аз-Зухейли с детства отличался неординарными способностями. Неплохо разбирался в математике, химии, физике, владел английским языком. Он раньше всех сокурсников окончил с отличием среднее шариатское учебное заведение в Дамаске. В том же, 1952, году получил свидетельство об общем образовании в области литературы.
Позже Зухейли окончил факультет Шариата, а также арабского языка, во всемирно известном Аль-Азхаре. Шейх имел диплом Айн-Шамса и магистрскую степень Каирского университета. Доктором он стал в 1963 г. Тема его диссертации крайне актуальна и поныне: «Влияние войны на исламский Шариат: сравнительное исследование 8 мазхабов и международного права». Звание профессора Зухейли удостоился в 1975 г. в Дамасском университете.
Под его руководством выросло несколько поколений студентов и подготовлены сотни магистерских и докторских диссертаций. Его ученики, среди которых есть профессора, трудятся сегодня практически во всех мусульманских странах, на Западе и на постсоветском пространстве. Сам Зухейли работал не только в Сирии, но и в Саудовской Аравии, ОАЭ, Катаре, Кувейте, Ливии, Судане и в Пакистане.
Таким образом, шейх прошел все ступени академической лестницы. Как никто другой, он знал и понимал проблемы исламского образования и науки. Зухейли был не только великим теоретиком, но и выдающимся практиком. Человеком мысли, слова и дела.
Рассказывают, что Зухейли работал по 16 часов в сутки. Возвращаясь домой с лекций и семинаров, после многочасовых бесед и консультаций для высших научных кадров, он садился за написание книг и монографий.
На протяжении многих последних лет шейх специализировался на шариатском праве. В этой области он известен больше всего. Его книга «Исламский фикх и его доводы» и некоторые другие служат учебным пособием и изучаются в большинстве религиозных вузов и высших медресе мира – от Афганистана до США, от Индонезии до России.
Перу Зухейли принадлежат труды и по многим другим отраслям знания. Всего он является автором более 50 книг.
Также много времени шейх посвящал общественной, культурной, экспертно-аналитической деятельности и консалтингу. Он был руководителем и членом различных советов сразу нескольких международных структур, обеспечивающих работу исламских финансовых институтов, основывал и редактировал научные журналы, трудился над несколькими энциклопедиями, вел программы на радио, принимал участие в различных обсуждениях на ТВ, писал статьи для прессы, был открыт для интервью…
Одним словом, мы потеряли человека великих способностей и глубины ума.
Нет достойной смены
Уходят последние авторитеты второй половины XX века, те, кто формировал идейно-теоретическую картину исламского мира на протяжении последних десятилетий. В начале 2015 г. мы потеряли нашего выдающегося богослова устаза Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа, бывшего маяком знаний для мусульман всего постсоветского пространства. Да будет милостив Аллах к тем, кто трудится во имя Него и во благо Его созданий!
В суровых условиях они сохраняли и продолжали традиции классического богословия, хранили великое наследие и, несмотря на нападки с самых разных сторон, где это было оправдано, не боялись применять иджтихад. Эти ученые выносили самостоятельное решение по неоднозначным вопросам, прямо не оговоренным в фундаментальных источниках Ислама, используя веками проверенную методологию.
Поколению Зухейли, к сожалению, пока нет достойной смены. Все меньше тех, кто не только не решается на самостоятельные богословские выводы, оставаясь на традиционной платформе, но и вообще способны это делать. Кризис в сфере богословия, религиозного образования и науки такая же реальность, как разгорающиеся день ото дня конфликты.
Все больше тех, кто не думает перед тем, как делать. Все больше грубых практиков (вернее сказать, практикантов), все меньше ученых. Торжествуют примитивизм и вульгаризация знания. Происходит архаизация массового сознания, теряются нравственные ориентиры. Трагические провалы в поисках социальной справедливости порождают идеализацию силы и «людей руки», о науке и «людях пера и книги» вспоминают все реже.
Возвращение к Корану
Успокоить эту мутную волну может только возвращение к Корану. Именно он лежит в основе исламского общества. Без адекватного его толкования, интерпретации вечных аятов в контексте происходящего вокруг, формулирования божественного призывы на понятном массам и окружающим языке наши проблемы никогда не будут решены.
Роль теолога в бурлящем Исламском мире невозможно переоценить. Будущее за учеными, а не за «человеком с ружьем». Слово алима и имама погасит пламя войны. Так всегда было в истории. Это заложено в матрице нашей уммы.
Я абсолютно уверен, что очень скоро труды выдающегося шейха Вахбы аз-Зухейли будут востребованы даже более, чем сегодня. Те, кто чтит подлинное знание, хранит память и уважение к настоящим ученым, понимает свою историю, перечитают то, что для них бережно сохранили светила уммы, и понесут дальше коранический призыв к миру и созиданию.
Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун! Воистину всем мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся! Просим Господа смилостивиться над шейхом Зухейли и даровать ему место в Раю рядом с Пророком (мир ему и благословение) и с другими великими учеными и имамами нашей уммы, а нас сделать достойными наследниками его трудов и знаний.