Татарское влияние: Николай Иванович Веселовский — известный русский ученый-ориенталист
11.11.2015 12:43Николай Иванович Веселовский (1848–1918) — известный русский ученый-ориенталист. Он автор многочисленных работ, среди них — «Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве с древнейших времен до настоящего» (СПб., 1877); «Прием в России и отпуск среднеазиатских послов в XVII и XVIII столетиях», «О местоположении Гюлистана при-Сарайского» (Киев, 1907). С именем ученого связано проведение первых научных описаний архитектурных памятников Самарканда. В 1910 году в Санкт-Петербургском университет он прочитал лекцию о татарском влиянии на русский посольский церемониал в московский период русской истории, содержащую интересные и познавательные факты.
Посольский церемониал в московский период русской истории носил в полном, можно сказать, объеме татарский или вернее — азиатский характер; отступления у нас были незначительные и вызывались главным образом религиозными воззрениями... Не одобрялось у нас деление земных поклонов и лобызание ноги восточных владетелей, потому что первое надлежит совершать богу, а второе — в виду того убеждения, что человек чист лишь до пояса, а ниже пояса не чист, следовательно, целуя ногу, посол осквернялся. «И князь великий Магмедшю князя и всех послов звал к себе, да руку на них клал, да и оздорови их самих спросил и ести их звал» (приезд крымского посла Мамедши в 1508 г.). Класть руку вместо целования ея было установлено для мусульман, но другой крымский посол Камал, позванный к руке, «целовал великого князя в руку»«.
Что церемониал был заимствован нами у татар, это понятно само собою. В течение долгого времени великие князья русские имели дипломатические сношения только с золотоордынскими ханами и великими ханами в Монголии; а затем и сами усвоили их так основательно, что считали весь церемониал своим собственным и не отступали от его требований до Петра Великого, изменившего его на европейский манер...
В 1519 году прибыл в Москву крымский посол Аппак и, по велению великого князя, князь Иван Палетцкий должен был говорить речь послу у него на подворье от имени государя. Так как Аппак, будучи татарским князем, приехал в чалме, которую у татар носили лица духовныя и она не снималась на аудиенции, то на это обратили у нас внимание и князю Ивану было наказано великим князем не снимать «колпака» перед Аппаком, пока он не сделает по этому поводу какого либо замечания. И действительно, когда князь Иван стал говорить речь, став на колени, а колпака не снял, тогда Аппак, «став на коленях и колпак с себя снял, а князь Иван ему речь говорил от великого князя, также став на коленях, да колпак с себя снял»«.
На аудиенции у государя Аппак, после «карашевания» встал на колени и правил поклон великому князю от хана.
У азиатских владетелей существовал обычай одарять посла после аудиенции платьем, например халатом, но преимущественно шубою, иногда собольей. Порядок этот держался очень долго и притом в такое время, когда он перестал пользоваться уважением.
Чрезвычайный посол князь Н. В. Репнин в 1776 году получил от султана соболью шубу, а свита его шубы и кафтаны, и все ехали в этом наряде до поворота от серальской стены, когда сняли эти подарки.
Не допускалось у нас надевать пожалованные халаты, так как езда в них по городу считалась за посмех.
Обычай дарить послам халаты пачками (Тартук) удерживался в среднеазиатских ханствах до последнего времени и был отмечен по отношению к русским по настоянию наших властей...
Угощение послов, как европейских, так и азиатских совершалось у нас по восточному обычаю: отсутствовали тарелки, ножи и вилки. Такое неудобство очень смущало европейцев и они отмечали его в своих записках. Отметили они и другую особенность, имеющую сходство с восточною: все кушанья подавались на стол разом, а не последовательно одно за другим.
Не привилась у нас одна довольно существенная подробность татарского посольского церемониала: присутствие на аудиенции великих княгинь и цариц. Затворничество женщин при кочевом образе невозможно; оно невозможно даже при требовании религии. Татарские ханы, принявшие ислам, долго продолжали принимать иностранных послов в присутствии своих жен; но потом это изменилось; крымские ханы уже не допускали ханш на аудиенции. Может быть, в такое время и выработался наш посольский этикет...
Взгляд на посла у народов азиатских не соответствует взгляду европейцев. У первых посол рассматривается, как шпион; отсюда явилось необходимым принять меры против шпионства. На востоке посла держали под строгим караулом, устраняли от какого бы то ни было сношения с частными лицами. Наши послы прямо заявляли в своих статейных списках, что их держали, как в тюрьме; но и наша подозрительность по отношению к иностранным к послам развилась до болезненности, и едва ли положение их у нас в смысле свободы было лучше.
IslamRF.Ru
Источник: Минбар Ислама №9 (239) /Октябрь, 2015/