RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Расули Габдуррахман (1936–1950) — муфтий эпохи войны и террора

01.04.2009 18:03

В этом году одной из центральных юбилейных дат для российских мусульман стало 220-летие Оренбургского Магометанского духовного собрания – органа, объединявшего всех мусульман Внутренней России и Сибири. Этому юбилею было приурочено проведение многих мероприятий по всей стране, в том числе – V Фаизхановских чтений и IV Всероссийского мусульманского форума в Нижнем Новгороде. Этому юбилею мы посвящаем и рассказ об уфимских муфтиях за период с конца XVIII до середины XX века.  

 

С эпохой муфтия Габдуррахмана Расули (1881–1950) связаны, пожалуй, самые черные дни в истории российских мусульман, когда миллионы из них погибли в сталинских и гитлеровских тюрьмах и концлагерях, пали на фронтах Отечественной войны. Две страшные даты нашей истории: 1937-й и 1941-й годы пришлись на время его руководства российской уммой. Но пришел и год 1945-й — год Великой Победы Веры над безверием, Божественной Истины и Справедливости над преступным и дьявольским фашистским режимом. Миллионы российских мусульман погибли в эти страшные годы, но оставшимся в живых нужно было работать и сражаться, растить детей и сохранять свет истинной веры. И в эти судьбоносные дни шейх ордена Накшбандийа Габдуррахман Расули стал умелым кормчим, возглавившим корабль татарской уммы. В 1908 г. Дэрдменд написал свой пророческий «Кораб», ставший символом трагической судьбы нации, и Г. Расули пережил всю эпоху штормов, начиная от дней российской революции 1905–1907гг. до определения роли религии ислама в советском истеблишменте 1940­х гг.

 

Путь Габдуррахмана к власти и признанию был достаточно быстрым. Его отцом был Зайнулла Расули (1833–1917) — мударрис, ишан, шейх ордена Накшбандийа, которого называли королем татар. Зайнулла с 1859 г. был мударрисом и имам­хатибом в деревне Ак­Хужа (близ Верхнеуральска, Оренбургская губерния). Здесь родился и Габдуррахман. В 1859 г. в Бухаре шайх Абд ал-Хаким посвятил Зайнуллу в тарикат Накшбандийа­муджаддидийа. Зайнулла­ишан получил и вторичную инициацию от стамбульского шейха ордена Накшбандийа-халидийа Ахмеда Зияутдина Гюмюшханеви. Вернувшись в родную деревню, Расули изменил суфийскую практику. В результате доносов он был арестован и сослан, однако потом возвращен по ходатайству муфтия С.-Г. Тевкелева. В 1884 г. Расули поселился в г. Троицке Оренбургской губернии и стал имам-хатибом 5-й соборной мечети, где основал медресе «Расулия». В течение трети века Зайнулла­ишан был самым почитаемым шейхом мусульман Волго-Уральского региона, Сибири и Казахстана. Наиболее известным его мюридом стал Галимджан Баруди — в 1917 г. первый свободно избранный муфтий Центрального Духовного Управления мусульман. Зайнулла­ишан заложил первый камень в фундамент казанской «Мухаммадии» — медресе Г. Баруди.

 

На путь Габдуррахмана личность отца наложила отпечаток и оказала огромное воздействие. Он получил образование в медресе «Расулия». В 1899 г. он совершил хадж, где стал шейхом ордена Накшбандийа, затем продолжил образование в Каирском университете аль­Азхар. В 1903 г. Габдуррахман вернулся в Троицк, где в «Расулие» начал преподавание арабского языка и нового тогда предмета «история ислама». В это же время Зайнулла­ишан передал руководство медресе сыну. Габдуррахман окончательно перестроил медресе на джадидистский лад и ввел преподавание истории, географии, физики, химии, зоологии и других научных дисциплин. При медресе была открыта первая в Троицке типография, где печаталась, в частности, первая казахская газета «Айкап» (Заря). Не случайно, что именно во многом по инициативе Расули казахские приходы вошли в 1917 г. в состав ЦДУМ.

 

В 1906 г. Габдуррахман стал членом религиозной комиссии III Всероссийского мусульманского съезда в Нижнем Новгороде. Комиссию возглавлял Г. Баруди. Глубоко символично, что именно в нашем городе впервые официально сотрудничали первый и последний муфтии единого ЦДУМ. После смерти отца в 1917 г. Габдуррахман возглавил его приход. Вскоре медресе «Расулия» было преобразовано в татаро­башкирский педтехникум. Диплом этого медресе официально признавался Советскими властями как аттестат о среднем педагогическом образовании.

 

В 1919–1922 гг. национальные границы на Южном Урале неоднократно перекраивались. Оренбург стал столицей Казахской автономии в составе РСФСР, а преимущественно русские регионы вошли в состав Уральской области. С 1923 г. Габдуррахман был назначен муфтием ЦДУМ Р. Фахретдином мухтасибом по Уральской области. Его авторитет как улема был широко известен. Поэтому на съездах мусульманского духовенства 1923 г. и 1926 г. при ЦДУМ Расули был избран членом Голямалар Шурасы (Совета улемов).

 

В 1936 г. после смерти Р.Фахретдина не было дано разрешение на проведение съезда, в соответствии с Уставом ЦДУМ. Развернулась борьба между заместителем председателя ЦДУМ К. Тарджемани и Г. Расули. Уязвимость позиции Тарджемани заключалась в его избрании казыем еще в 1917 г. и близостью к муфтиям Баруди и Фахретдину. В итоге муфтием стал Г. Расули. Одновременно было инспирировано «Дело о заговоре руководителей ЦДУМ», по которому было арестовано более 30 человек. Никто из них не вышел живым из застенков. В Татарстане было репрессировано свыше 300 мулл, в Башкортостане — 339. Деятельность ЦДУМ была почти парализована. В этих условиях муфтий сосредоточился на выдаче шахадет­наме, то есть сохранении и обновлении кадров духовенства. Расули выдал 917 свидетельств на право совершения обрядов, не связывая их получение с открытием приходов.

 

В 1941 г. после начала Великой Отечественной войны началась борьба за лояльность мусульман. В легионе «Идель­Урал» и других мусульманских войсковых формированиях, созданных фашистами, появились муллы. В Крыму и на Кавказе началось массовое открытие мечетей. Гитлеровская пропаганда весьма умело использовала факты репрессий против духовенства и верующих. Массовое антисоветское восстание в горах Кавказа должно было открыть фашистам дорогу к бакинской нефти, без которой Советская Армия просто не могла бы вести военные действия. Но гитлеровцы просчитались… Большинство мусульман встало на защиту своей Родины.

 

Поэтому в мае 1942 г., в дни, когда провалились наступательные операции Советской Армии, и началось нацистское наступление на Кавказ, газета «Труд» опубликовала обращение под подписью муфтия ЦДУМа Г. Расули, оказавшегося единственным мусульманским деятелем, авторитетным в масштабе всего СССР. Оно было принято на состоявшемся 15–17 мая 1942 г. (впервые после 1926 г.) Съезде мусульманского духовенства. В «Обращении представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко­фашистской агрессии» после официальных заявлений о свободе вероисповедания для мусульман в СССР, Расули дал религиозную интерпретацию борьбе советских мусульман против нацизма. Здесь говорилось:

 

«Великий Аллах в Коране говорит: «Сражайтесь с теми, которые сражаются с вами, но не будьте зачинщиками, ибо Бог не любит несправедливых» (Бакара, стих 186). «Истребляйте их, где ни застигнете, изгоняйте их, откуда они вас изгнали: мятежи и искушение губительнее убийства» (Бакара, стих 187). «Будьте неумолимы к врагу, не зовите к примирению, вы победители, с вами Бог, он не оставит без награды ваши подвиги» (Мухаммед, стих 37). «Для победы над врагом укрепляйте, сколь можно, свой тыл, готовьте боеприпасы, конницу, ими будете держать в страхе врагов ваших и, кроме того, всех других, которых не знаете вы, но которых знает Бог. Что ни пожертвуете вы для пути Божия, вам за то верно отплатится и с вами не поступят несправедливо» (Анфаль, стих 62). «Выходите в поход на врага, легким или тяжелым он будет, оставшиеся в тылу мужчины или женщины, помогайте своей армии имуществом, скотом и другими всеми путями, знайте, в этом благо для вас» (Ат­таубя, стих 41).

 

Великий пророк Мухаммед говорит: «Любовь к родине, защите ее есть долг религии». Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равносильна участию в сражении. Даже мирный труд мужчин и женщин, занявших должность ушедших на фронт воинов, равносилен участию в бою.

 

Уважаемые братья-мусульмане!

 

Вышеизложенные изречения великого Аллаха и его пророка Великого Мухаммада призывают вас, мусульмане, не жалея сил, сражаться на полях брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев. Оставшиеся в тылу мужчины и женщины, не поддавайтесь малодушию и панике, приложите все усилия для изготовления всех необходимых предметов для успешного ведения Отечественной войны и обеспечения жизни населения.

 

В этой святой Отечественной войне против фашистской Германии и ее приспешников, доказав свою правоту, покажите перед всем миром верность своей Родине, молитесь в мечетях и молитвенных домах о победе Красной Армии.

 

Мы, ученые ислама и духовные деятели, живущие в Советском Союзе, призываем всех мусульман к единодушной защите любимой Родины и мусульманского мира от германских фашистов и их приспешников.

 

Молитесь великому и милостивому Богу о скорейшем избавлении врага, освобождении всего человечества и мусульманского мира от тирании человеконенавистников­фашистов».

 

Это обращение было переведено на языки мусульманских народов и распространялось властями в местах компактного проживания мусульман. Любому мусульманину было понятно, что смерть за веру делает человека мучеником (шахидом). Именно поэтому мечеть на Поклонной горе в Москве называют мечетью шахидов.

 

3 марта 1943 г. в газете «Известия» была опубликована телеграмма Г. Расули о сборе средств мусульманами на строительство танковой колонны и о том, что он лично вносит 50 000 рублей на это дело. В ответ И. В. Сталин направил телеграмму Г. Расули с просьбой передать благодарность мусульманам, участвовавшим в сборе средств на постройку танковой колонны.

 

С созданием в 1943 г. ДУМ на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии ЦДУМ окончательно утратило свои центральные функции. К Среднеазиатскому Духовному управлению мусульман (САДУМ) не только перешла территория Казахстана, но Ташкент как основной центр советских мусульман сменил Уфу. Поэтому в 1948 г. на съезде мусульманского духовенства ЦДУМ было преобразовано в Духовное управление мусульман Европейской России и Сибири (ДУМЕС).

 

Расули пытался сохранить традиции мусульманской учености. Он ежегодно публиковал мусульманские лунные календари, в 1945 г. издал свое религиозное пособие «Ислам дине» («Религия Ислама»). Однако его ходатайство об открытии богословских курсов не было удовлетворено.

 

Расули был последним советским муфтием, который мог позволить себе определенную самостоятельность от властей. В памяти мусульман он навеки останется как лидер, сохранивший корабль мусульманской уммы России в самые страшные годы Мировой войны и тоталитарного террора.

 

 

Из книги А. Хабутдинова «Российские муфтии: от екатерининских орлов до ядерной эпохи (1788–1950). Изд-во НИМ «Махинур», 2006. Отв. Ред. – ректор НИИ им. Х. Фаизханова Д. Мухетдинов

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/7922/">ISLAMRF.RU: Расули Габдуррахман (1936–1950) — муфтий эпохи войны и террора</a>