RSS | PDA | Архив   Вторник 16 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Дороги татарского образования: от средневековья к Новому времени

28.05.2009 16:18

В этом году отмечается 138-летие одного из наиболее глубоких татарских мыслителей, создателя одного из первых в России джадидских медресе Габдуллы Буби (Нигматуллина, (1871 — 1922)).  

 

Он был уроженцем  села Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии, ныне Агрызского района Татарстана. В годы «оттепели», когда можно было говорить часть правды об истории татар, его начали называть только педагогом, но это глубоко неверно. В своей деятельности он исходил от традиций татарской религиозной мысли, берущей начало от Габдуннасыра Курсави. Ее представители выступали за восстановление традиций истинной учености и справедливости первых веков Ислама, толкование изменившихся реалий в соответствии со словами Священного Корана, обучение детей на родном языке.  Курсави и старшее поколение рода Буби связывало совместное обучение и единомышленники. Так Курсави и  дед Габдуллы Нигматулла учились в медресе Мачкары в Заказанье. Один из сыновей  Нигматуллы Габдулла после недолгого преподавания в родном ауле стал  мударрисом медресе Стерлибаша в Приуралье, чей основатель Нигматулла Тукаев (из рода давшего великого поэта Габдуллу Тукая) был ближайшим соратником Курсави. Сыновья же Нигматуллы ишана  Харис и Харрас стали покровителями и сподвижниками Габдуллы.

 

Другой сын Нигматуллы Буби Габдельгаллям – отец выдающихся деятелей  Габдуллы, Губайдуллы и Мухлисы Буби рано остался сиротой. Он  учился у моих прадедов Фазлуллы бине Фазуллы в ауле Такталачык (ныне Актнышского района) и в медресе Якуба б. Нигматуллы Мансурова  в ауле Терси Агрызском районе (ныне оба – Татарстан). Габдельгаллям Нигматуллин по окончанию образования занял место своего отца, и стал имамом и мударрисом в ауле  Иж-Бобья. Здесь родился и получил начальное образование Габдулла, затем продолживший образование в Бейрутском университете. Будучи шакирдом, он стал помогать отцу в медресе Буби. Тогда же Габдулла написал комментарии к классическим арабским учебникам по богословию, в которых критиковал схоластические подходы. Он воспринял идеи великого модернизатора Ислама муфтия Египта и ректора университета «аль-Азхар» Мухаммада Абдо и классика турецкой литературы Ахмада Мидхата, ратовавшего за реформу образования на основе традиций тюркской культуры. Габдулла увлекся сравнительным изучением религий, опубликовал несколько статей, посвященных критическому анализу христианства.

 

С 1895 г. совместно со своим старшим братом Губайдуллой он начал постепенную реорганизацию медресе Буби. Оно было официально открыто в 1881 г. как приходское медресе  при Иж-Бобьинской  мечети имамом Габдельгаллямом Нигматуллиным. Братья и их сестра Мухлиса Буби, создавшая женское медресе, превратили медресе в подобие учительского института, готовящего как преподавателей, так и преподавательниц. Ежегодно в Буби устраивались и летние учительские курсы. Оно превратилось в конце 1900-х гг. в основной татарский педагогический центр, где наряду с акидой, фикхом, хадисами, тафсиром и историей Ислама преподавались русский и французский языки, фарси, арабский и турецкий языки и литература, математика, физика, химия, география, биология и зоология, всеобщая история. В медресе значительное место уделялось обучение риторике, дискуссиям, а также изучению основ политического движения. Религиозные предметы занимали только 16% времени.

 

Габдулла ежегодно посещал Нижегородскую и Мензелинскую ярмарки, где собирал деньги на обновление медресе и распространял идеи реформы просвещения. Не остался он в стороне и от великого объединительного  движения российских мусульман в годы революции 1905-1907 гг. В октябре 1904 г. лидер общественного движения Габдеррашид Ибрагим приезжает в Иж-Буби в рамках поездки по России с целью подготовки съезда мусульман. В рамках этой кампании в январе 1905 г. на ярмарке в Мензелинске Буби собирает более 300 подписей в пользу реформы Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (ОМДС), избрания муфтия и казыев (судей), передачи медресе и мектебов в  ведение ОМДС. В 1905 г.  Габдулла отправился в хадж и в течение года знакомился с постановкой системы образования в Стамбуле, Бейруте, Дамаске и Каире.

 

На III Всероссийском Мусульманском съезде в 1906 г. в Нижнем Новгороде Буби был избран в состав образовательной комиссии и комиссии по обсуждению программы партии российских мусульман «Иттифака», а затем и в состав ее ЦК. При обсуждении вопроса о способе подготовки учителей он поддержал Галимджана Баруди,  выступившего за совмещение функций имама и учителя. Однако   Габдулла заявил, что для получения права на преподавание имамы должны сдавать специальные экзамены.

 

В своей преподавательской и публицистической деятельности руководители Габдулла не только отрекался от схоластики, но  стремился доказать совместимость между принципами Ислам и достижениями современной цивилизации, уделял большое внимание ознакомлению с основами современной политической культуры, истории тюрок и политической истории, ораторскому искусству.

 

Основным богословским трудом Габдуллы являются его философские очерки «Хакыйкат, яхуд Тугрылык» (Истина), которые были частично опубликованы в 1904—1906 гг. Остальные очерки были запрещены цензурой, но распространялись в рукописях. В этих очерках он выдвигает идею возвращения к первоначальному Исламу. Габдулла считал, что в основе Ислама лежат принципы равенства и братства людей. Эти принципы, по Буби, должны определять основы современного общества. Габдулла  выступал против деспотизма, орудие против которого он видел в сознательном протесте образованных личностей. Буби был противником резкой имущественной дифференциации и разделения людей по классовому и сословному признаку.

 

В 1906г. в Буби было создано общество «Иттихад» (Единение). 2 мая 1907г. в Буби состоялось совещание  «Иттихада», принявшее программу, где первым пунктом был  перевод преподавания со старого кадимистского на новый джадидский метод. Программа предусматривала отделение мектебов от медресе, объединение медресе, открытие библиотек. Школы должны были обеспечиваться за счет государства, земств и вакфов, а управление (назарат) мектебами и медресе должно было прейти из рук правительства в руки нации.

 

Медресе стало центром политического движения шакирдов, так как оно являлось единственным медресе, принимавшим изгнанных из других медресе участников движения шакирдов. Популярность медресе определялась не столько царившими в нем радикальными политическими настроениями, но, прежде всего, кругом преподаваемых предметов и уровнем преподавания. В годы Советского режима диплом Буби приравнивался к диплому педагогического техникума.

 

В январе 1911 г. вместе с братом и членами педагогического совета медресе Габдулла Буби  был арестован по обвинению в распространении антиправительственных идей, но эти обвинения рассыпались на судебном процессе. Габдулла был приговорен к 6 месяцам тюремного заключения (за 9-ю часть «Хакыйкат») и после освобождения выехал в Кульджу (Китайский Туркестан), где возглавил женскую учительскую семинарию.

 

После Февральской революции  1917 г. он вернулся в Россию. На I Всероссийском мусульманском съезде в мае 1917 г. кандидатура Габдуллы Буби была выдвинута в муфтии.  В 1917—1918 гг. он работал в женской учительской семинарии в Троицке Оренбургской губернии. Летом 1918 г.  Габдулла вернулся в Иж-Буби. В 1919 г. он организовал там женские учительские курсы, съезд интеллигенции и съезд духовенства пяти соседних уездов  (Сарапульского, Елабужского, Мензелинского, Бирского и Осинского).

 

Ученики Буби прежде всего заместитель председателя Совнаркома Гасым  Мансуров и нарком земледелия Татарстана Юнус Валиди сыграли большую ролл в передаче региона Елабуга-Агрыз Татарской автномии в 1922 г. Ведь в 1920 г. эта зона не вошла в став АТССР. В 1922 г. именем Буби была даже названа улица в Казани. Но Советское правительство, как ранее имперское постаралось вычеркнуть медресе Буби и его мударрисов из истории татар. Но правда в итоге торжествует. И вклад Габдуллы Буби в богословие, просвещение и политическую культуру российских мусульман опять стал достоянием широкой общественности…

 

А. Хабутдинов, д. и. н., проф.

 

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/8849/">ISLAMRF.RU: Дороги татарского образования: от средневековья к Новому времени </a>