RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Иудеям и мусульманам надо чаще встречаться!

25.03.2012 10:00

С приветствием от имени иудеев России на III Всероссийском мусульманском форуме в Москве 1 ноября выступил председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и общин России (КЕРООР), раввин Зиновий Коган. Насколько важным для мусульман является мир и диалог с «людьми Писания», сказано еще в Коране, а традиции добрососедства известны в многовековой истории. Как нам вместе обустраивать Россию, воспитывать детей ради общего будущего? Каковы богословские основания для нашего гражданского сотрудничества? Об этом в беседе Исмаила-Валерия Емельянова.

— Зиновий Львович, что Вы можете рассказать о Вашем личном опыте как иудейского религиозного деятеля в общении с Исламом и мусульманами?

 — Опыту общения мусульман России и иудеев России уже более тысячи лет. Свидетельства тому — синагога в Цхинвале, которой более тысячи лет, чуть менее древняя синагога в Дербенте. Это каменные свидетельства тому, что мусульмане и иудеи вместе пришли на российские пространства, строили свои общины, и тогда же между ними начался диалог. Этот диалог не всегда был легким и беспроблемным. Но, так или иначе, это традиционные для этих территорий религии, существовавшие еще до образования Государства Российского.

    Из моего личного опыта могу сказать, что взаимодействие с мусульманами было очень активным и позитивным. Это касается и просто жизненного опыта, когда я был молодым человеком, сначала рабочим, а затем инженером, и впоследствии, когда стал раввином. И надо сказать, этот опыт взаимного сотрудничества с мусульманами внушает оптимизм. Нам есть чему поучиться друг у друга!

    Я вижу много общего между Иудаизмом в России и Исламом в России. Повторю, что то прошлое, без которого нет будущего, внушает оптимизм. Это Господь так распорядился, чтобы мы были вместе на этой земле.

— Что конкретно Вы видите общего между Исламом и Иудаизмом? Чему последователи этих двух религий могут поучиться друг у друга?

— Прежде всего — семья. Мусульманские и иудейские семьи, их образ жизни очень похожи. Для обеих свойственна многодетность, в той и другой веским и решающим является слово жены и матери в домашних делах, в вопросах воспитания детей, подготовка к праздникам. Много общего в отношении к еде и одежде.

    Есть и различия. У нас, например, ортодоксальные замужние женщины бреют головы и носят парик, а мусульманки надевают платок­хиджаб. Мусульмане постятся весь месяц Рамадан, а еврейские посты приходятся лишь на несколько определенных дней. Причем, если мусульманам надлежит воздерживаться от еды и питья лишь в светлое время суток, то иудей должен соблюдать полное воздержание 24 часа.

    Еще один момент — это то, что доброхотное богоугодное даяние называется похоже: «саадака» в Исламе, «цдака» в Иудаизме. Это естественно, ведь арамейский язык послужил основой как для арабского языка, так и для иврита. Израиль всегда соседствовал с арабским миром, и потому взаимопроникновение слов, музыки, культуры, быта — все это было естественным в ходе истории. Евреи также испокон веков жили на Кавказе, в Поволжье там же, где и мусульмане.

    Я вижу также очень серьезную заслугу мусульманских женщин в деле сбережения Ислама в России. В этом есть чему у них поучиться и еврейским женщинам. Да, всем нам есть чему поучиться у мусульман с точки зрения сохранения религиозных традиций в семейном укладе. Я имею в виду не раввинов, чьей профессией является сохранение традиций, а, прежде всего, широкие массы бывшего советского еврейства. Позитивную роль также играет воздержание от спиртного, соблюдение халяльности, праздничных традиций.

    Наверное, есть чему поучиться и у нас. Это, прежде всего, стремление к образованию, уважение не к богатым, а, прежде всего, к образованным людям. Эта система ценностей передается в еврейских семьях из поколения в поколение.

— Как бы Вы сравнили религиозность российских евреев и российских мусульман?

— Поначалу может показаться, что мусульмане в России — люди, более религиозно практикующие. Но это лишь потому, что здесь мусульман больше по численности. На самом деле, сегодня среди евреев все более и более популярным становится соблюдение субботы. Зажигаются свечи, накрывается субботний стол. Кстати, такое возрождение традиции происходит через детей. У нас сегодня создается множество школ с еврейским этно­культурным компонентом, где дети первыми приобщаются к традиции и приносят ее взрослым.

— Есть и еще, к сожалению, одна общая точка, объединяющая иудеев и мусульман. Это национал­ксенофобия. Что нужно предпринять, чтобы изжить это явление?

— Антисемитизм и, если так можно выразиться, антиисламизм — к сожалению, эти явления сегодня типичны в мире, и проявляются они и в нашей стране. В противостоянии им, во­первых, нужно не молчать, а четко и ясно озвучивать свою позицию. Во­вторых, антиисламизм и антисемитизм не могут быть тревогой и заботой только мусульман, или только иудеев. Нужно собирать широкий фронт, приобщать к этому делу христиан, светское гражданское сообщество.

    Надо понимать, что все эти радикалы — всего лишь крикливые маргиналы, которые всегда проваливались, например, при попытке избраться в парламент по одномандатным округам. И на будущих выборах надо быть крайне внимательным и не позволить таким деятелям проскочить во власть, затерявшись в партийных списках.

— А как бы Вы отнеслись (хотя это законом запрещено) к созданию политической силы, де­факто выражающей интересы одной или нескольких национальных, либо конфессиональных групп?

— Я не сторонник создания партий по этническому или религиозному принципу. Мы, несмотря на все наше разнообразие, живем в одной стране. Поэтому надо, чтобы писали и открывали общие законы для нас избранные нами же депутаты. Каждый депутат должен быть, прежде всего, ученым­законодателем.

    Законы уже есть, это Божии законы, Божие благословение, и задача ученых — их сформулировать, а обществу — их исполнять. И тогда все встанет на свои места. Знаете, я иногда ловлю себя на мысли, что мне хотелось бы видеть на месте Думы… Академию Наук. Ведь открыть Божий закон могут только ученые люди. И не важно, кто этот законодатель — еврей или мусульманин.

— К сожалению, в новейшее время отношения между евреями и мусульманами осложнены продолжающимся палестино­израильским конфликтом, отголоски которого сказываются во всех странах мира. Как по­вашему, в какой мере этот конфликт религиозно мотивирован, и как он сказывается на межрелигиозных отношениях между мусульманами и иудеями? Что с точки зрения религиозного деятеля следует предпринять, чтобы решить эту проблему?

— Евреи живут на палестинских землях тысячелетия, столько же, сколько и арабы. И у них достаточно опыта совместного проживания, опыта позитивного. Они помогали друг другу, обогащали друг друга, и в этом их сила. Бурный процесс возрождения Израиля и Палестины происходит столь непредсказуемо, что часто просто затмевает позитивный опыт прошлого.    Политика и война — их нельзя отделить от образа жизни той и другой стороны. И от религии тоже. И поэтому здесь много проблем, много ненависти, много крови. В этой ситуации самое страшное, если хранители религии с той или другой стороны становятся на позиции поддержки сиюминутных военных или политических решений. Тем самым размывается идентичность, ведь Иудаизм и Ислам никогда не враждовали. Сегодня надо активно рассказывать — и муфтиям и раввинам! — об опыте прошлого. Ведь это очень здорово — услышать из уст раввина похвалу Исламу и услышать похвалу Иудаизма словами муфтия.

    А следующим шагом должно быть обращение к военным и политикам с тем, чтобы они увидели в своем соседе брата, также сына единого праотца Авраама. Есть вопросы, неразрешимые на земле, но вопросы, обращенные к небесам, — они разрешимы. Ведь небеса мы не делим. Поэтому давайте обратимся к опыту нашего совместного служения Всевышнему. И когда мы поймем, что нам нечего делить на небе, то также и осознаем, что и на земле нечего делить.

    Священнослужителям нужно помочь военным и политикам выйти из этого тупика. Я абсолютно согласен, что этот конфликт не мотивирован религиозно.

— Вам часто приходится бывать в Израиле. Как там, на взгляд простого наблюдателя, живется мусульманам, прежде всего арабам?

— Когда прибываешь в Израиль, то первое впечатление, что кругом одни евреи, а арабы живут где­то… и сами по себе. Но я езжу часто и знаю, что особенно в маленьких городках арабы и евреи живут бок о бок, и часто с первого взгляда не отличишь — арабы это или евреи.

    Однажды мне нужно было ехать в больницу к маме, и портье­еврей вызвал в гостиницу такси своего друга­араба. Он мог, конечно, еще кого­то вызвать, но решил дать другу заработать. Мы съездили в больницу, затем поехали обратно, заехали в арабский квартал Иерусалима, там посидели в кофейне, за жизнь поговорили. Когда я рассказал об этом своим друзьям — репатриантам из России, они ужаснулись: «Как ты мог сесть в такси к арабу, да еще поехать в арабский квартал? Тебя же взять в заложники могли!». А я ничего такого и не чувствовал. Страх перед мусульманами есть у новоприбывших, много чего начитавшихся и наслушавшихся.

    И другое дело — урожденный израильтянин. Для него сосед­араб — это друг с детства. Он ему доверяет и не боится его.    

— Какими Вы видите перспективы иудейско­мусульманского сотрудничества здесь в России в практическом ключе?

— Прежде всего, мы живем в одной стране, хотя и молимся в разных храмах. Кстати, синагоги открыты. Любой желающий может войти в них, взять молитвенник и молиться. Будь он хоть буддист. Кстати, по нашему закону, в случае надобности, иудей может и в мечети помолиться.

    Но, что касается вхождения в религию, то здесь, конечно, нужна определенная подготовка и определенный обряд.

    Безусловно, у нас в России одним из главных направлений должна стать совместная правозащитная деятельность. Как известно, правозащитник — одна из традиционных еврейских профессий. Эту деятельность необходимо вести через Межрелигиозный совет России, Ассоциацию религиозной свободы и тому подобные организации.

    Главное же: нам — иудеям и мусульманам — нужно чаще встречаться! Нужно развивать совместное социальное служение. Так, например, многие еврейские благотворительные организации обслуживают не только евреев, но и всех нуждающихся в том или ином районе. Бог даст — будет когда­нибудь ассоциация, объединяющая евреев и мусульман в социальной сфере. Мы уже давно предлагаем общий трудовой лагерь для студентов иешив и медресе.

    Интересной представляется идея о том, чтобы сделать систему получения религиозных знаний в наших религиях открытой для представителей других исповеданий. Наверно, лучший способ полноценно узнать о той или иной религии — это выслушать то, что она говорит сама о себе. Тем более, что принципы Иудаизма в какой­то мере канонизированы и христианами, и мусульманами.

— Ваши пожелания читателям газеты «Медина».

— Я бы хотел пожелать всем много детей в семьях. Дети — это наше богатство. Желаю им чаще улыбаться и смеяться, ведь улыбка — это величайший Божий дар. Желаю, чтобы они не страдали от ксенофобии и расизма и других таких неприятностей.

    Желаю, чтобы смотрели они на будущее оптимистично и имели побольше друзей­евреев!

газета «Медина Аль-Ислам», № 43

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/who/21324/">ISLAMRF.RU: Иудеям и мусульманам надо чаще встречаться!</a>