RSS | PDA | Архив   Четверг 2 Май 2024 | 1433 х.
 

Особенности влияния социального и религиозного факторов на политическую позицию мусульман ФРГ

25.03.2012 10:00

В настоящее время ведётся много разговоров о необходимости диалога цивилизаций. Центральное место занимает вопрос о взаимодействии христиан и мусульман, Востока и Запада.  

Эта тема за последние полвека приобрела животрепещущее значение и для европейцев, которые столкнулись с проблемой урегулирования отношений с мигрантами и новыми гражданами Европы, преимущественно выходцами из исламских стран.
Не очень давно по Франции прокатилась волна беспорядков, которая заставила глубоко задуматься европейские страны, в том числе и Германию, о том, кем являются их новые жители, какова их социально-экономическая роль и, конечно, о том, насколько они безопасны. В то же время эти события дали толчок для развития нового витка исламофобии (часть из «опасных» мигрантов идентифицируют себя с исламом) и поставили вопрос о возможной роли Ислама в урегулировании или дестабилизации ситуации. Ответ на этот вопрос попытались найти немецкие исследователи, активно поддерживаемые немецким правительством. Стремление немцев разобраться в этом хитросплетении социально-экономического и религиозно-культурного факторов неслучайно. Хотя на фоне 82 миллионного населения ФРГ 3 млн. мусульман являются явным меньшинством, тем не менее, они играют достаточно важную роль для немецкого общества. Согласно исследованиям, именно они обеспечивают естественный прирост населения ФРГ, всё больше мусульман служат в немецкой армии, иммигранты удовлетворяют потребность немецкой экономики в рабочей силе… И немецкое общество уже нуждается в них и признаёт, что «мусульмане стали неотъемлемой его частью».

Учёные попробовали изучить самые разные сферы жизни немецких мусульман: кто они по национальности, когда по каким причинам приехали в ФРГ, насколько остались в стране, чем занимаются на текущий момент, как оценивают своё благосостояние, насколько важна религия в их жизни, какую роль она играет в определении их социальной и политической позиции. Основным источником информации для исследователей стали стандартизированные опросы, которые были проведены в крупных городах Германии, охватившие около 1 тыс. человек разного возраста, социального и экономического положения.

В результате анализа результатов опросов учёные пришли к выводам, что исламская община Германии весьма неоднородна. Во-первых – в ней представлены различные национальности (наряду с турецким большинством, иранцы, иракцы, пакистанцы, выходцы с Ближнего Востока и из Северной Африки), во-вторых – различные религиозные взгляды (от традиционных шиитов и суннитов до околоисламских течений алавитов и ахмадийцев). Кроме того, сами позиции мусульман значительно расходятся в отношении вопросов о роли ФРГ в их жизни, о роли Ислама в повседневной жизни, о роли родной культуры и значимости немецкого общества. Даже в плане религиозности наблюдаются значимые расхождения, которые позволили исследователям разделить мусульман на группы.

К первой группе они отнесли нерелигиозных, слабо связанных с Исламом мусульман. Их доля составила около 19% всех респондентов. 20% учёные назвали «ортодоксальными мусульманами», так как они строго придерживаются предписаний Ислама, глубоко верят в изложенные в Коране принципы. Но притом, что представители этой группы высоко ценят Ислам, они не склонны к неуважению и нетерпимости по отношению к другим убеждениям, в том числе они не отделяют от себя «нерелигиозных» мусульман. Сильно отличается от них третья группа, которую исследователи назвали «традиционно-консервативной». Представители этой группы единогласны в непременности соблюдения религиозных обрядов и ритуалов, но при этом они менее религиозны в повседневной жизни, и не придают вере много значения в будни. Среди этих людей доминирует не столько превозношение Ислама, сколько стремление унизить Запад и современное «аморальное» общество. Такая группа мусульман, придающая много значения обрядовой стороне, но ограниченная в плане внутренней религиозности – составляют около 20% респондентов. Самую большую группу (40%) – составили те мусульмане, чья оценка роли религии в повседневной жизни, а также их религиозная практика сопоставима с показателями мусульман, относящихся к ортодоксальной группе. Однако они отличаются тем, что более строго следят за сохранением и соблюдением исторически неизмененного Ислама. Высокая религиозность и значимость Ислама в повседневной жизни сочетается у них с убеждением в особом статусе Ислама, с пониманием его как единственной верной религией, противопоставленной всем остальным. Для этой точки зрения характерно также отрицание необходимости приспосабливать Ислам к реалиям современного общества, со ссылкой на неискажённый, данный в Коране неизменный Ислам, как на единственное верное знание. И хотя большая часть всех опрошенных была отнесена к этой фундаментально-религиозной группе, тем не менее, ее нельзя назвать однородной. Внутри неё также существует дифференциация в плане категоричности убеждений. Особая приверженность «фундаментализму» в архаичном виде присуща только одной шестой её представителей, что составляет лишь 6% всех участников опроса. Для 34% характерна фундаментальная установка, не принимающая крайних форм.

Учёные также сравнили, как мусульмане той или иной группы относятся к идее правового государства и демократии. И тут выяснилось, что для глубоко религиозных мусульман эти понятия не расходятся, в то время как экстремизм вызывает у них неодобрение. Что же касается влияния религиозности на интеграцию, то оно, по мнению, исследователей скорее отрицательно, самые низкие показатели социально-языковой интеграции оказались у третьей группы опрошенных. Именно к этой группе относится больше всего людей с низкой готовностью к социализации и тенденцией к сегрегации.

Само явление сегрегации оказалось, по результатам исследования, также относительно нераспространённым. Согласно опросам, идея создания параллельной общественной структуры в смысле сегрегации находит одобрение только среди меньшинства мусульман (около одной пятой). Преимущественное большинство – 61% - показывает готовность приспособиться к германскому обществу, однако при условии заботы о сохранении собственной культурной идентификации.

В целом исследование показало, что мусульмане ФРГ неоднородны по своей структуре, по-разному смотрят на демократию и по-разному воспринимают германское общество. Однако преимущественное большинство сумело добиться хорошего социального положения, более того, многие довольны своей жизнью. Об этом свидетельствует тот факт, что к ним постепенно перебираются их семьи (неслучайно, самой популярной причиной иммиграции в ФРГ стало «воссоединение с семьёй»). Люди могут свободно проповедовать свою религию – и это главное для них. Они могут в соответствии с нормами Ислама (ни сколько не противоречащими демократии) мирно бороться за свои политические и религиозные права. В этом ключе Ислам может стать поддержкой немецкому правительству, которое, похоже, осознало всю выгоду союза с мусульманами. Поэтому оно и обещает, что «дальнейшая интеграция будет поддерживаться всеми силами, а их культура и религия в свободном демократичном обществе непременно будут уважаться взамен на безоговорочное признание свободного демократического порядка страны в качестве фундамента толерантности и открытости». На этом принципе –«поддерживать и требовать» – строится новая миграционная и интеграционная политика, направленная с одной стороны на то, чтобы наладить контакт с мусульманами (сотрудничество с Организацией Исламской Конференции, идеи о введении уроков об исламе в школах), с другой – ужесточить требования следовать законам ФРГ – страны в которой они находятся.

Ошибка в проведении политики в отношении такого важного вопроса, может привести к опасности использования социальных недовольств и знамени ислама в качестве «пятой колонны», которая, конечно же, правительству ФРГ не нужна. Именно поэтому, жителям Германии необходимо побороть такие негативные социальные явления как ксенофобия и расовые предрассудки, чтобы поддержать толерантные основы Ислама, сделав шаг навстречу мусульманам, которые сами вскоре могут стать поддержкой для этого европейского государства. Впрочем, также как и для других государств, где есть мусульманские общины.

Мухаматчина Алсу

По материалам: «Мусульмане в ФРГ: интеграция, препятствия для интеграции, религия; взгляд на демократию, правовое государство и экстремизм», Катрина Бреттфельд и Питер Ветцельс, Гамбург, 2007.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/who/21333/">ISLAMRF.RU: Особенности влияния социального и религиозного факторов на политическую позицию мусульман ФРГ</a>