RSS | PDA | Архив   Воскресенье 5 Май 2024 | 1433 х.
 

Священные войны различных религий и Джихад

25.03.2012 10:00

Священные войны существовали еще на заре человеческой истории, ибо войны велись постоянно за земли, пастбища, лесные угодья, скот, женщин и т. д. Божество войны, по представлениям язычников, могло повлиять на исход войны, спасти людей от различных бед, и для этого люди должны были взывать к нему, соблюдать определенные предписания и ритуалы. В таких войнах участвовали и предки семитов —ведь предки арабов и евреев в древности имели общие религиозные представления. Однако обращает внимание на себя такой факт. В Священных писаниях религий, зародившихся в среде семитов (иудаизм, христианство и Ислам), проблеме войн вообще и священных в частности отводится далеко не одинаковое значение. В Коране, к примеру, ей уделено совершенно незначительное место; в Библии же совсем наоборот.

 

Об этом можно судить хотя бы по такому факту. Лексико-стилистический анализ словаря отдельных книг Библии показывает, что фразы «война и мир», «войско, вооружение» занимают в них третье место после таких важнейших для своего времени понятий, как «царственность, царство, царь в целом» и «этические нормы и ценности». Современные справочники насчитывают в ней описание более чем семидесяти войн, в которых участвовали иудеи. Иудаизм, рассматривая войну как зло, признает, что бывают моменты, когда приходится сражаться. У евреев нет понятия «справедливой войны». Война для иудеев — либо милхемет мицва (обязательная война), либо милхемет ршут (необязательная война). Авторитетный богословский источник утверждает, что «войны Евреев были поистине жестоки и убийственны».

 

Аналогично дела обстояли и в христианстве: известно, что эта религия вела, и весьма активно, продолжительные священные войны. Они находили обоснование и оправдание в учении христианства и являлись священными. Первая, определяемая отца-ми церкви «настоящей религиозной войной», или «первой действительно религиозной войной мира», битва под предводительством императора Константина произошла 30 апреля 313 года. В 316 году он провел другую войну уже как крестовый поход, «религиозную войну». В 337 году он начал крестовый поход против персидского царя. Константин впервые использовал крестное знамя и монограммы Христа. Борьбу со своими противниками он стал проводить не как борьбу за единовластие, а как религиозную войну. Ему принадлежит и христианская формула «Иисус Христос победит» («Император победит, как победит Христос и как победит крест»). Крест при нем появился на полях военных сражений и стал военным знаком.

 

Один из отцов церкви св. Августин в сочинении «О граде Божьем» уточняет, когда можно вести речь о справедливой войне: «Обычно справедливыми называют те войны, которые ведутся для того, чтобы отомстить за оскорбление, возместить ущерб, понесенный одним народом от другого». Согласно Августину, конечная цель всякого «воинствования» — это мир. Это соответствует исламской концепции «Дар ас-салям» («территория мира»); да и само слово «Ислам» происходит от того же корня, что «салям», ра «мир». Однако не стоит забывать, что великий борец за «Божий мир» и рыцарь св. Людовик IX распространял понятие справедливости только на ортодоксальных католиков и прославился антисемитизмом и крестовыми походами против мусульман.

 

Говоря о войнах, нельзя не сказать и о следующем: крупнейшие и катастрофические по своим последствиям войны зародились и произошли вовсе не в исламском мире, а в «цивилизованной» Европе. Как и почему это случилось рА тема для другой статьи; мы же отметим, что советские мусульмане, сражавшиеся с врагом, руководствовались, помимо общегражданской позиции, еще и религиозными чувствами. Известно, что в мае 1942 года, когда провалились наступательные операции Советской армии на Юге и началось нацистское наступление на Кавказ, муфтий Г. Расули обратился ко всем мусульманам России со словами: «Мы /.../ хорошо помним слова великого Пророка Мухаммада: “Любовь к Родине —от истинной веры”».

 

ЧТО ТАКОЕ «ДЖИХАД»?

 

Рассмотрим само понятие «джихад». Многие под джихадом подразумевают исключительно войну с «неверными». В действительности же исламское вероучение выделяет несколько его категорий.

 

Лексическое значение слова «джихад» — «напряжение усилия, отдача всех сил». Нельзя переводить слово «джихад» словосочетанием «священная война», поскольку оно было введено крестоносцами при завоевании Палестины.

 

На первое место всегда ставится джихад «сердца» (или «большой» джихад) рА борьба со своими страстями и недостатками, самосовершенствование. Пророк Мухаммад (САВ), вернувшийся в Медину после битвы при Бадре, сказал: «Теперь мы приступаем к большому джихаду!» Воины были крайне измотаны и не могли даже представить себе участие в еще одной битве, а Пророк (САВ) продолжил: «Большой джихад — это борьба с тем, что находится в наших душах».

 

Следующим по значимости является джихад «языка», имеющий неоднородную трактовку. С одной стороны, под этим подразумевается «овладевание знаниями»; другое понимание несет в себе сущность «давата», то есть мирной проповеди — донесения слов Всевышнего до каждого жителя земли. Современная жизнь подтверждает важность таких действий, учитывая воздействие на умы различных средств массовой информации.

 

Первоочередность и важность этих двух видов джихада не подвергается никаким сомнениям. И если в первом нуждается каждый человек, как личность, то во втором — общество в целом, потому что только в результате «давата» справедливые идеи Корана и Сунны принимались (и принимаются сейчас) всеми слоями общества.

 

На третьей ступени находится джихад «руки», который проводится в жизнь путем наказания тех, кто преступил общественные законы на территории того или иного государства. Фактически данный вид джихада используется в любой стране мира под названием «уголовный кодекс» и варьируется в зависимости от принятых в этом регионе законов.

 

И лишь на последнем месте стоит тот вид джихада, который вызывает критику и споры — вооруженная борьба с агрессорами или нарушителями мирных соглашений, то есть джихад «меча». Именно он заменил собой «джихад в целом» в глазах европейцев, поверхностно знакомых с Исламом. И хотя уже не раз было отмечено, что агрессивные действия со стороны мусульман недопустимы с точки зрения как аятов Корана, так и хадисов Пророка (САВ), тем не менее такое истинно исламское мировоззрение не объемлет сердца и души многих людей, привязанных к своим страстям. Об этом говорит Посланник Аллаха (САВ): «Клянусь Богом, не являются истинными мусульманами те, из-за обид которых соседи не чувствуют себя в безопасности».

 

В сложившейся ситуации виноваты и сами мусульмане, которые порой готовы вырывать цитаты из Корана, чтобы оправдать свои несправедливые действия. При этом они игнорируют другие аяты или хадисы, явно запрещающие поступать таким образом. Возможно, такое положение сформировалось в результате простой неграмотности (или поверхностного знания) в исламских науках, особенно в тафсире, то есть толковании Корана и хадисов.

 

ЭТИКА МАЛОГО ДЖИХАДА

 

Правомочно интерпретировать джихад как вооруженную борьбу оборонительного характера или в защиту прав человека, санкционированную Богом. Привязка «исламский» по отношению к джихаду не всегда корректна, поскольку в Коране четко сказано: «Если бы Бог не удерживал одних людей от других, были бы разрушены многие кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Божие» («аль-Хадж», 40).

 

На первый взгляд слова, употребленные в заголовке, взаимоисключающие. Ведь на войне редко найдется возможность показать свое благородство, тем более в условиях неблагородных действий противника. Однако в этом и исключительность истинного Ислама — Ислама Пророка Мухаммада (САВ), праведных халифов и просто благочестивых и искренних мусульман. Они вели джихад исходя не из своих страстей и желаний, а основываясь на положениях, дарованных Всевышним.

 

Аяты Корана однозначно говорят о том, что существуют определенные рамки, за которые нельзя переступать: «Сражайтесь на пути Господнем с теми, кто сражается против вас, но (дозволенного грань) не преступайте — поистине, Аллах не любит тех, кто преступает» (сура «Аль-Бакара», 190). Напутствуя войска в один из походов, Пророк (САВ) повелел им: «Не будьте вероломными; не сражайтесь с детьми, женщинами и стариками; не убивайте животных; не уничтожайте пальмы и другие деревья; не рушьте постройки». Таким образом, он отделял мирное население от воинов, и его последователи старались следовать этому.

 

Али был одним из лучших и самых бесстрашных воинов из числа мусульман. Его называли «Лев Ислама». В ходе битвы при Бадре Али выбил клинок из рук одного вражеского бойца и поднял его, чтобы убить поверженного врага. Тот плюнул в лицо Али. Али отступил назад, вложил свою саблю в ножны и сказал: «Ступай, теперь у меня нет права убить тебя!». «Как, — воскликнул тот человек, — объясни мне. Ты же уже готов был убить меня, а когда я плюнул, ты по-настоящему разгневался. Почему же ты отказался от своего намерения и отпускаешь меня?». Али ответил: «Именно потому, что я разгневался, я и не могу убить тебя. Я буду сражаться с врагами ради Аллаха, но я не стану убийцей ради моих страстей».

 

Из других примеров следует упомянуть благородного рыцаря Ислама — Салахуддина, чье имя стало нарицательным и кем восхищались даже его враги. После взятия Иерусалима, несмотря на все ужасы и беды, причиненные крестоносцами, он не только дал возможность освободиться из плена многим из них, но и разрешил совершать паломничество к святым местам христиан. При этом он еще и приказал своим воинам охранять паломников на всем пути их маршрута. Не за это ли Аллах даровал столь незабываемую для всех верующих победу именно ему, а не кому-то другому?

 

М. З. Хайретдинов

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/who/21341/">ISLAMRF.RU: Священные войны различных религий и Джихад </a>