RSS | PDA | Архив   Воскресенье 2 Октябрь 2022 | 1433 х.
 

На водительские права в платке? Нет прав!

08.05.2008 10:40

Обзор региональных мусульманских и национальных СМИ РФ за 18–24 апреля 2008 года.

Арельский номер казанской мусульманской газеты «Ислам-info», которая ежемесячно выходит на 12 полосах, как на русском, так и на татарском языках, поднимает ряд актуальных для российской мусульманской уммы проблем. В одном из материалов, например, речь идет о причинах дороговизны хаджа (Сафаров М. Почему дорожает хадж? // Ислам-info, 2008. - №4(024)).

Собеседник корреспондента газеты, генеральный директор фонда «Идель-Хадж» Рустэм Гатауллин отмечает, что в среднем удорожание хаджа в год составляет 7-8% и обусловлено это рядом причин, основные из которых: рост стоимости жилья в Королевстве Саудовская Аравия, увеличение стоимости авиатоплива, инфляция и изменение курса валют.

Также он приводит мнение саудовских экспертов, которые полагают, что в этом году жилье в Мекке, по сравнению с прошлым годом, подорожает в 2 раза и все, кто сдает жилье, выжидают удобный момент.

Интересна беседа с руководителем комитета по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ Ильнуром-хазратом, который сообщил газете, что разработки Комитета пользуются большим спросом и, например, совсем недавно казахская сторона утвердила в свой ГОСт, основанный на казанских документах.  Но, несмотря на это, в самом Татарстане прилавки заполнены лже-халяльной контрафактной продукцией и поэтому Комитет планирует в ближайшее время провести расширенное заседание ДУМ РТ по вопросу развития халяль-индустрии в республике, пригласив на это мероприятие представителей службы Роспотребнадзора, санэпидемстанции, ветеринарии правоохранительных органов (УБЭП).


Актуальная проблема затронута  в материале Дании Гильмутдиновой «Женщина за рулем или как мусульманка осваивает «железного коня».

В свое время после многолетних баталий, российские мусульманки получили разрешение фотографироваться на паспорт в платке. Это была победа, но победа не полня. Теперь с аналогичной проблемой сталкиваются мусульманки, которые хотели бы, чтобы и на фотографии на своих водительских правах они выглядели бы точно также, как и в жизни, то есть в платке.

Но здесь возникает проблема. Соответствующие органы отказываются оформлять права, на которых их владелец, а точнее, владелица изображена в платке. Это объясняется отсутствием соответствующего закона. Если и оформляют такие документы, то говорят, что, мол, за передами Татарстана у вас возникнут проблемы.

В связи с этим автор материала опросила нескольких мусульманских автоледи.

23-летняя Айгуль рассказывает, что она, как законопослушный гражданин, сфотографировалась на права без платка. Но уже при первой встрече с сотрудником ГИБДД возникли проблемы – он наотрез отказался признать на фото владелицу прав, которая в жизни была в платке. Чтобы удостоверить ее личность, он потребовал снять платок, но она отказалась. В результате чего Айгуль высадили из собственного авто до выяснения всех обстоятельств. На следующий день она срочно поменяла права, и подобные проблемы больше никогда не возникали.

Другие опрошенные мусульманки, которые имеют уже значительный водительский стаж, ответили, что они всеми правдами и неправдами сфотографировались на права в платке и в своей практике не испытывали никаких проблем с ГИБДД, как в Татарстане, так и за пределами республики. «Главное – не нарушать правила дорожного движения», - говорят они.

Как известно, 25-29 августа в Казани под эгидой Академии исламских стран пройдет ежегодная конференция. В преддверии этого мероприятия газета «Ватаным Татарстан» обратилась к президенту Академии наук Татарстана Ахмету Мазгарову с просьбой прокомментировать процесс подготовки к этому знаментальному событию (Ислам академиясе галимнэрне барлый // Ватаным Татарстан, 2008. – 18 апрель).

Как известно такие мероприятия проходят ежегодно в разных странах и бывают посвящены самым разным темам. Казанский форум пройдет под девизом «Наука, технологии и инновации для стабильного развития исламского мира (сближение политических взглядов)».

Как сообщил президент АН РТ, в международном форуме, помимо мусульманских стран, примут участие из США, Англии, Германии, Дании. Приглашение получили нобелевские лауреаты Жорес Алферов, Мухаммад Юнус, Фарит Мурат, а также академики Евгений Примаков, Роальд Сагдеев и другие.

«Некоторые могут понять так, что если речь зашла об Исламской академии, то все сведется к чтению Корана в мечети, - говорит Ахмет Мазгаров. – Да, Коран читать надо. Но у Исламской академии цели несколько иные. Она стремится решить стоящие перед человечеством проблемы путем привлечения не только мусульманских ученых, но и самых разных специалистов в той или иной области. Несомненно, что в пятницу все мусульманские ученые пойдут в мечеть и прочитают коллективный намаз. Это – святая обязанность каждого мусульманина. На пятничный намаз ходить надо. Но до этого все будут три дня работать не поднимая головы».


Одна из любимых тем татарских газет – это воспоминания, чаще всего, рассказы о голодном, холодном детстве и о том, как хорошо живется сейчас. Много вспоминают и о том, как в советские годы в Татарстане разрушали мечети. Вот и в пятничном номере газеты «Шэхри Казан» Ахнаф Абдулин из Сарманово делится воспоминаниями о том, как в 1937 году в его родной деревне сносили минарет мечети (Абдуллин Э. Бу конне курергэ дэ язган икэн // Шэhри Казан, 2008. – 18 апрель).

Как и в большинстве других случаев, и здесь не удавалось с первого раза свалить минарет мечети, пришлось обраться к помощи тяжелой техники. А также как и в других ситуациях, никому из участников погрома не удалось умереть спокойной, естественной смертью.

Не обходится без религиозной странички и каждый номер еженедельной татарской газеты «Безнен гэжит». Правда, в этот раз традиционная полоса была полностью посвящена предстоящему празднику Пасхи, который вместе со всеми православными отмечают и татары-кряшены.


Тем не менее, редакция поместила и несколько материалов на исламскую тему. Так, Гамиль Нур, комментируя отставку первого заместителя муфтия ДУМ РТ Валиуллы Якупова, отмечает, что он после всего произошедшего может перейти в стан оппозиционеров нынешнему республиканскому муфтияту (Нур Г. Хэзрэтнен эше тыныч тугел // Безнен гэжит, 2008. – 23 апрель).


В этом же номере издания также упомянуто и о «долгоиграющем» деле уфимского имама Саида Байбурина (Фэтхи Ф. Имамны хокем иттелэр // Безнен гэжит, 2008. – 23 апрель).

Как известно, недавно состоявшийся суд приговорил его к 1,5 годам лишения свободы. Найденные в машине Байбурина наркотики и взрывчатые вещества не удалось «пришить к делу», поэтому он был осужден за «призывы к ваххабизму во время своих проповедей».

Газета приводит слова его супруги, Флеры-ханум, которая полагает, что все это «дело» шито белыми нитками и теперь в поисках справедливости она собирается обращаться в вышестоящие инстанции,  а также намерена дойти до Европейского суда.


Не обошлось на этой неделе и без очередных «разборок» между различными мусульманскими организациями России. В той ситуации, когда в стране существуют десятки муфтиятов, которые юридически подчиняются разным центрам, таких недоразумений не избежать.

На этот раз причиной конфликта стало опубликованное на сайте «Ислам в Российской Федерации» интервью муфтия Уральского федерального округа (УрФО) Тагира-хазрата Саматова.

На своем ресурсе Moslem.ru муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин решил дать отпор герою интервью, опубликовав статью «Почему не желающий быть священнослужителем «истинный мусульманин» Саматов пытается стать муфтием Урала?». Причем этот, написанный приблатненным языком материал, напоминает скорее наезд «братка», чем ответ высокопоставленного религиозного деятеля. Кто и что не поделил, кто что натворил и нагрешил, кто покушался на власть «верховного муфтия» Талгата Таджутдина – обо всем этом идет речь в этом обширном материале.

К голосу пермского муфтия присоединился и одинокий голос Фарида-хазрата Салмана – бывшего муфтия РТ по версии ЦДУМ. «Аргументированный ответ» Салмана также полон всяких слухов, копаний в белье оппонента и для пущей важности обличено в форму религиозного диспута.

Как говорится, там, где встретятся два татарина, сразу возникает три партии.


И странно на фоне всего этого читать поздравления Хузина в адрес управляющего Пермской епархией Русской Православной Церкви епископа Пермского и Соликамского Иринарха по случаю праздника Пасхи, которое написано совсем в ином тоне.

«Дорогой Владыко!

Молитвенно и вседушевно поздравляю всех православных братьев и сестёр с радостным и символичным праздником христианского мира -  Пасхой Христовой и желаю вам мира и счастья, исполнения всех добрых надежд и чаяний, довольствия и благости Всевышнего Создателя в следовании Божиим заповедям. Крепости духовных и телесных сил, бодрости духа, обильных милостей Всещедрого Творца желаю Вам, дорогой Владыко в это радостный час!», - пишет Мухаммедгали Хузин.

Как известно, доброе слово и кошке приятно, но, к сожалению, достается оно не всем.


Если где-то ссорятся, то в соседнем с Пермским краем Башкортостане проживающие тем народы дружат, несмотря не на какие происки врагов. И эта дружба становится день ото дня все крепче и крепче, так что силу дружеских объятий удалось ощутить даже известному российскому журналисту Максиму Шевченко, который побывал на днях в этой республике в качестве члена комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты РФ.

Своими впечатлениями он поделился с журналистом ИА «Башинформ».

«Когда едешь по Башкортостану, видишь наглядные результаты: богатые башкирские и татарские села, благосостоятельные русские села. Найти теории взаимоотношения ислама и христианства?.. Теории здесь нет, а есть взаимоотношения людей между собой. В Башкортостане мусульмане и христиане ходят друг к другу в гости на праздники, так же, как это происходит в Палестине или Сирии. Кто бывал в этих странах, тот видел, например, как на дверях мечети висит объявление, в котором христиане приглашают своих друзей из мусульман на свадьбу или похороны. Точно так же и на стенах церквей мусульмане вешают объявления, приглашая христиан разделить с ними радость или горе.

Мне кажется, что в Башкортостане тоже есть традиции такого взаимодействия и взаимопонимания. Когда власть перестает навязывать людям какое-либо одно мировоззрение или какую-либо одну идеологию, тогда наступает естественная ситуация народной демократии. На таких просторах, какими располагает наша страна, люди очень благополучно самоорганизуются, и религиозных войн между ними не наблюдается», - сказал он в своем интервью.


В прошедшие выходные в Уфе, в мечети «Ихлас» прошло важное для мусульман событие – мечеть приняла у себя женскую конференцию «Красота души и тела, или духовное и физическое здоровье женщины», - сообщает уфимская «Молодежная газета» (Мингазов Л. Мода для мусульманок // Молодежная газета, 2008. – 17 апреля). На форуме говорили о пользе правильного питания, меда, фитотерапии и фитнеса, а потом состоялся показ моды для мусульманских женщин от молодого дизайнера Риммы Байбуриной.


Дружить и при этом хорошо выглядеть -  разве это плохо? Но не всем так крупно повезло, как мусульманам Башкортостана. Например, недавно в эфире нижегородского телеканала «Волга» в ходе телепередачи, посвященной введению в школе предмета «Основы православной культуры» (ОПК), был бесцеремонно и с попранием всех норм приличия искажен смысл высказывания руководителя аппарата ДУМНО Дамира Мухетдинова относительно введения ОПК в школах Нижегородской области.

В ходе 20-минутного интервью, которое было взято накануне передачи, Д. Мухетдинов четко и однозначно высказался о необходимости сохранения светского характера школы, озвучив тем самым принципиальную позицию ДУМНО. В своей речи руководитель аппарата ДУМНО дал взвешенную оценку происходящим процессам, подчеркнув, что высокий уровень деликатности и политизированности вопроса не оставляет места для односторонних, исключительно административных решений.

Тем не менее, редакция телеканала «Волга» посчитала для себя возможным полностью исказить слова Д. Мухетдинова, «нарезав» интервью таким образом, чтобы придать ему прямо противоположный смысл. О мотивах такого решения остается только догадываться. В связи с этим мы выступаем с опровержением того материала, который фигурировал в эфире телекомпании «Волга» в качестве «точки зрения» руководителя аппарата ДУМНО Д. Мухетдинова по вопросу преподавания предмета «Основы православной культуры» в нижегородских школах, и считаем подобные действия абсолютно неприемлемыми.

Позиция ДУМНО относительно введения ОПК многократно озвучивалась в СМИ и заключается в том, что преподавание «Основ православной культуры», равно как «Основ мусульманской культуры» без учета объективных обстоятельств, способно повлечь самые негативные для всего российского общества последствия и дестабилизировать систему этноконфессиональных отношений в стране. Население, в отличие от инициаторов данного процесса, это хорошо понимает. Это подтверждают результаты интерактивных опросов, представленные телекомпанией «Волга» в той же самой программе: подавляющее большинство нижегородцев (73%) не поддерживает введения «Основ православной культуры».


21 апреля 2008 года было выдано удостоверение преподавателя факультета международных отношений ННГУ им. Н. И. Лобачевского Абдулбари Маратовичу Муслимову, директору Нижегородского исламского медресе «Махинур», заместителю Председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области по учебно-воспитательной части, сообщает сайт «Ислам в Нижнем Новгороде».

А. М. Муслимов с марта 2008 года ведет занятия по арабскому языку у студентов обучающихся в рамках целевой президентской программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Напоминаем, что данная программа поддерживается Министерством образования и науки РФ и входит в национальный проект «Образование». По ней проходят обучение студенты, направленные Духовным управлением мусульман Нижегородской области.

Абдулбари Маратович так прокомментировал происходящее: «Изначально крайне важно было заложить хорошие основы обучения такому сложному предмету как арабский язык. К счастью факультет международных отношений с этим успешно справился. И сегодня важно не потерять тот задел, который уже имеется. Сам я учил студентов и раньше, и для меня, как для директора медресе, большая честь преподавать в высшей школе». По его словам, на ФМО ННГУ им. Н. И. Лобачевского сложился дружный коллектив, всегда готовый к сотрудничеству во имя развития высшего образования. Также А. М. Муслимов надеется, что и студенты ФМО в дальнейшем, как и ранее, будут проявлять уважение к преподавателям и стремление к получению знаний.


Изучать основы истории религий необходимо для общего культурного развития учащихся, для того, чтобы народы России лучше понимали друг друга. Об этом заявил на днях в агентстве “Татмедиа” на пресс-конференции, посвященной введению в школах курса истории религий, министр образования и науки республики Наиль Валеев, пишет газета «Республика Татарстан».

По его словам, эту дисциплину в российских школах необходимо изучать не как религиозное учение, а как историко-культурный предмет. Предложения же на уровне Минобрнауки России ввести в средних общеобразовательных учреждениях изучение какой-то одной религии, например православия, пагубны, потому что ведут к разобщенности российского полиэтнического общества.

Эту мысль развил Рафик Мухаметшин, ректор Российского исламского университета и один из авторов учебника по истории религий. Он отметил, что основная цель “республиканской книги” - подача позитивного взгляда на каждую религию. И добавил: в национальных школах преподавание истории мировых религий должно вестись обязательно, потому что, постигая историю одной культуры, ребенок “потеряется” в поликонфессиональной среде. Это шаг к разрушению толерантности.

Сегодня в школах республики этот предмет изучают более пяти тысяч учащихся. На базовом и профильном уровне - в семидесяти школах, факультативно - в шестидесяти учебных заведениях. Преподают “Историю религий” гуманитарии. Занятия ведутся на основе учебного пособия, разработанного Министерством образования и науки РТ совместно с издательством “Русское слово”, Институтом российской истории РАН, Институтом истории имени Марджани. “Новинка” прошла апробацию на самом высоком уровне - в КГУ, ДУМ, Российской академии правосудия РАН, Казанской епархии.


В Татарстане обеспокоены участившимися отказами в приеме на работу мусульманок в хиджабах, передает официальный сайт ДУМ РТ. Союз мусульманок Татарстана (СМТ) намерен встать на защиту женщин, которых не принимают на работу из-за хиджабов.

"К нам сейчас поступает много сигналов от богобоязненных девушек и женщин, которых под разными предлогами не принимают на работу либо требуют снимать на работе хиджаб (платок - согласно канонам Ислама, мусульманская женщина может держать открытыми только лицо и кисти рук - ИФ)", - сообщила председатель СМТ Наиля Зиганшина.

По ее словам, работодатели, а в основном, это руководители коммерческих структур, крупных фирм, кивают на собственную службу безопасности, которая не пропускает кандидатку-мусульманку.

"В объявлениях сообщается, что требуются те или иные специалисты, по телефону приглашают на работу, а собеседовании женщине в хиджабе сначала говорят, что по деловым качествам она вполне подходит, но позже сообщают, что служба безопасности не пропускает из-за хиджаба", - пояснила Н.Зиганшина.

По ее словам, были случаи, когда мусульманки с высшим, гуманитарным образованием были вынуждены устраиваться продавщицами в магазин или официанткой в кафе. "Конечно, это тоже хорошая работа, но ведь не по специальности", - пояснила собеседница.

Она отметила, что СМТ обратился за разъяснениями к министру труда, занятости и социальной защиты Татарстана Айрату Шафигуллину, который сообщил, что отказ в приеме на работу по национальному или конфессиональному признаку незаконен, влечет за собой административную ответственность и будет всячески пресекаться.

"Мы обязательно донесем до наших мусульманок этот ответ министра. Если это не возымеет действия, будем составлять список нерадивых компаний и направим его в министерство", - сообщила Н.Зиганшина.


В библиотеку, организованную мусульманской общиной Воронежа[10] внесены две книги: одна из них уникальна тем, что это Коран с переводом на испанский язык; другая книга на арабском языке о намазе. В связи с этим лидеры воронежских мусульман со страниц своего сайта обращаются ко всем сочувствующим, кто может оказать содействие в формировании Восточной библиотеки Воронежа.

Вот парадокс: если в одном месте не знают, как лучше сжечь религиозные книги, то в другом рады любой книжке.

Подготовил Азат АХУНОВ

08.05.08

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/rusmonitorings/russia/2796/">ISLAMRF.RU: На водительские права в платке? Нет прав!</a>