Потомки шейха Бахтияра хорошо помнят предания старины глубокой
11.04.2008 10:20Легенды и быль мусульман Тобольского Заболотья
Мечеть в Ачирах |
На болотной трассе
— Въезжаем в Заболотье, — говорит Рахимчан-хаджи Бухардинов, когда в километрах тридцати от Тобольска резко меняется ландшафт. Высоченные метров по пятнадцать сосны уступают место карликовым, и кажется, что попали в ямальскую тундру, до которой вообще-то еще не менее полутора тысяч км на север.
Меняется и дорога. «Уазик» начинает вилять из стороны в сторону, машину подкидывает на буграх, образовавшихся после недавнего потепления, стрелка спидометра уходит влево и вниз. Теперь бы не попалась встречная машина. Двум авто на зимнике не разъехаться. Придется долбить лопатами мерзлый снег, расширять участок дороги, если попадется встречный транспорт.
Делегации Тюменского казыята ДУМАЧР, отправившейся в Тобольское Заболотье в последние мартовские дни, несказанно повезло. За всю дорогу, и туда и обратно, ни одной машины навстречу. А ехать только в один конец, причем на малой скорости, больше ста километров.
Другая опасность – ветер, свободно гуляющий средь карликовых сосен. Но и с погодой повезло. Выходить и расчищать наметенный снег на болотный тракт также не пришлось. Глава казыята Фатых-хазрата Гарифулин только и успевает благодарить Всевышнего за ясную и холодную, как по заказу, погоду.
Дальняя дорога не кажется томительной под рассказы Рахимчана-хаджи, старшего имама по ДУМАЧР по Тобольскому району. Он рассказывает предания о временах, когда предки «заболотных» татар бежали в раскиданные средь болот острова, преследуемые миссионерами Новокрещенской комиссии.
О шейхе Бахтияре и его друге Чапатае, реальных исторических лицах, противостоявших крещению. Эти истории Рахимчан-хаджи слышал еще в детстве, и к ним мы еще вернемся ниже.
В Заболотье до недавнего времени было девять татарских деревень – Лайтамак, Вармахли, Топкины, Иземеть, Ишменево, Ачиры, Топкинбаш, Янгутум, Чимкуль. Осталось восемь. Первым канул в небытие аул Чимкуль. Сейчас на его месте лишь покосившиеся старые строения, но и их скоро не станет, разберут на дрова. Деревни разделены между двумя сельскими администрациями, Лайтамакской и Ачирской. Все населенные пункты питаются от дизельных двигателей, постоянного электричества здесь нет. Свет дают с наступлением темноты, выключает в полночь. В двенадцать ночи народ зажигает керосиновые лампы. Зимой питьевую воду жители болотных островков добывают, растапливая лед.
Самое отдаленное село Заболотья, Ачиры, находится на границе с Ханты-Мансийским автономным округом. В мечеть этого села и направилась первым делом делегация казыята, прибыв к вечернему намазу-акшам.
Братья Айдуллины
Имамы-братья Раис и Идрис Айдуллины |
Имам Ачирской мечети, пенсионер Раис Исхакович Айдуллин производит впечатление начитанного человека. Он в курсе всех мировых событий вокруг ислама, хотя телевизор здесь смотрят всего три-четыре часа в сутки. Особенно пожилого человека волнуют разговоры вокруг введения уроков православия в школах, вероятно, сказывается генетическая память.
— Это новая попытка крещения, — убежден имам. – В свое время наших предков спас от насильственной христианизации Бахтияр бабай, благодаря ему, наши аулы сохранились. Я помню, в детстве тут были и деревни крещеных татар. Их старики хорошо знали татарский язык, хотя имена носили православные. Они говорили, что у нас общие предки. Сейчас этих деревень нет…
Мечеть в Ачирах построили в 1992 году, полностью на пожертвования жителей села. Руководил строительством брат сегодняшнего имама, ныне покойный Идрис Исхакович Айдуллин.
— В 1990 году, еще при СССР, по инициативе брата мы начали сбор средств на строительство мечети, — вспоминает Раис-абый. – В те годы мусульманский центр был в Уфе, там нам предоставили проект здания. Первым имамом мечети стал мой брат Идрис, через которого я и получил основные знания по исламу.
В натопленном помещении Ачирской мечети очень уютно. Стенд с документацией. Магнитофон, кассеты с сурами Корана. Телевизор. Ковры на полу и часы на стене. Книги, мусульманский календарь, подшивки региональных газет «Истина» и «Муслим-Инфо», областной татарской газеты «Янарыш». Из разговора выясняется, что Раис Исхакович в свое время работал председателем местного колхоза, был и главой сельсовета.
Председатель Ачирской сельской администрации Аскар Айдуллин |
Сегодняшний председатель Ачирской сельской администрации Аскар Ниязович тоже носит самую распространенную в селе фамилию Айдуллиных и, кажется, он знает все, что происходит во вверенной ему территории, вплоть до того, кто сегодня опоздал на уроки. На вопрос Фатых-хазрата о школе, Аскар Ниязович чеканит:
— У нас 149 учеников, в первом классе семь, в одиннадцатом – одиннадцать. На территории сельской администрации три школы, одна – средняя, две начальные – в деревнях Иземеть и Ишменево. Три ФАПа (фельдшерско-акушерских пункта), три клуба. В пришкольном интернате в Ачирах проживает тридцать восемь учеников.
Новая школа с просторным спортзалом – гордость села. Построили ее в прошлом году по областной программе «Заболотье». В прежней ветхой школе зимой ходили в пальто. Одна из стен ее снаружи была подперта бревнами, иначе бы здание упало.
Ачиры со всех сторон окружены водой. В советское время здесь был колхоз-миллионер «Красный промысловик». Жители села с ностальгией вспоминают те времена, когда они ловили по полтора тысячи тонн рыбы в год, имели собственный колхозный цех по переработке и получали высокую зарплату вместе с переходящим красным знаменем. Все рухнуло в период перестройки. Сегодня народ живет за счет личного подсобного хозяйства, рыбалке, охоте и сборе болотной клюквы. Открыть свое дело, если оно связано с потреблением электричества, практически невозможно, поскольку моторчик не выдерживает нагрузки, и работает ограниченное время. Десятки семей покинули село, переселились в Тобольск. Аскар Ниязович возлагает большую надежду на второй этап областной программы «Заболотье», говорит, что первый этап был в основном ориентирован на образование и здравоохранение, следующий предполагает телефонизацию, строительство в Ачирах современного Дома культуры.
Шейх Бахтияр и Чапатай
Многие жители Заболотья называют себя потомками шейха Бахтияра либо его родственниками. О Бахтияре бин Абдулле, главе «заболотных» татар в тяжелые годы Новокрещенской комиссии, ходят легенды. По одной из них, жители аулов сказали миссионерам, что только в том случае, если крестится шейх Бахтияр, все остальные примут крещение. Шейх прошел пытки огнем. В течение года мучили его разными изощренными методами, о которых мы не будем распространяться вследствие отсутствия, как говорится, доказательной базы. Что из легенд и преданий на самом деле имело место, сегодня уже точно не установить, но факты насильственного крещения в Сибири зафиксированы в архивах. В частности газета «Омская правда» от 30 июля 1937 года со ссылкой на архивы сообщает, что тобольский митрополит Сильвестр, «принуждая татар принимать христианство, сажал их в жарко растопленные печи. В архиерейском доме под уборной внизу был устроен каземат для нежелающих принять крещение. Туда прямо на головы арестованных опускали все нечистоты».
Глава Тюменского казыята ДУМАЧР Фатых Гарифуллин среди сосен Заболотья |
По легенде, в то время, когда шейх Бахтияр проходил тяжелые испытания, его друг и помощник Чапатай отправился к царю искать правду. Назад он шел окрыленный, нес с собой царский указ о запрете насильственного крещения, однако когда был уже на полпути, любопытство одолело Чапатая, вскрыл он конверт и прочитал в указе, чтобы миссионеры усилили крещение в Сибири. Повернул тогда Чапатай обратно в Петербург. Повторный визит был успешным.
История эта, конечно, маловероятная, но факты жалоб сибирских татар на насильственное крещение зафиксированы документально, как, впрочем, и жалобы тобольского митрополита Сильвестра Гловацкого на татар, противостоявших миссионерам. Дыма без огня не бывает. Чапатай вполне мог быть в составе делегации тарского бухарца Алима Шихова, отправившегося в 1751 году с челобитной к императрице Елизавете.
Сенат на жалобы отреагировал обращением в Синод, дабы "как сами преосвещенные архиереи, так и протчия духовные лица никого, как из магометан, так и из протчих неверных народов, в православную христианскую Греко-российскую веру, без письменных их саможелательных о том прощений и без подлежащего, прежде нежели крещены будут, довольного к православию наставления, принимать и святым крещением просвещать отнюдь не отважились" (Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи Сер. 2, т.2. С. 71-73. Спб., 1910-1915.)
А по жалобе митрополита Тобольского Сенат и Синод создали комиссию, которая расследовала случаи "от тобольских, тарских и тюменских татар на Христа-спасителя нашего нестерпимых хулений и на православную христианскую веру поруганиях и других предерзостях" (Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи Сер. 2, т.4, с. 76-78. Спб., 1910-1915).
— Сына шейха Бахтияра звали Аллаяр, он тоже был известным в Сибири шейхом, — говорит Раис-абый Айдуллин.
Прямой потомок шейха Бахтияра, ныне здравствующий пенсионер, тоболяк Арслангирей Арангулов, открывал в 1980 году в Тобольске мусульманский молитвенный дом, первый в Тюменской области. Добивался он этого в течение пяти лет, пережил с семьей огромное давление со стороны КГБ и партийных органов. Супругу шейха Арслангирея, Закину Сайфулловну, задержали и поместили в ИВС (изолятор временного содержания), когда ее муж отправился в Москву, к генсеку Леониду Брежневу. В столице потомок шейха Бахтияра дошел до председателя Совета министров РСФСР Соломенцева, который при нем позвонил в Тобольск и велел оставить в покое семью Арангуловых, встречался с председателем совета министров СССР Косыгиным. Добро на открытие молитвенного дома было получено после второй поездки в Москву.
После акшам-намаза Фатых-хазрат берет микрофон и читает суры Корана. Голос его, усиленный динамиками, далеко разносится по деревне. В своем дуа (обращении к Всевышнему), хазрат просит одарить садами Рая шейха Бахтияра, Чапатая и их потомков, желает духовного возрождения селу Ачиры. Хазрат долго говорит дуа. Сначала на татарском языке. «Чтобы здесь не было ни одного человека, который бы мог употребить алкогольный напиток, — продолжает он на русском. – Чтобы были здоровые женихи и здоровые невесты, и они рожали много детей, чтобы все жители Ачиры были преданными мусульманами…» Через полчаса «уазик» выдвигается в обратном направлении, в село Ишменево, до которой тридцать восемь километров и около часа езды по зимнику. Летом – четыре часа на моторной лодке.
Ибрагим БЕКДАИР
Фото автора и из архивов Ачирской мечети и Тюменского казыята.
На фото:
Мечеть в Ачирах
Имамы-братья Раис и Идрис Айдуллины
Председатель Ачирской сельской администрации Аскар Айдуллин
Глава Тюменского казыята ДУМАЧР Фатых Гарифуллин среди сосен Заболотья
Ссылки по теме:
08-04-08 В Белой мечети Томска начнут преподавать татарский язык
19-03-08 В Тобольском Заболотье заметно активизировалось мусульманская жизнь
Муфтий Красноярского края Гаяз Фаткуллин: Если сибиряк пришел в мечеть — это уже навсегда
06-03-08 В глухой таежной сибирской деревне Иземеть открылась мечеть
04-03-08 В Лайтамаке возобновится строительство мечети
Супруги из Америки провели никах в старинной сибирской мечети