RSS | PDA | Архив   Пятница 14 Июнь 2024 | 1433 х.
 

Мусульмане России и Азербайджана объединяются против исламофобии

01.10.2012 17:40

История суннито-шиитских отношений показывает, что оба направления обладали единством духовных основ, развивались в одном и том же интеллектуальном климате и демонстрировали практически одни и те же тенденции в развитии богословских наук.

 

Однако начало нового века, к сожалению, отнюдь нельзя назвать одним из тех периодов истории исламского мира, когда наблюдается особое сближение шиитов и суннитов. Тому виной как вмешательства и подстрекательства враждебных исламскому миру внешних сил, так и нагнетание обстановки внутри самой мусульманской общественности. Напряжённость эта всеобъемлюща – от виртуального пространства и публичного общения отдельных индивидуумов в нём до реальных человеческих жертв в так называемых горячих точках.

 

«Россия в авангарде мирового сообщества»

 

Первым шагом на пути к суннито-шиитскому диалогу в 21 веке стала инициатива турецкого общества «Иджмаль», которое начиная с 2009 организует в Турции  симпозиумы исламского единства и сплоченности, где принимают участие представители суннитов, шиитов, алевитов из Турции, Ирака, Ирана, Сирии, Ливана, России и других стран. Главным посылом этих симпозиумов является призыв к объединению вокруг общей для всех мусульман ценности– Ахль аль-Бейт, любовь к которым развяжет узлы всех противоречий между мусульманами и сплотит их.

 

Примечательно, что именно Россия делает очередной шаг на пути к исламскому единству. В минувшие выходные в Кирове состоялась уникальная в своём роде конференция «Исламское единство и проблема исламофобии», организаторами которой выступили научно-культурная организация «Ахл-и Бейт» (г. Киров) и благотворительный фонд «Азербайджан». Первая подобная конференция была проведена в прошлом году в Ярославле. Были озвучены такие основные идеи собрания как единство всех течений Ислама, обсуждение вопросов религиозной терпимости и защиты исламских святынь и чести Пророка.

 

Организаторы подчеркивают неслучайность места проведения мероприятия, поскольку в мусульманской общине Кирова особенно дружные отношения между суннитами и шиитами, а данная конференция стала возможностью поделиться этой удивительной атмосферой со всеми остальными. Кроме того, как отметил один из участников форума, «проблема исламофобии затрагивает не только мусульман, а всех людей, для которых важны духовные ценности. Именно Россия выступила в защиту ценностей и религиозных чувств, что ставит ее в авангарде мирового сообщества». 

 

В работе форума приняли участие ведущие учёные-исламоведы, чтецы Корана международного уровня, мусульманские религиозные деятели, а также представители национально-культурных организаций Кировской области (чечено-ингушской, дагестанской, карачаево-черкесской, татарской, узбекской, таджикской), прибыли гости и из дальнего зарубежья - Турции и Судана.

 

Все мусульмане - братья

 

Девизом конференции символически был выбран аят Корана из суры «Ал-и Имран»: «Держитесь все вместе за вервь Аллаха и не разобщайтесь».

 

Ведущим мероприятия выступил мусульманский писатель и общественный деятель Ильгар Гашимов, который прежде всего заявил, что данная конференция – это «наш культурный и цивилизованный протест против исламофобии, и наша цель – преодоление конфликтов и объединение мусульман».

 

Первым к собравшимся обратился глава религиозной общины «Джума» (г. Баку), председатель азербайджанского Центра по защите свободы совести и вероисповедания DEVAMM Ильгар Ибрагимоглу в своём выступлении констатировал, что проблемы исламофобии становятся все более актуальными в связи с событиями ушедшего сентября. Он также с сожалением отмечает, что после 11 сентября 2001 г. исламофобия становится все более обыденным понятием. Основные причины он видит во-первых, в растущем влиянии ислама, а во-вторых, в особенностях современного информационного общества, когда стирается грань между реальностью и виртуальным миром. «Фильм «Невинность мусульман» и карикатуры на Пророка (сав) – это не просто вызов, а попытка приучить мусульман к терпимости в отношении богохульства, попытка девальвации ценностей, то есть это навязывание совершенно новых правил игры. И если она пройдет, то пройдет и все остальное», - считает председатель центра DEVAMM.

 

В качестве перспектив дальнейшего развития ислама Ильгар Ибрагимоглу  видит прежде всего рационализм, поскольку в 21 веке нет перспектив у учения, которое не основано на рационализме, а также это ирфан - как духовная сторона ислама.

 

Тему необходимости духовного воспитания как основы для единства мусульман вслед за своим шиитским братом продолжил суннит - муфтий Кировской области Габденнур хазрат Камалетдин. Он напомнил, что тасаввуф – это наука об искренности (ихсан), а воспитание своего нафса (эго) – это основная гарантия противостояния искушению шайтана и смуте, а значит и залог единства мусульман. Что касается исламофобии, то по мнению кировского муфтия, она началась с того момента, как Пророк (сав) провозгласил свидетельство веры (шахада), и с того момента шайтан начал борьбу с Единобожием.

 

Историк, специалист по Ирану из Москвы Исмагил Гибадуллин в своём докладе отметил особую роль Исламской революции 1979 года в Иране, которая стала первым эпохальным событием, на международном уровне заявившим о необходимости исламского единства и сближения мазхабов. По его мнению, именно начиная с того времени эта тема приобретает все большую актуальность и способствует росту сознательности мусульман всего мира. «Сегодня мы обладаем уникальным шансом продолжить прерванный некогда процесс, развить и углубить его, что непременно даст мощнейший толчок для развития мусульманского мира», - считает Гибадуллин. В своем выступлении он также привел выдержку из широко известного документа, получившего название Амманское послание 2005 года на международной конференции в Иордании, в которой приняли участие сотни мусульманских ученых из свыше 100 стран мира. Этот документ, по убеждению историка, может послужить основой для выстраивания признанной концепции исламского единства. В частности он включает в себя основополагающие пункты о том, что любой, кто является последователем одного из четырех суннитских мазхабов или шиитских течений считается мусульманином, и недопустимо обвинять его в неверии, посягать на его жизнь, честь и имущество. Также  там постулируется, что никто не имеет права выносить решения по религиозным вопросам, не разбираясь в специфике каждого из направлений Ислама.

 

Основные идеи конференции в своих выступлениях в ходе первого дня мероприятия поддержали и доктор философии переводчик Корана Назим Зейналов – (г. Москва); философ из Университета Хазар Маил Ягуб (г. Баку); глава учебного центра «Логос», знаменитый Чтец Корана Рашад Аташов (г. Баку), Фарид Абдуллах – исламовед, руководитель Дома Корана (г. Баку), а также главный специалист-эксперт отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества управления демографического развития и взаимодействия с институтами гражданского общества Кировской области Владимир Ноздачёв.

 

Объединяться и бороться – через СМИ и интернет

 

В завершение конференции и в резолюции участники заключили, что исламское единство может опираться исключительно на общность исламского учения, основанного на Коране и жизненном примере Посланника Аллаха (сав). Ведь несомненно, что условием исламского единства является взаимное уважение между представителями различных исламских групп и течений и поиск ими общей платформы для объяснения ислама, в то время как все богословские разногласия  должны обсуждаться на уровне признанных ученых в атмосфере диалога и взаимной терпимости. А представители всех исламских групп и течений в свою очередь должны занимать солидарную позицию в отношении тех деятелей и групп, которые своими в ходе своей деятельности наносят урон исламскому единству, создавая атмосферу разобщения и смуты, к каким бы течениям они себя не причисляли.

 

Подлинной основой исламского единства было названо укрепление исламской нравственности и воспитание благородного нрава в своих единоверцах как одной из высоких целей религии. Это направление должно стать приоритетным в работе всех мусульманских организаций, желающих внести свой вклад в укрепление исламского единства.

 

Кроме того необходимо проводить просветительскую работу на уровне отдельных мусульманских религиозных организаций, чтобы донести до рядовых верующих и общества в целом важности исламского единства. Например, одной из практических мер могло бы стать создание групп и публичных страниц в социальных сетях, посвященных исламскому единству и теме суннито-шиитского диалога.

 

По всеобщему убеждению участников, вопросы исламского единства должны стать темой публикаций в различных печатных и электронных СМИ и популяризироваться с использованием возможностей интернета и социальных сетей.

 

И конечно, необходимо проведение совместных мероприятий представителями мусульманских организаций, в том числе с целью выражения общей позиции по ключевым проблемам современности и осуждения исламофобских действий, таких как недавняя международная провокация с оскорблением Пророка Мухаммада (сав). Так, в частности, проведение подобной конференции станет ежегодным.

 

Нурия Гибадуллина

IslamRF.Ru

 

 

 

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/24232/">ISLAMRF.RU: Мусульмане России и Азербайджана объединяются против исламофобии</a>