В Казани обсудили проблемы и перспективы республиканской системы мусульманского образования
13.03.2013 16:1713 марта в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан состоялся круглый стол на тему: «Какие уровни религиозного профессионального образования существуют в современном Татарстане».
Организаторами круглого стола выступили Духовное управление мусульман Республики Татарстан и Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан.
Участниками круглого стола выступили старший научный сотрудник Центра исламоведческих исследований Камиль Насибуллов; проректор по учебной работе Российского исламского института Марат Гильманов; председатель Совета улемов ДУМ РТ Рустам Батров; начальник учебного отдела ДУМ РТ Айдар Карибуллин; заведующий учебным отделом НОУ ВПО «Российский исламский институт» Назиря Гизатуллина и психолог Казанского межрегионального центра экспертиз Лилия Халабуда.
В Татарстане сложилась аутентичная система мусульманского образования
Камиль Насибуллов рассказал о результатах мониторинга религиозных мусульманских учебных заведений Татарстана в 2012 году, общих выводах данного исследования и итоговых рекомендациях. По его словам, сейчас есть ученые, которые изучают мусульманские учебные заведения Татарстана на постоянной основе. Изучения проводятся в историческом, филологическом контексте, но не хватает исследований мусульманской образовательной системы в целом. Проведенный мониторинг и был направлен на то, чтобы восполнить этот пробел, посмотреть, в чём специфика мусульманского религиозного образования, ее оригинальность и отличия от светского образования. На сегодняшний день многие эксперты критично относятся к российскому исламскому образованию в целом. Но ведь еще в начале 90х в Татарстане отсутствовала система мусульманского образования, а сейчас регион стал центром религиозного исламского обучения в Поволжье, в татарстанских высших и средних мусульманских учебных заведениях (медресе) на сегодняшний день обучаются более двух тысяч студентов. Ещё одно достижение – почти 100% преподавателей татарстанских медресе состоят в их штате, а не являются приглашенными извне.
Камиль Исхакович также отметил, что планируется провести полный цикл мониторинга: во-первых, первичное измерение, во-вторых, управленческое решение, в-третьих, проверочное измерение и, в-четвертых, корректирующие действие. Данный цикл должен занять 2 года в период с 2012 по 2014 гг. В ходе первого этапа были изучены медресе по всей республике. Один из важных выводов мониторинга состоит в том, что религиозное мусульманское образование в Татарстане дополняет светское образование, а не замещает его.
В качестве одной из уникальных особенностей татарстанской системы мусульманского образования была отмечена ее автономность, когда образовательные программы внедряются на основе обобщения опыта самого медресе. Первоначально каждое медресе разработало экспериментальные образовательные программы, творчески комбинируя различные подходы и программы образования. В дальнейшем ДУМ РТ обобщало полученный опыт, на основе которого разрабатывались уже конретные образовательные программы.
Ещё одна особенность, которую отметил Камиль Насибуллов – это самоконтроль религиозного образования, когда главными инициаторами инновация являются сами медресе в лице Учёных советов. Также было отмечено участие в деятельности управляемого органа: руководители и сотрудники медресе являются членами управляющих органов, в частности ЦРО-ДУМ РТ. Кроме того было выделено тесное взаимодействие с конечным потребителем – управляющими структурами ДУМ РТ и мусульманским населением, когда многие руководители и преподаватели медресе являются действующими имамами. Все эти особенности были перечислены в том числе в качестве отличающих религиозную систему мусульманского образования от светской.
Кроме того, был поставлен вопрос о том, сколько уровней мусульманского образования в в РТ. Согласно Устава ДУМ РТ, медресе подразделяются на начальные, средние и высшие, однако в документе не указывается, по каким критериям осуществляется градация. Данная дифференциация пока не нашла своего отражения в уставах самих медресе.
Фактически медресе сейчас можно разделить на три типа:
Во-первых, это небольшие медресе, расположенные в некрупных населенных пунктах – районных центрах, и привлекающие всех обучающихся из собственного района. Такие медресе в основном обучают по вечерней форме обучения, а также реализуют воскресные курсы – здесь как правило проблема в привлечении студентов на очную форму обучения.
Во-вторых, более крупные медресе, расположенные в основном в крупных населенных пунктах Татарстана и привлекающие значительное число студентов как из других районов республики, так и из других субъектов РФ.
В-третьих, такие крупные учебные заведения, как например медресе «Мухаммадия». Данное медресе является самым крупным в Татарстане. Здесь активно привлекаются обучающиеся не только из Казани (которых всего 38%), но и из других районов республики, а кроме того и из других регионов страны (22% студентов). Основная функция обучения здесь – «кузница кадров» для медресе первых двух типов.
Общий вывод мониторинга состоял в том, что в Татарстане с начала 90х годов 20 века сложилась аутентичная система профессионального религиозного мусульманского образования. Можно отмечать несовершенства этой созданной системы, однако главная ее ценность на сегодняшний день состоит в том, что она работает.
По мнению Насибуллова, историкам пора прекратить свои терзания в «ложной дилемме», какой должна быть система мусульманского образования – «кадимистской» или «джадидистской». Эти подходы существовали совершенно в иное время, в иных социальных, политических и культурных условиях. При этом, несомненно, остается необходимость перенимать некоторый накопленный опыт дореволюционных медресе.
Председатель Совета улемов ДУМ РТ Рустам Батров также сделал акцент на том, что до революции медресе были единственными социальными лифтами, поэтому там учились лучшие умы. А сейчас лучшие татарские умы учатся в престижных российских и зарубежных светских вузах, поэтому современная ситуация сильно отличается.
Всем исламским вузам страны необходим единый образовательный стандарт
Проректор по учебной работе РИУ Марат Гильманов выступил с докладом «Высшее профессиональное религиозное образование в РТ: история и перспективы». В этом году РИУ исполняется уже 15 лет. При создании образовательных программ здесь был использован зарубежный опыт, например иорданский. Был разработан первый стандарт, который в 2005 году был утвержден на общероссийском уровне по двум направлениям: шариатские и коранические науки. Причём Совет муфтиев России рекомендовал разработанный стандарт для всех подобных учебных заведений в стране.
Учебный план состоял приблизительно на 60% из светских дисциплин (куда также вошел и арабский язык) и на 40% - из религиозных.
Образовательная деятельность в РИУ осуществляется по двум стандартам – и по государственному стандарту «Теология», и по негосударственным стандартам религиозного образования.
По мнению Марата Гильманова, сейчас особенно остро встает вопрос о создании единого стандарта для всех исламских вузов страны. В 2011 году был подготовлен проект этого стандарта в Московском исламском университете, который был назван «Исламское богословие». Из этого стандарта была исключена квалификация имам-хатыба. Это было сделано, прежде всего, с той целью, чтобы образование по данному направлению могли получать и девушки, которых прежде не принимали на обучение именно по специальности «имам-хатыб». Сейчас осуществляется разработка магистерской программы, так как до сегодняшнего времени в России в среде религиозного образования готовятся только бакалавры.
Проректор РИУ с сожалением констатировал, что на сегодняшний день в Татарстане нет взаимной интеграции мусульманских учебных заведений. Однако уже существует план по созданию ступенчатой системы исламского образования, когда выпускники медресе могли бы поступать на старшие курсы РИУ, чтобы в дальнейшем получить диплом о получении высшего профессионального образования.
Толерантность или двойные стандарты?
Психолог Казанского межрегионального центра экспертиз Лилия Халабуда выступила с докладом «Задачи профилактики экстремизма. Сравнительный анализ результатов социально-психологического исследования, проведенного среди учащихся религиозных мусульманских и общеобразовательных учебных заведений». В рамках исследования было опрошено 385 студентов медресе и 612 учащихся общеобразовательных учебных заведений, сюда же вошли и 11-классники казанских школ.
Были проанализированы такие показатели как психологическое благополучие или неблагополучие, общая толерантность (социальная, этническая, толерантность как черта личности) и религиозная толерантность.
Результаты показали, что учащиеся медресе психологически более благополучны, а вот в общеобразовательных школах – до 30% учеников психологически неблагополучны. Уровень толерантности в медресе составлял до 72%, тогда как в школе всего до 22%.
Доклад вызвал весьма неоднозначную реакцию у аудитории, были отмечены некоторые неточности в проведении исследования, которые, как следствие, повлияли на конечный результат. Кроме того возражение вызвало утверждение о необходимости внесения в «группу риска» по экстремизму всех учащихся мусульманских религиозных учебных заведений, что явно противоречит принципам толерантности.
Учебно-методическое объединение: будут услышаны все
Начальник учебного отдела татарстанского муфтията Айдар Карибуллин представил собравшимся доклад «Вопросы внедрения образовательных технологий в медресе РТ». По его данным, начальном сегменте мусульманского образования обучаются более 10000 человек (курсы при мечетях), в среднем, как уже было озвучено – около 2000, и в РИУ на сегодняшний день получают образование более 1000 студентов.
Согласно Приказа ДУМ РТ, вышедшего в октябре прошлого года, духовное управление провело ряд мероприятий. В частности, развернула свою деятельность рабочая группа по созданию Учебно-методического объединения, которая провела уже три заседания, разработала проект положения данного координационного органа в сфере мусульманского образования РТ.
Основные направления деятельности создаваемого Учебно-методического объединения – это участие в разработке проектов религиозных образовательных стандартов и учебных планов, формирование перечня рекомендуемой учебно-методической литературы, участие в разработке нормативно-методической документации, в организации систематического повышения квалификации преподавателей и сотрудников, а также в формировании перспективных планов издания учебных пособий и литературы.
Некоторые присутствовавшие в зале руководители медресе выразили свою обеспокоенность в том, насколько они смогут принимать участие и влиять на решения, выносимые создаваемым органом. На что представители ДУМ РТ ответили, что УМО создается в качестве коллегиальной площадки, где будет услышан каждый, и где будут отстаиваться интересы непосредственно самих мусульманских учебных заведений.
Нурия Гибадуллина