RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Дамир Мухетдинов: Наша задача - готовить исламскую элиту России 21 века!

14.01.2008 12:57

Наш корреспондент встретился в Нижнем Новгороде с руководителем аппарата Духовного управления мусульман Нижегородской области Дамиром Мухетдиновым.

Представляем вашему вниманию его эксклюзивное интервью.

Дамир Ваисович! Как началось возрождение современного ислама?

— Еще в XV-XVI вв. на Нижегородчине появились первые компактные поселения татар-мусульман.

В деревнях и селах заработали мечети, мектебе и медресе. Нижегородские имамы и богословы были духовными учителями не только своих земляков, но и мусульман всей России и мира.

Новое возрождение Ислама на Нижегородчине началось только в 50-е годы XX века, когда в некоторых селах начали функционировать мечети и в Горьком была зарегистрирована мусульманская община. Истинное же возрождение началось лишь 20 лет назад, в 1988 году, когда верующим было возвращено здание нижегородской Соборной мечети, построенной в 1913 году. После революции там был детский сад и складские помещения. Мечеть отреставрировали, выстроили минарет, купол, и в 1991 году она была открыта. На ее базе в 1991 году возник нижегородский мухтасибат, входивший в состав Центрального духовного управления мусульман СССР.

Новая эпоха в истории нижегородской мусульманской уммы как активной и созидательной социальной силы, имеющей богатую историю, традиции, интеллектуальный и социальный потенциал, началась в 1993 году с созданием Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области. ДУМНО стало важнейшей структурой, организующей деятельность пяти нижегородских мухтасибатов, 57 приходов и централизованно контролирующей деятельность всех духовных образовательных учреждений края. С первых дней существования новой организации ее возглавил имам-хатыб нижегородской Соборной мечети Умар-хазрат Идрисов.

В 1996 году в кратчайшие сроки и по большей части на пожертвования верующих была построена медресе «Махинур», где мы сейчас находимся. Нижегородская область — место исконного проживания мусульман. Здесь насчитывается 150 тысяч мусульман — татары, азербайджанцы, дагестанцы, узбеки, таджики и др. Функционируют 50 мечетей.

Что представляет собой российский Ислам?

— У каждой нации есть своя специфика. Хотя ислам — это монолит, но каждый мусульманский народ имеет особый менталитет в зависимости от географических, климатических, экологических и прочих условий, присущих конкретной территории проживания. Так и наши мечети имеют сходный с православным луковичный купол, на котором зимой не задерживается снег. Для сравнения — в арабских странах мечети находятся под открытым небом.

Сегодня российский ислам ассоциируется лишь с населением регионов, в которых мусульмане расселены компактно — Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь. Роль этих территорий, без сомнения, была и остается ключевой в истории российского ислама. Однако благодаря миграционным процессам, которые происходили в стране с разной степенью интенсивности во все исторические эпохи, в числе «мусульманских» оказались и те регионы, в которых подавляющее число граждан являются православными. Территории, на которых мусульмане живут малыми разрозненными группами, начали играть немаловажную роль в развитии и становлении российского ислама. В ходе работы по сбору материала о нижегородских мусульманах-мишарях не раз приходилось поражаться тому, сколь тесно переплетены судьбы российских мусульман.

Так возник проект «Ислам в Российской Федерации», в рамках которого первым изданием стал энциклопедический словарь «Ислам на Нижегородчине». Книги выходят под эгидой Фонда имени Имама Абу Ханифы, который помогает развитию исламской культуре и образованию. В 2002 году вышла монография о мусульманах Москвы. Скоро появится энциклопедический словарь «Ислам в Москве». К марту 2008 года заявлены «Ислам в Петербурге», «Ислам в Центральной части России». К ноябрю — «Ислам в Башкортостане, «Ислам в Поволжье». В 2009-м — «Ислам в Татарстане», «Ислам на Урале», «Ислам на Кавказе». В 2010- м — «Ислам в Сибири», «Ислам в национальных республиках». До 2012 года должны выйти 12 томов энциклопедии «Ислам в Российской Федерации».

Издаем ежеквартальный журнал «Минарет», с 2004 года — газету «Медина», преемницу газеты «Нур аль ильм» — «Свет знаний», которая выходила с 1999 года. Освещаем жизнь мусульманских общин России и разных государств.. Мы стремимся, чтобы у нас работали, прежде всего, этнические мусульмане, знающие проблему изнутри. Наша информационная задача — подготовить высокообразованную мусульманскую элиту, способную доблестно служить своему Отечеству.

Известна ли вам газета «Азеррос»?

— С вашей газетой я познакомился здесь, в Нижнем Новгороде, в 2006 году, когда была зарегистрирована Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Нижегородской области (президент Заур Идрисов). Мы были у истоков создания местной НКА азербайджанцев Нижнего Новгорода (она зарегистрирована в канун II Всероссийского мусульманского форума). Я стал редактором газеты «Ал хаят» («Жизнь»), первой азербайджанской газеты, которая была создана ровно 100 лет назад. Ее выпускали лидеры азербайджанской нации начала XX века Алимарданбек Топчибашев и Ахметбек Агаев. «Ал хаят» до сих пор издается в Нижнем Новгороде. Были трудности с ее изданием, теперь она выходит регулярно, раз в месяц.

Как складываются отношения мусульман с государством и с местными властями?

— С древних времен татары вместе с мордвой, чувашами были служивыми людьми, охранявшими южные рубежи государства. Служить, защищать, разделяя общую судьбу с русским православным народом генетически заложено в крови. Как бы ни выстраивало государство свою политику по отношению к исламу, Конституция гарантирует равенство всех конфессий. Слава Богу, государство дипломатично нам помогает, регламентирует нашу жизнь в рамках Конституции. Правда, бывают нерадивые местные чиновники, в своем развитии оставшиеся в атеистическом прошлом. Нижегородская же власть к нуждам ислама относится с пониманием и поддерживает всеми возможными способами. Более того, многие из руководителей роднились с мусульманами.

Как строятся отношения с русской православной церковью?

— Сейчас в России ощущается духовный подъем. Православие и ислам переживают серьезные изменения. Большое число людей, особенно молодежь, обрело веру, включается в духовные процессы, по-новому осмысливает религию. Городские мечети и церкви переполнены. Во время больших праздников верующим не хватает места в храмах.

Мы были лишены адекватного представления друг о друге и подвержены лжи, фобии, шовинистической пропаганде, изливавшейся на нас с экранов телевизоров и со страниц СМИ. Православные представляют мусульман в образе бородатых террористов, стремящихся погубить Русь. Мусульмане, историческая память которых не забыла зверства эпохи взятия Казани, видят в русских супостатов, желающих перекрестить всех татар, изморить их младенцев, силой навязать православие. И это может продолжаться до тех пор, пока мы не откроем сердца и души для диалога и не поймем, что мы не попутчики, не соседи, а сыны одного Отечества.

Между сыновьями, т.е. родственными душами в Отчизне, как и в семье, могут быть разные перипетии. Не возбраняется ругаться, мириться, спорить, делиться. Но есть единый живой сущный Бог и земля, на которой мы все родились. Рано или поздно и мусульмане, и иудеи, и православные поймут необходимость общения. Нужно учиться друг у друга, тем самым созидая наше общее Отечество. Чем скорее мы это осознаем, тем скорее придут долгожданный мир и спокойствие российского народа. Пока же люди преклонного возраста и советского склада живут старыми представлениями о религии. Большая надежда на молодежь. Ей нужно помочь, а не одурманивать телевидением. Образование, вера, любовь и красота спасут мир.

— Звучат призывы к созданию Единой мусульманской религиозной организации России. Ваше мнение?

— Положительное. Я стою у истоков этого проекта — объединить мусульман в рамках одной структуры — Единого управления мусульман России.

— Доводилось ли вам что-то слышать о модернизации ислама?

— Ислам модернизировать нельзя. Модернизировать надо мозги. Ислам это самая живая, самая модернистская религия, в которой есть все. И недостаточно нашего образования, чтобы понять витиеватый смысл некоторых мест Корана. Только постигая многие науки, мы начинаем приближаться к пониманию его сути. Недаром французский ученый Жак Ив Кусто, прочитав Коран, принял Ислам: «Все что я открыл, было давно изложено в Коране. Мои открытия уже рассказаны господом богом».

Беседовала Елена Мартынюк

Опубликовано на сайте медиахолдинга «Азеррос» (www.azerros.ru)

18 Декабря 2007 года

Дата публикации на сайте: 14.01.2008

    Ссылки по теме: 

Хроника–2007: интеллектуальная жизнь российской уммы

Ислам на Нижегородчине: тюркские, общемусульманские и российские традиции

12-10-07 Малайзия впервые взлетела в космос, а Россия получила Тафсир Корана!

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/1167/">ISLAMRF.RU: Дамир Мухетдинов: Наша задача - готовить исламскую элиту России 21 века!</a>