RSS | PDA | Архив   Пятница 17 Май 2024 | 1433 х.
 

Гаяз-хазрат Закиров: ''Мы погоду не делаем, но испортить можем!''

25.02.2010 19:14

3 февраля 2010 г. председатель ДУМНО Гаяз-хазрат Закиров принял участие в съёмках программы "Без галстука" нижегородской телекомпании «Волга». Предлагаем Вашему вниманию полную стенограмму интервью Гаяза-хазрата.

Этот человек официально поддерживает многоженство, но осуждает любовниц. У нас в гостях председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Гаяз-хазрат Закиров.

 

- Лучше две жены, чем любовница?

 

– Ну, тут журналисты переврали чуть-чуть, но, с другой стороны, так и есть. В Коране - священной книге Ислама – написано: "…женитесь на тех, что вам приятны: на двух, на трех, на четырех, но если в отношении них не можете быть справедливыми – женитесь только на одной". Важно понятие справедливости. Если человек не может содержать даже одну жену и свою семью, то как же он может жениться на двух, на трех, на четырех? К тому же есть супружеские обязанности – надо любить всех одинаково. Если мы, скажем, покупаем одной из жен норковую шубу, значит, и всем остальным надо…

 

– Я думаю, многим женщинам понравится то, что Вы говорите…

 

– Я не знаю, понравится или не понравится, но все-таки давайте отталкиваться от самого  понятия "женщина". Любая женщина желает, чтобы только ее любили, только ее боготворили, только ей дарили цветы, только ей говорили, что она самая нужная и так далее.

 

- Служа в армии, Вы попали в Одессу, в войска особого назначения. Скажите, в армию Вы пошли из-под палки?

 

– Да Вы что, я же советскую Конституцию помню, да и в российской также написано, что служба в армии является почетной обязанностью каждого гражданина. Любовь к Отечеству и защита своего народа является частью веры мусульманина. А для истинно верующего человека это самое главное. А Ислам зиждется на пяти столпах, и первый столп, который является основой всего – это вера. Мое Отечество для меня является частью этой веры. Я и по сей день считаю самыми лучшими временами те годы, когда я служил в армии – в этом я честно признаюсь перед Всевышним.

 

– Вы женились, окончить обучение вам не удалось. Гораздо позже Вы окончили нижегородское исламское медресе "Махинур". Вам сейчас не стыдно признаться, что Вы так и не получили полноценного высшего образования?

– Но вы знаете, образование образованию рознь. Пророк говорил: «…разве можно сравнить знающего человека с незнающим?» Но в Коране не сказано ничего о том, можно ли сравнивать по каким-то критериям человека с высшим образованием с тем, кто не получил такого образования. Поэтому у нас сейчас много людей, имеющих высшее образование, диплом, но все ограничивается только корочками. А как обстоят дела со знаниями? Я считаю, что на своем уровне, как специалист по Исламу, я достаточно знающий человек и нахожусь на своем месте.

 

– Для большинства нижегородцев уход Умара-хазрата Идрисова из политики, с поста председателя ДУМНО, был неожиданностью, а для Вас?

 

– Для меня тоже это было неожиданно. Во всяком случае, понятие "уходить из политики" применительно к нашему Духовному управлению… религия отделена от государства. Говорить, что мы лезем в политику или что мы какую-то погоду в политике делаем, неверно.

 

– А разве не делаете?

 

– Нет, Вы знаете. Однажды кто-то сказал так: "…мы погоду не делаем, но испортить можем". В политику мы, конечно же, не лезем. Умар-хазрат никуда не ушел, он как религиозный деятель и как человек знающий, получивший классическое исламское образование, будет заниматься непосредственно своим делом – как говорится, будет сеять в души людей доброе, разумное и вечное.

 

– Кстати, Вам приходилось носить галстук, и противоречит ли его ношение исламским традициям?

 

– Да я сейчас ношу его постоянно. Привык уже как-то. Нет, в Исламе галстук не является чем-то запретным.  Если человек отличается как-то – одеянием, или чем-то еще, то это не порицается. Вы помните, русский классик сказал, что в человеке все должно быть прекрасно – и душа, и мысли, и одежда. Бывает, что я ношу галстук.

 

– Вы открыто признаете, что в 1990-ые годы власти пошли навстречу татарской общине, так как видели в ее представителях потенциальных избирателей. Вот Вам не стыдно сейчас это признавать?

 

– Нет, нисколько. Я не стыжусь, что власти увидели в нас только избирателей. Это был конец 80-х, еще советское время. У власти был мудрейший человек, который еще лет 20 руководил городом – Макаров Юрий Викторович. Мы обратились к нему, и он с пониманием отнесся к нашей просьбе – нам разрешили купить дом, то есть просто дали возможность сделать это. Мы пошли другим путем – мы не просили: «Дайте нам землю, дайте нам это, второе, третье!» Ведь татары всегда устраивали общины, в том числе и в советское время. В каждом городе или деревне нелегально, подпольно существовала мусульманская община. Многие говорят, что существует «татарская диаспора», но это неправильно, а правильно говорить о «татарском населении». Мы - коренное население этих мест. Ислам был принят в Булгарском ханстве (на территории современной России) в 922 году. Ислам у нас всегда был, и после революции его тоже сохраняли. Были свои священнослужители-муллы, были квартиры, где люди молились, все ритуалы соблюдались. Не было такого, чтобы татарин выдал свою дочь замуж без никаха, без обряда бракосочетания. Не было такого, чтобы татарина-мусульманина похоронили без обряда. Никогда не было такого, если ребенок родился и не получил лечения. Тем более, ведь у нас это не в храмах это делалось, а прямо в квартирах. У нас уже готовое общество было, нам нужно было легальное место, где можно было молиться, и власти проявили мудрость и пошли навстречу.

 

- Рубрика "Без купюр". Короткие вопросы и короткие ответы. Чем увенчался Ваш "крестовый поход" против пельменей "Татарские" с изображением мечети на упаковке?

 

– Он увенчался тем, что мы, скажем так, потерпели поражение - маленькое фиаско. Мы просто не довели дело до конца. Дело в том, что именно на законодательном уровне они выиграли – они нашли адвоката, который доказал, что мечеть на упаковке пельменей является не мечетью, а сараем царицы Шехерезады. Но если бы у нас была финансовая возможность, мы бы смогли доказать, что это не так – на упаковке есть полумесяц, есть исламская символика. Их спасло то, что там, слава Всевышнему, не было написано: «Продукция, разрешенная по мусульманским традициям». Если бы такая надпись была, то производителям не удалось бы выкрутиться. Но мы не жаждали их унижения, поэтому  мы просто объяснили покупателям, что эти пельмени – не разрешенное,  не халяль. Просто нечестные люди воспользовались тем, что нужно мусульманам.

 

– Вы сказали, что самое прекрасное для женщины - это быть матерью. Это единственное, на что способна женщина?

 

– Женщина на многое способна. В советское время говорили о равноправии, и в итоге – за что боролись, на то и напоролись. Женщина, во всяком случае, не должна сваи заколачивать, не должна в ночные смены работать. Конечно, женщина, прежде всего, должна быть матерью. Даже Пророк говорил о том, что женщина - великое сотворение Всевышнего. Он говорил: ищите рай под ногами у своих матерей. Если человек по-настоящему берет благословение своей матери, уважает ее, то он, в конце концов, попадет в рай.

 

– Говорят, что 80% мусульман, живущих в Москве - это выходцы из Нижегородской области. Неужели татарам здесь так плохо живется?

 

– Нет, татарам здесь хорошо живется.

 

– Почему они тогда уезжают?

 

– Есть такая пословица: человек ищет, где лучше, а рыба где глубже. Так ведь? Вы бывали в татарских районах?

 

– Да, бывал. В Краснооктябрьском районе, например.

 

– Вы помните строки Есенина? Он писал: "Полевая Россия, довольно волочиться с сохой по полям, Нищету твою видеть больно и березам, и тополям". Когда проезжаешь мимо российских деревень, то вспоминаются именно эти строки Есенина. И нижегородские татары в последнее время, к сожалению, уезжают из родных мест. Они живут в Москве, но они строят дома не где-нибудь в Куршевеле за границей – они строят их здесь. У нас, татар-мусульман, слава Всевышнему, есть понятие патриотизма, любви к своему Отечеству. Это показатель. И в Москве выходцы из татарских деревень нашего края, во всяком случае, находят себя – становятся известными артистами, спортсменами. Их имена у всех на устах – это Марат Башаров, Марат и Динара Сафины, Билялетдиновы… Все они выходцы из Нижегородской области.

 

– Главная тема - это взаимоотношение культур. Все мы помним карикатурный скандал, который начался после того, как одна из датских газет напечатала оскорбительные карикатуры на Пророка Мухаммада (САВ). Мы знаем об акциях протеста, которые имели место. Мы знаем об отказе мусульман покупать датские и норвежские продукты - в частности, Вы тогда призывали не покупать цветы голландского происхождения. Скажите, можно ли бороться с подобными явлениями именно такими способами?

 

– А как ещё можно бороться? Не объявлять же им войну – это было бы слишком. Вы думаете, Ислам пострадает от того, что они карикатуры нарисуют? Неуважение в течение тысячелетий существовало, но тогда не было даже такого понятия, как "глобализация".

 

– А может быть, надо просто не обращать внимания?

 

– А мы и не обращаем внимания. Но иногда все-таки, можно сказать, что то, что говорят невежественные люди. Всю жизнь они ищут врагов.

 

– Кстати, раньше Америка искала врагов в коммунизме, а сейчас, говорят, используют все, чтобы создать новый имидж ислама как некого врага. В этом есть доля правды?

 

– Есть. Я считаю, что это так - с подачи некоторых людей, которые всю жизнь мечтали, чтобы России не было, это продолжается, и мы с этим боремся. Вы говорите о толерантности. Я - человек, воспитанный в советское время. Тогда говорили про дружбу народов, и это замечательное слово. А модную нынче "толерантность" толкуют как "терпимость". Ну, вот не любите вы меня, но терпите.

 

– Это разные оттенки смысла.

 

– Да, разные. Об этом говорю и как мусульманин, и как человек еще советской эпохи. Слово "дружба" для меня - не пустой звук. Любой человек может быть мне другом – вне зависимости от того, русский он, татарин, чуваш или еврей. В Коране сказано, что нет нации в религии. Любой человек – это создание Божье. А почему мы все разные? В этом и мудрость Всевышнего Аллаха: он сказал говорил о том, что нас создали разными народами, разными племенами, от одного отца, от одной матери, и мы разные для того, чтобы иметь возможность познавать друг друга. Мы разные – оттого и прекрасные.

 

– Во Франции в 2004 году запретили ношение платков и хиджабов, сейчас снова разгорается скандал. В России, в Нижегородской области, есть проблемы такого рода?

 

– Если бы я сказал, что такого нет, то я бы слукавил. У нас сознание людей так запрограммировано, что наша российская ментальность существует на генетическом уровне. В советское время у нас не было ни платка, ни хиджаба, ни чалмы, ни халата. Эти предметы одежды ушли в сферу фольклора – то есть по телевизору могли их показывать, но в повседневной жизни их никто не носил - тем более, каждый день. У нас в России постоянно возникают два неразрешимых вопроса – "Кто виноват"? и "Что делать"? По телевизору показывают, что под хиджабом у женщины может скрываться что-то опасное. В девушках видят шахидок, которые могут что-то взорвать, кого-то убить. Люди изначально настраиваются на негатив. Со временем все это пройдет. Все цивилизованные страны прошли через это. Вот пожалуйста – в Англии только в одном Лондоне более 100 мечетей, и люди там как хотят, так и одеваются. У нас никого не шокирует, если люди полуголыми ходят, а вот к хиджабу почему-то другое отношение…

 

– Рубрика "На острие". Самые острые вопросы нижегородцев. Николай Курпатов. Канавинский район. В 2012 году в школах станет обязательным предмет "Духовно-нравственное воспитание". Не кажется ли Вам, что этим должна заниматься семья, а не школа?

 

– Да, семья этим тоже должна заниматься. Но опять-таки, вы задавали вопрос о том, что должна делать женщина. Она и должна заниматься духовно-нравственным воспитанием.

 

– А мужчина чем тогда должен заниматься?

 

– А мужчина должен быть добытчиком. Даже в русском языке есть понятие "быть за мужем".

 

– А воспитанием он должен заниматься или нет?

 

– Он должен воспитывать прежде всего своим примером. Личный пример важен. Если отец будет приходить домой пьяным и ремнем детей бить, то это не воспитание. Личный пример должен быть положительным.

 

– Что касается самого предмета «Духовно-нравственное воспитание», Вы видите какую-то опасность? Может ли он решить ту проблему, о которой мы с вами говорили?

 

– В христианстве есть выражение о том, что дорога в ад выложена благими намерениями. В Исламе, наоборот, сказано, что все дела оцениваются по намерениям. Намерения хорошие, замечательные – нужно поднимать вопросы духовности и нравственности. Но что если будут преподаваться только одни ценности? Что, если будет засилье одной религии. Кто-то может сказать, что я настроен против православия, но это не так. Я понимаю, что в закавказских регионах может случиться наоборот – будет уклон в сторону Ислама. Нужен баланс. Люди, которые будут принимать этот закон, должны действовать мудро, чтоб никто не страдал…

 

– Андрей Кондратьев, Нижний Новгород. На прошлой неделе начались переговоры об объединении мусульманских организаций и создании единой структуры после 18 лет раскола. На Ваш взгляд, такое объединение на сегодняшний день возможно?

 

– Это замечательно, что люди озабочены этим, хотя они не мусульмане. Дело в том, что "раскол" - это громко сказано. Российская умма - она едина, это однозначно. Духовные управления, различные административные единицы - всё это существовало и существует. Я считаю, что со временем мы придем к единству. Мы же говорим, что Аллах один, Бог един, нет божества, кроме Аллаха. И Россия одна для всех нас - и для мусульман, и для иудеев, и для христиан. Должно быть одно единое целое. И если это будет угодно Всевышнему Аллаху, то мы объединимся и будем служить Отечеству и единой России.

 

– Вопрос от читателей газеты "Аргументы и факты - Нижний Новгород". Сергей. Вы предложили запретить продажу алкоголя в Краснооктябрьском районе. Неужели Вы всерьез верите в то, что запрет властей может решить проблему, ведь все мы помним горбаческую борьбу с ветряными мельницами, когда вырубались лучшие виноградники. Что скажете?

 

– Ну, в горбачевские времена это действительно было. Но сейчас мы оглядываемся назад  и видим, что демографический взрыв пришелся именно на это время.

 

– То есть народ начал заниматься правильными делами?

 

– Конечно! Этот безалкогольный вакуум заполняется чем-то. Кто-то может сказать, что я слишком циничен, но давайте возьмем исламские, мусульманские страны: Иран, Ирак, Турцию. Исламское воспитание совсем другое - там изначально налагается полный запрет на алкоголь. У нас говорят – давайте культурно выпивать, но как это – «культурно»? Я еще ни разу не видел, чтобы мужик выпил 100 грамм и остановился на этом.

 

– Я могу!

 

– Но Вы еще молодой человек. И если все будет так продолжаться, то это может запросто плохо закончиться для Вас.

 

– Я думаю, все-таки есть такие люди, которые могут остановиться…

 

– Но, положа руку на сердце, мы должны признаться, что наша нация деградирует. Наша нация! Я не говорю о том, русская это нация или татарская. И русские, и татары - мы одна нация! И мы деградируем. Надо принимать какие-то радикальные меры, надо использовать все возможности. Всегда был и кнут, и пряник, и это должно существовать и в том виде, и в другом. С алкоголизацией населения надо что-то делать.

 

– Гаяз Салихович, ну, вы уже сказали, что татары – это успешные люди. Они многого добиваются - деревни крупные, хозяйства большие. В чем истоки этого успеха?

 

– Я хочу сказать, что всё дело здесь в добродетели. Хочу привести вам аяты. В Коране сказано так: "…не в том таится добродетель, не о том дано вещать, чтоб на восход или на запад смиренно лица обращать. Добродетель – вера в Бога, в день последнего суда. В книге ангелов, пророков, что истину несут всегда. Добродетель – это щедрость, хотя и сам желаешь благ, да и не близким, и скитальцам – всем тем, кто голоден и наг. Добродетель есть молитва и очищение при ней, и выполнение обетов, хотя б спустя и много дней".

 

– Итак, формула успеха.

 

– Добродетель состоит в том, чтобы власть предержащие были справедливы, богатые – щедры, люди – послушны, и все вместе – богобоязненны.

 

«Без галстука»

www.niann.ru

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/11733/">ISLAMRF.RU: Гаяз-хазрат Закиров: ''Мы погоду не делаем, но испортить можем!''</a>