RSS | PDA | Архив   Среда 24 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Ахмад-хаджи Абдулаев: «Сегодня исламский мир стоит на пороге появления в шариате новых адабов»

29.09.2011 18:11

Муфтий республики Дагестан Ахмад-хаджи Абдулаев рассказал корреспондентам «Русского журнала» о влиянии Интернета на ислам.

 

- Доводится ли Вам лично пользоваться Интернетом? Если да, что Интернет дает Вам как мусульманину и как религиозному лидеру?

 

- Наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если ты чего-то делаешь, то делай это хорошо». Поэтому, когда мусульманин берется за что-то, ему необходимо использовать все самое полезное и совершенное, чтобы это дело было успешным. Тем более, когда занимаешься проблемами мусульман, ответственность возрастает.

 

В современных условиях Интернет позволяет существенно повысить качество и эффективность просветительской работы. Было бы глупо игнорировать подобные достижения человеческой мысли. Интернет – это колоссальное средство для распространения слова Всевышнего. Еще на заре своего существования он сразу вызвал у нас большой интерес, и мы постарались сделать все от нас зависящее для того, чтобы не отстать и найти свое место во всемирной сети. На базе Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) действует несколько сайтов, в частности электронная версия нашей газеты «Ас-салям». Мы открыты к сотрудничеству со всеми, кто готов распространять Ислам во всех областях человеческой жизнедеятельности.

 

- Но с ростом популярности Интернета растут и толки об опасностях, соблазнах и искушениях, подстерегающих в Интернете верующего человека...

 

- Действительно, верующего человека во всемирной сети поджидает много такого, что может нанести вред его духовному и психическому здоровью. Но подобных опасностей не меньше на улицах наших городов, на телевидении и радио. Интернет лишь показатель состояния общества, причем гораздо более объективный, чем телевидение, например. Чем нравственнее люди, семьи, общество в целом, тем меньше будет опасностей в Сети. А пока каждый делает свой выбор, данный ему Всевышним: знакомиться в Интернете с жизнью мусульман всего мира – или же идти путями, запрещенными Господом. Можно провести аналогию с ножом. Ножом можно резать хлеб, а кто-то может использовать его для убийства. Мы далеки от того, чтобы призывать верующих сторониться современных технологий, мы только призываем быть нравственными до конца.

 

В этой связи появляется еще одна проблема: на просторах Интернета можно столкнуться с разной информацией, с разными сайтами, в том числе с такими, которые рассказывают об Исламе. Нередко на них можно встретить вещи, искажающие подлинную суть нашей религии. Мусульманину и человеку, просто интересующемуся Исламом, я хочу дать совет, которому уже несколько сотен лет: «Религия – это наука, поэтому, смотрите, у кого вы получаете знание по ней». И действительно, ведь никому не приходит в голову интересоваться, например, христианством, где-нибудь в бутырской тюрьме, хотя там почти в каждой камере можно увидеть иконы и кресты.

 

- У огромного числа людей ислам ассоциируется с крайней консервативностью взглядов, с диктатом формальных законов, не изменяющихся веками, с определенной культурной закостенелостью и непримиримостью. Интернет символизирует противоположные установки - минимум правил, максимум свободы, терпимость, технологическую и идейную современность... Могут ли эти вещи ужиться?

 

- Начнем с того, что подобная характеристика Ислама абсолютно не соответствует действительности. Ислам всегда приветствует творческий подход к жизни, идет навстречу нуждам и потребностям человека. Наша религия не приемлет пошлость и насилие, что иногда пытаются выдать за «культурную закостенелость» и «непримиримость». По этой же самой причине некоторым может показаться несовместимость Интернета и исламской религии. Но Ислам не ограничивает верующего ни в чем, кроме отвратительного. В Интернете для человека открыты огромные возможности, ему может показаться, что все врата этого мира перед ним. Но мусульманин всегда должен помнить, что этот «максимум свободы и минимум правил» он должен использовать с пользой для довольства Господа Бога. Ведь именно для этого Всевышний Создатель одарил его еще одной из Своих милостей.

 

- Что допустимо и что недопустимо в плане пользования Интернетом для человека, исповедующего Ислам? Существуют ли поступки, недопустимые в повседневной жизни, но разрешенные в «виртуальной» форме?

 

- В Исламе в первую очередь смотрят на намерение верующего. Если человек стремится к недозволенному, пусть даже в виртуальной форме, то это уже само по себе запретно. Для мусульманина разрешено в Интернете все то, что разрешено в обычной жизни. А все запретное запрещено и в виртуальной форме. Естественно мусульманин должен сторониться порнографии и тому подобного, как и в обычной жизни. Если у него есть семья, то должен оберегать ее и в Интернете, особенно надо следить за детьми. Участие ребенка на все различных форумах и в чатах может быть чревато неблагоприятными последствиями.

 

В Исламе для любого дела, любой стороны человеческой деятельности – будь то вопросы личной гигиены или государственного условия – есть свои адабы (правила, этикет, составленные на основе Корана и высказываний Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Я полагаю, что сегодня исламский мир стоит на пороге появления в шариате новых адабов – адабов при пользовании всемирной Интернет сетью.

 

- Можно ли, на Ваш взгляд, провести какие-то параллели между Интернетом, «виртуальностью», и стремлением к объединению людей, находящихся на большом расстоянии друг от друга. Есть ли примеры чего-то подобного в мусульманской мифологии?

 

- Сразу хотелось бы сказать, что употребление таких терминов, как мифология, некорректно по отношению к Исламу. В Исламе нет сказок и мифов. В нашей религии нельзя встретить вещей, несовместимых с логикой и здравым смыслом. В исламской религии все предписания непосредственно несут пользу для человека и актуальны по сей день.

 

Случаи, о которых вы спрашиваете, не просто имеют место, а встречались сплошь и рядом и не в мифах, а в реальной жизни. Приведу лишь один из них. Однажды халиф Умар, один из главных сподвижников Пророка Мухамада (да благословит его Аллах и приветствует) читал проповедь в мечети. Вдруг неожиданно он прервался и громко обратился с призывом к одному из своих помощников, находившихся за сотни миль оттуда. Когда этот человек вернулся, то у него спросили, не слышал ли он чего-то странного во время путешествия. Он ответил, что как-то он был в опасности, и его спасло только то, что он слышал голос Умара, вовремя сообщивший ему о надвигавшейся угрозе.

 

Так вот – и в Исламе есть традиция «виртуального» общения.

 

- Есть ли в Исламе религиозные обряды, которые можно совершать виртуально? К примеру, если человек, не располагающий средствами для посещения Мекки, посетит официальный сайт Священной Каaбы, с соблюдением при этом аналогов всех предписанных правил, - можно ли считать это хаджем, очистится ли этот человек?

 

- Если человек не располагает средствами, то ему не вменяется в обязанность совершать Хадж. Очень хорошо, когда мусульманин стремится к Святым местам. Если он будет в книгах, в Интернете знакомиться с ними, «виртуально» посещать их, тем самым можно получить благодать, но как о выполнении таким образом столпа Ислама – паломничества, конечно, не может быть и речи.

 

Относительно вопроса о виртуальных обрядах скажу так. В Коране Всемогущий Творец говорит, что Он создал людей только для того, чтобы они ему поклонялись. В Исламе это имеет первостепенное значение. Эти слова ни в коем случае не значат, что мусульманин должен забросить работу, учебу, семью и круглые сутки молится. Просто верующий должен в круговороте мирских дел помнить о Том, Кто его создал, и соотносить все свои поступки с тем, доволен ли им Аллах. Это и есть постоянное поклонение. И если мусульманин в Сети рассказывает об Исламе, получает знания о религии или новую полезную информацию о жизни единоверцев или просто общается, отдыхает после работы, то за все, сделанное ради Всевышнего и с мыслью о Нем, ему будет огромная награда, по воле Аллаха. Это лучше, чем читать молитвы без конца. В Исламе для всего благого есть место.

 

- Каким Вы видите развитие мусульманского Интернета? Даст ли эта технология что-либо принципиально новое исповедующим Ислам?

 

- Когда что-то делается ради довольства Аллаха, это не может не радовать меня. Я прошу Всевышнего, чтобы Он дал силы тем, кто искренне работает для распространения Ислама в Интернете. Мы живем во время бурного развития технологий. Мусульмане должны стараться осваивать их, ведь Господь предписывает нам стараться везде быть первыми и наилучшим образом проявлять себя, будь то наука или домашнее хозяйство. Если мусульмане будут должным образом соблюдать свою религию, то все их дела будут успешными. Дай Аллах, чтобы так было.

 

Трудно отделить мусульманский Интернет от Ислама в целом. Сейчас количество мусульман растет, особенно в Западной Европе, и в России многие интеллектуалы обращаются к Исламу. Думаю, что Интернет имеет в нашей религии большое будущее. Пророк нас учит, что вы не уверуете по-настоящему, пока не возлюбите друг друга. А для того, чтобы среди мусульман крепла любовь и взаимопомощь, нам нужно больше информации и общения. Интернет дает огромные возможности для этого. Фундаментальный принцип Ислама – укрепление братства и расширение связей между мусульманами – приобретает на наших глазах новую форму. На смену пешим походам в Хадж пришли комфортабельные самолеты и автобусы, азбуке Морзе - электронная почта. Это и есть то новое, что дает Интернет. Главное содержание остается прежним, а оно, как и сотни и тысячи лет назад - довольство Всевышнего Создателя.

 

Беседовала Линор Горалик,
www.rusngo.ru

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/18106/">ISLAMRF.RU: Ахмад-хаджи Абдулаев: «Сегодня исламский мир стоит на пороге появления в шариате новых адабов»</a>