RSS | PDA | Архив   Вторник 16 Июль 2024 | 1433 х.
 

Муфтий Красноярского края Гаяз Фаткуллин: Если  сибиряк пришел в мечеть — это уже навсегда

27.03.2008 11:46

С 2002 года действует Единое духовное управление мусульман Красноярского края во главе с муфтием Гаязом Фаткуллиным. В числе ряда российских религиозных деятелей Гаяз-хазрат — выпускник Нижегородского исламского медресе «Махинур». О том, что связывает мусульман Красноярска и Нижнего Новгорода и как живут наши единоверцы вдали от российской столицы, — в беседе нашего корреспондента с муфтием Гаязом ФАТКУЛЛИНЫМ.

Гаяз Фаткуллин—Гаяз-хазрат, Вы представитель, наверное, последнего поколения  воспитывавшегося на коммунистических идеалах и радикального атеизма. Что способствовало тому, что Вы стали одним из молодых муфтиев в России, ведь это означает, что в судьбе не было долгого периода поиска смысла жизни, разочарования по поводу утраты социалистической идеологии  и возвращения к духовным истокам?

— Действительно, мне очень повезло, что я вырос в семье, в которой религия была главной идеологией. Моя бабушка еще до революции получила религиозное образование. Она привила мне любовь к Исламу, научила читать  Коран и совершать намаз. Воспитывала нас на примере своего богатого жизненного опыта, она потеряла пятерых сыновей во время Гражданской и Великой отечественной войн и говорила, что в годы испытаний только вера спасала от отчаяния и помогала ей жить дальше. У нее  я получил первые уроки терпения и покорности воле Создателя.

С раннего детства я вместе с отцом ездил на праздничные и пятничные намазы в Соборную мечеть Красноярска, а мать стала инициатором того, что я поступил в воскресную школу при мечети.

Я очень благодарен бабушке, родителям, учителям за то, что они направили меня на духовную стезю. Желаю, чтобы у каждого человека рядом были люди, которые помогли ему выбрать единственно правильный жизненный путь, прийти к Богу и духовному очищению.

Я безмерно признателен всем им и упоминаю их в каждой молитве. Пусть им Аллах поможет, так как они помогли мне сделать правильный выбор.

— Гаяз-хазрат, Вы принадлежите к категории людей, которых называют вечными студентами. Расскажите о своих первых учителях и поделитесь секретом, откуда у Вас столько энтузиазма, энергии и целеустремленности?

— Если ответить лаконично — мне просто интересно! Мои первые учителя в Красноярской воскресной школе были необычайно мудрыми увлеченными людьми, сумевшими передать мне не только знания, но и трепетное отношение к процессу обучения.  Вильдан-хаджи Аухадиев и Минжихан-ханум Гарипова. Я считаю, себя очень многим обязанным этим людям, и хотя сейчас их уже нет в живых, хотел бы рассказать о них.

Вильдан-хаджи был очень мудрым богословом. В совершенстве владел старо-татарским, арабским и персидским языками. Занимался переводом религиозной литературы. Впервые качество его работы заметил и высоко оценил Талгат-хазрат Таджуддин; ознакомившись с его переводом, Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) был удивлен, почему человек с такими знаниями остается в тени и не занимается преподаванием религиозных наук.

Меджихан-ханум, закончила казанское медресе «Мухаммадия», имела большой педагогический опыт и уже находясь на пенсии, преподавала в воскресной школе.

Она сумела ненавязчиво привить нам искреннюю любовь к знаниям, Исламу, образу жизни мусульман. В те переломные для страны и тяжелые для народа девяностые годы, когда началась переоценка ценностей, хаос, учащиеся всех возрастов от 15 до 70 лет, благодаря Минжихан-ханум постоянно встречались. Это было прекрасное общение, мы все до сих пор встречаемся и с благодарностью вспоминаем ее. Она сумела внушить нам, что человеческие теплые доверительные отношения — это ключ  к стабильности в обществе, что единоверцы всегда должны быть вместе, уважать и поддерживать друг друга, ходить в гости, поздравлять, сочувствовать.

Я всем сердцем благодарен им и всегда прошу Всевышнего всех моих учителей, как и родителей, одарить раем.

— Между Красноярским краем и Нижним Новгородом расстояние почти две тысячи километров. Вы последовали совету Пророка (с.а.в) — «За знаниями отправляйтесь даже в Китай»? Как Вы узнали о «Махинуре», и какие впечатления остались от периода обучения в медресе.

— Я случайно узнал о существование при Соборной мечети Нижнего Новгорода, медресе с очень высоким уровнем преподаваемых знаний. Считаю,  мне повезло, что я два года обучался в нем. С большим уважением и признательностью вспоминаю преподавателя из Турции Ахмад-хаджи Озкарабубер. Благодаря  его авторитету, качеству знаний и методу преподавания  многие из учеников довольно успешно продолжили обучение. «Махинур» для многих стал своего рода путевкой в жизнь или, будет правильнее сказать, верным ориентиром в жизни.

Я искренне признателен Умару-хазрату, до сих пор отношусь к нему как к своему наставнику. Без тени сомнения я согласен с тем, чему учит наша религия — «После родителей мусульманину примером должны служить учителя, ведь  родители учат нас, как спастись в этом мире, а учителя — в следующем».

Не всегда учащимся нравится требовательность, строгость преподавателей, но получаемые знания стоят любых трудностей, ведь лекарства не всегда сладкие.

Учеба для разумного человека — процесс беспрерывный. Надо постоянно учиться, чтобы не отставать от быстротечного, постоянно меняющегося времени, в котором мы живем. Нужно успевать за новыми открытиями, сменяющимися событиями и нарастающим темпом современности.

— У вас ответственный пост, требующий стопроцентной самоотдачи, как Вы совмещаете его с учебой? Одно другому не мешает?

— Я бы сказал, как раз наоборот; овладевая научными религиозными знаниями, я как бы набираюсь опыта на чужом примере, нахожу ценные рекомендации, руководства, узнаю много действенных методов управления, это помогает мне в работе, а личный опыт способствует облегчению в освоении знаний в процессе обучения. Так что все взаимосвязано.

— В чем специфика Красноярского края, особенность жизни мусульман Сибири?

— Исторически так сложилось, что мы отстаем от развития исламской культуры, за исключением Западной Сибири, куда Ислам внедрился и глубоко пустил корни примерно шесть веков назад. При хане Кучуме был сильно развит тарикат с множеством мюридов Ясавия. Позже распространилось накшибандийское учение.

На остальной территории Сибири нет религиозных традиций, Ислам появился там не более века назад.

Это специфическая территория, как известно, во времена гонения на религию имамов ссылали в Сибирь и люди относятся к религиозным деятелям очень осторожно, даже с недоверием, но мы работаем в этом направлении.

Местное население трудно приучить к религиозной жизни, люди тяжело идут на контакт, но если заслужить доверие, то это уже навсегда. Если  сибиряк пришел в мечеть, значит он принял осмысленное решение. Немало женщин носят хиджаб. Я восхищаюсь ими и считаю это героическим поступком с их стороны. Конечно, в Сибири по сравнению с Москвой и другими крупными городами легче соблюдать требование шариата, но, тем не менее они являются носителями нашей культуры. В обществе, в котором как во времена пророка Лута, становится нормой откровенная обнаженность женщин, они отстаивают свое право на целомудрие, рекомендуемое им религией, свою веру и можно сказать  достоинство свободного человека. Не многие мужчины посмели бы демонстрировать свою принадлежность к исламу, и Аллах от нас этого не требует, Он предоставляет нам право выбора, обозначив желательное и запретное.

— Предвзятое отношение населения однозначно усложняет деятельность Духовного управления, имамов. Разработана ли вами определенная стратегия?

— Как такового отторжения ислама в нашем регионе нет. По неофициальным данным Ислам исповедует десять процентов  населения Красноярского края. Мусульмане, особенно тюрко-язычные народы, давно укоренились в Сибири. Очень много географических названий — производных от слов татарского языка. Даже само слово Сибирь по одной из версий считается производным от названия одного из становищ хана Кучума.

В этом регионе никогда не было межконфессиональных конфликтов, антисемитических настроений. И наша задача — не отстаивать религиозные убеждения, а внедрять их в массы. В настоящее время ощущается жесткая кадровая нехватка, и мы работаем над этим. Наши студенты обучаются в Москве, Казани, Уфе и за рубежом. У себя на региональном уровне строим структуру образования, надеемся открыть средне-специальные учебные заведения. Если проблему не удастся решить за счет обучения молодежи, то будем заниматься переквалификацией «старой гвардии» — имамов, имеющих достаточный опыт работы с общиной, но которым не достает определенных знаний.

— Как обстоят дела с инфраструктурой края?

— Пока инфраструктура находится в зачаточном состоянии, но действует уже немало магазинов, в которых реализуются халяль-продукты. Есть спрос и налажена поставка.

В ближайшее  время мы планируем провести реконструкцию самой старинной в регионе мечети, построенной из лиственницы в 1898 году в городе Минусинске, а также храма возведенного в 1905 году в Енисейске. В проекте — строительство новых мечетей, исламских учебных заведений. Консолидируем силы на объединение усилий и знаний религиозных деятелей региона для единения мусульман Красноярского края.

Почти также остро как кадровая нехватка, ощущается недостаточное количество мечетей. Факт, что количество мусульман приходящих на праздничные и пятничные мечети значительно растет и радует нас, и стимулирует к действиям, ведь если в других регионах люди, не уместившиеся в храме, совершают намаз на улице — это не так страшно как у нас при средней температуре воздуха - 20 градусов.

— Как в Красноярском крае относятся к приезжим? Коренное население не проявляет нетерпимости по отношению к ним? «Понаехали» — актуально для вашего региона?

— Как широко известно, в Сибирь всегда выезжало очень много людей, на сегодняшний день там временно проживают граждане многих регионов России, СНГ и дальнего зарубежья. Сложности возникают из-за несовершенства национальной политики страны. Отсутствие возможности жить и работать официально вынуждает переселенцев обходить статьи закона и делать это нелегально.

Это проблема стоит остро, и  она актуальна, на мой взгляд, нужно основательно решать ее, не откладывая.

А что касается отношения сибиряков к приезжим, то таких проблем не существует. Когда развалилась империя СССР, народы захотели обособленности, а сейчас хотят быть россиянами, но при этом сохранять культуру и традиции своего народа, особенно это типично для мусульман. Естественно, что если человек воспитан, может достойно вести себя в обществе, хорошо работает или учится, к нему не будет предвзятого отношения. Заверяю, межнациональных конфликтов у нас в регионе тоже нет, но не спорю, что есть межличностные.

— Что на ваш взгляд является наилучшим достижением за последние годы?

— Нам удалось создать ЕДУМКК. Сначала мы объединили три отдельные организации и этот процесс продолжается. Это значит, что религиозные деятели края совместными усилиями решают общие проблемы, обсуждают организационные моменты нашей деятельности. Наше управление имеет больше возможности и авторитета, нежели отдельные группы.

— Как у вас складываются взаимоотношения с местными органами власти?

— Нам удалось достигнуть взаимопонимания по многим ключевым вопросам.

Биография:

Гаяз-хазрат родился 30 июня 1974года, в городе Дивногорск Красноярского края. Окончил среднюю  общеобразовательную школу. Два года служил в войсках связи Забайкальского военного округа. После армии работал в строительной организации, тогда же поступил в воскресную школу при Соборной мечети города Красноярска.  Два года обучался в нижегородском медресе «Махинур». Затем поступил в Казанский российский исламский университет, а по окончании второго курса перевелся в московский Исламский Университет. В те же годы получил диплом об окончании Красноярского педагогического университета.

В настоящее время учится  аспирант отделения философии.

Является председателем Духовного управления мусульман Красноярского края.

Женат, имеет сына.

Мы активно сотрудничаем с государственными органами, медицинскими учреждениями, исправительными и силовыми структурами региона.

Например, наши имамы проводят лекции для служащих МВД, и представителей вооруженных сил. Скажем, в регионе по данным статистики в органах милиции работает тридцать процентов мусульман, а в армии еще больше. Перед тем как служащие отправляются в командировки в горячие точки, мы знакомим их с традициями мусульманских народов Кавказа,  разъясняем им, что ислам один, а народов, исповедующих его, много, и у каждого из них своя культура традиции, свои обычаи и нравы. Тем самым готовим молодых людей к тому, что им предстоит попасть в чуждую, но отнюдь не враждебную среду, и что им нужно уважать нравы народа, на территории которого они будут выполнять служебный долг. Мы учим их толерантности, гуманизму, миролюбию по отношению к мусульманам и представителям других конфессий, преподаем основы религии, читаем проповеди.

— В чем проявляется сотрудничество ДУМКК с исправительными и силовыми структурами?

— В Сибири о тюрьмах знают не понаслышке, и наше Духовное управление не может обойти вниманием большой контингент осужденных и работников исправительных учреждений. Наши имамы посещают тюрьмы и колонии, встречаются с людьми, оказавшимися в изоляции от общества. Именно там, как правило, происходит переоценка ценностей, осознание смысла жизни, и люди нуждаются в наставлениях, очищающих проповедях. Они стремятся к религиозным знаниям, а мы — к тому, чтобы не оставить без ответа ни один вопрос, заданный теми, кому спросить больше не у кого. Деятельность в этом направлении ведется беспрерывно, потому что в ЕДУМКК знают о том, с каким нетерпением ждут духовных наставников осужденные и те, кто их охраняют.

— То, что религиозные деятели могут регулярно посещать закрытые объекты, тоже является показателем достигнутого взаимопонимания  с органами местного самоуправления?

— Наконец-то в нашей стране пришли к пониманию того, что нужно воспитывать нравственность граждан на основе религиозных цивилизаций.

Религия не получает от государства дотаций, каких то привилегий, но выполняет важнейшую миссию — прививает людям духовные ценности.

Важно, каждому члену общества с детства прививать послушание уважение к божественным законам, культуру межнационального и межконфессионального общения, сосуществования. Воспитанный на таких принципах, человек никогда не совершит преступления и мы, религиозные деятели, светские власти, учителя и в первую очередь родители должны понимать и, более того, всячески способствовать тому, чтобы тюрем, за их ненадобностью, в нашей стране не осталось.

Гаяз Фаткуллин с сыном— Вы действительно считаете, что хорошая семья может спасти общество?

— Семья — это определяющая личность и судьбу человека, составляющая  общества. Ее влияние и значение трудно преувеличить. Она как наш тыл — если ненадежная, то и положение зыбкое, а если это оплот, то можно добиться любой поставленной перед собой цели.

Лилия Фаткуллина - жена Гаяза Фаткуллина— У Вас она надежная опора?

— Жена — мой самый надежный и преданный помощник. Она рядом и в трудные, и в радостные минуты. Лиля-ханум имеет высшее образование, окончила Нижегородский архитектурно-строительный университет. Имеет религиозное образование, определенное время руководила Отделом информации Духовного управления мусульман Нижегородской области, была ведущей передачи «Минарет» на местном телеканале.

Естественно бывает, что мы спорим, расходимся во мнение и это нормально, потому что она имеет право на собственное мнение. Это священное право, дарованное каждому Всевышним, и никто не может его оспаривать. И тем более доказано, что прогресс без конфликта невозможен.

Часто она прямо и косвенно влияет на мои решения и согласен с тем, что жена это главный министр. За каждым героем, алимом, любым, сколь-нибудь значимым действием, поступком мужчины стоит женщина либо это мать, либо жена. Считаю, что выбор супруги один из главных и определяющим в судьбе. Счастлив, что мне очень повезло с женой, я встретил прекрасную умную воспитанную и надежную женщину.

— Многие мужчины категорически не позволяют женам получать учиться, мотивируя это тем, что женщине достаточно совершать фарз, быть покорной мужу и растить детей. При этом ссылаются на Коран и шариат, а Вы приветствуете высокий интеллект супруги. Это ваша личная позиция?

— Я не видел в Коране высказываний о том, что женщина не должна быть умной, образованной, достоверно известно, что Пророк (с.а.в.) приветствовал умение жен высказывать свое мнение отстаивать точку зрения, бывали случаи, когда праведным халифам на ошибки указывали женщины. Это был период лучших мусульман, сподвижников, они высоко ставили авторитет женщины, ведь если она образованна — это прогресс для Ислама. Она кормилица, воспитатель, учитель, вдохновитель и опора.

Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал : «Есть три хороших признака жизни: хороший дом, хороший конь и надежная жена, и три плохих признака плохой дом, плохой конь и не надежная жена». Очень много аятов и хадисов можно привести о том, как важно хорошо относится к женщине уважать ее права, а некоторые мужчины против женского образования, ведь ущемлять права и управлять неграмотным человеком гораздо проще.

— Ваш единственный сын пока наверно еще мал, чтобы говорить о его воспитании, будущем, и все таки чего Вы желаете для него, прежде всего?

— Амиру, сейчас год и три месяца, но говорить о воспитании совсем не рано. В десять лет будет сложно перевоспитывать сформировавшуюся личность. Этот процесс начинается задолго до рождения. До того момента, когда ребенок столкнется с уличной средой родители обязаны дать ему  достаточно любви, тепла и добра,  чтобы их хватило на всю его жизнь. Мы сейчас взваливаем всю ответственность на школу, мечеть, общество, но роль в воспитании ребенка возложена и всегда будет на родителях.

Я хочу, чтобы мой сын вырос человеком гуманным, не только соблюдал все требования религии, но и был высоко развитым, образованным, эрудированным человеком, уважающим общество и уважаемый в нем. Хочу, чтобы мы всегда могли гордиться сыном, он ведь это наша живая оценка.

 

Беседовала Зайнаб АХМЕДРАХИМОВА

27.03.2008

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», № 61,
22 – 28 марта 2008 — с. 10

Ссылки по теме:

19-03-08 В Тобольском Заболотье заметно активизировалось мусульманская жизнь

13-03-08 Зулькарнай Шакирзянов повторно избран председателем Духовного управления мусульман Сибири

11-03-08 В Омске состоится Съезд мусульман Сибири

Столица Сибирского ханства ждет путешественников  

03-03-08 «Звезду Сибири» выберут из двадцати скромных, талантливых, с богатым духовным миром татарочек

Супруги из Америки провели никах в старинной сибирской мечети

18-02-08 «Как строить мечеть?» — за опытом из Кузбасса в Сургут

Имам нашего времени. Мулла Амир, водитель-проповедник и имам десятка сел

30-01-08 В Лангепасе началось строительство новой мечети

Старейшую мечеть Сибири подняли из руин потомки расстрелянных мулл

В доме цыгана Будулая омичи теперь читают намаз

Старинные мечети Тюменской области

Последний сибирский ишан Халил Халилов: легенды возвращаются

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/2223/">ISLAMRF.RU: Муфтий Красноярского края Гаяз Фаткуллин: Если  сибиряк пришел в мечеть — это уже навсегда</a>