RSS | PDA | Архив   Понедельник 20 Май 2019 | 1433 х.
 

Айдар Хабутдинов: «Жизнь историка — служение своему народу»

01.08.2008 12:17

Доктор исторических наук Айдар Юрьевич Хабутдинов — это имя хорошо известно читателям нашей газеты. Многочисленные публикации написаны им. Но так случилось, что мы очень мало знаем о нем самом, ибо никогда ранее не брали у него интервью. Исправляя этот досадный пробел, хотим познакомить вас поближе с этим редким по своим дарованиям человеком.

— Вы человек, по-своему уникальный для Татарстана: в 29 лет — самым молодым в истории республики — стали доктором исторических наук. Почему вы, став специалистом по политической истории татар, затем активно занялись историей российских мусульман? Вас интересует исламская составляющая как часть истории — или это скорее зов предков?

— Да, во многом к этому располагает сама история моего рода. Первый из известных мне из имамов и мударрисов среди моих предков был шейх ордена накшбандийа Фазлулла б. Файзулла (умер в 1871 году). Его биография содержится в хронике «Асар» («Следы»), созданной муфтием Центрального Духовного управления мусульман Ризой Фахретдином. Он возглавлял медресе аула Такталачык, крупнейшее тогда в ныне Актанышском районе Татарстана, и был близок к кругу стерлибашских шейхов Тукаевых. Учителем Фазлуллы был Шагиахмед б. Рафик ас-Симеки, учившийся у основателя татарского классического богословия Абдуннасыра Курсави.

Биография его дочери Маадинельждамал дана в словаре «Машхур хатыннар» («Знаменитые женщины») Ризы Фахретдина. На ней женился Якуб Мансуров, чей род имамов связан с аулом Терси (ныне Агрызского района Татарстана). Они переехали в близлежащий аул Яна-Элем (Новоалимово), который стал их родовым гнездом. В свою очередь, Якуб был учителем Нигматуллы Буби, отца видных улемов и общественных деятелей Габдуллы, Губайдуллы и Мухлисы (казыя ЦДУМ). Многие мои агрызские родичи учились в медресе Буби. Среди них два ключевых создателя Татарской республики в 1920-е годы: вице-премьер Гасым Мансуров и нарком земледелия Юнус Валидов.

Якуб и Лутфулла Мансуров была ахунами. Последний, как и его друг Риза Фахретдин, наряду с мусульманским, дал всем детям среднее русское образование. Двое его сыновей Лутфулла и Лутфрахман были видными деятелями Идель-Урал Штата, а затем с рядом наших родственников участвовали в создании Башкирской республики. Так, что в моем роду хватает улемов, мударрисов и политиков.

— Иначе говоря, мусульманскую составляющую, действительно, невозможно выделить из общей истории народа — это безжизненно и искусственно. А в ком из предков вы видите черты своего характера?

— Я скорее пошел в род Сайфуллиных, видных просветителей, с которыми породнился сын ахуна Лутфуллы Хайрельанам. Он учился в Казанской татарской учительской школе одновременно с Садри Максуди, Гаязом Исхаки и целой плеядой других национальных деятелей. А его однокашниками были основатели татарской социал-демократии Хусаин Ямашев и Гафур Кулахметов. Ряд семейных документов напечатан в качестве иллюстраций в моей последней книге «От общины к нации: татары на пути от Средневековья к Новому времени (конец XVIII — начало XX века)». Так что можете их там порассматривать... Хайрелаьнам, как и его тесть Имаметдин Сайфуллин, учительствовал на Южном Урале, где общался с Ризой Фахретдином и Дэрдмендом. Признаться, я долгое время считал эти семейные рассказы легендами, но, работая с архивными документами и газетными подшивками, нашел им фактическое подтверждение.

Я не сразу пришел к осознанию своего призвания. Ведь в 1980-е годы центр Казани выглядел как чисто русскоязычный город. Мое стремление заняться историей татар после окончания английской спецшколы вызывало у многих, мягко говоря, недоумение. Но эти усилия нашли поддержку у моих родителей. Моя мать — радиожурналист Эльвира Кудрецкая (Кудрятова) — вела долгие годы единственную научную программу в Казани — «Клуб Абу Гали Сины», а отец, Юрий Гайнетдинович, работает на кафедре метеорологии госуниверситета. Мы же с женой Милеушой образуем тандем: она защитила первую диссертацию по творчеству классика татарской литературы Хади Такташа. А еще мы растим двух сыновей: Арслана и Карима. Так что род и его гуманитарные традиции продолжаются…

— Почему вы, коренной казанец, у которого даже нет мишарских корней, столь активно участвуете в нижегородских проектах, которые многим кажутся сугубо «мишарскими»?

— Мусульмане Волго-Уральского региона и Сибири должны меньше зацикливаться на племенных, районных и аульных различиях. Прежде всего они члены единой нации (миллета). Их объединяют литературный татарский язык, общая история государственности и религиозных учреждений, богословская, литературная, философская, политическая традиции. К сожалению, очень мало сделано для того, чтобы школьники и студенты даже в Татарстане ознакомились с этим наследием.

Посмотрите, как русские, казахи, другие народы, массово издают труды и биографии классиков своей истории и философии, литературоведения, классические учебники, хрестоматии! А где печатается наше российское мусульманское наследие, труды татарских алимов?

Мое сотрудничество вначале с Нижним Новгородом, а затем и в рамках общероссийского проекта Издательского дома «Медина», получившего ныне регистрацию в Москве, было связано со стремлением вернуть российским мусульманам их наследие. Необходимо анализировать его так, чтобы это было понятно современному, светски образованному человеку. Значит, нужно преподнести интеллектуальный продукт в виде брошюр, словарей и учебных пособий. Нужно в соответствии с выработанной позицией откликаться и на события современности. Ведь, помимо научных и учебных изданий, существуют и сайт www.IslamRF.Ru, и газета «Медина» — для оперативного реагирования и быстрых комментариев на текущие проблемы современности.

А уроженцем Мордовии был первый муж моей бабушки, поэт Хади Такташ. Она похоронила его в 1931 году в 22 года и сохраняла безграничное уважение к нему до смерти в 1984.

— И при этом вы еще взялись за научное руководство новым московским журналом — что это за проект?

— Сегодня выросло новое поколение ученых, владеющих арабским и европейскими языками, они изучают свое наследие, прежде всего, на основе трудов наших предков. В исламоведении нашим органом стал журнал «Pax Islamica», издающийся Фондом имени Шигабутдина Марджани в Москве. Так что будут достойные материалы — пишите.

Сегодня, в отличие от прежних времен, ученым не дают ни квартир, ни дач. А значит, в науке среди поколения 30–40-летних остались люди, для которых она — смысл жизни, а не отстойник для неуспешных в других областях. Эти люди научились выбивать средства на поездки, исследования, публикации.

Наш коллектив весьма тесно связан с российским регионами, мусульманскими странами СНГ. Во время нашей поездки с Умаром-хазратом Идрисовым и Дамиром-хазратом Мухетдиновым в апреле этого года в Махачкалу мы были сами удивлены: сколько у нас там коллег, не только знакомых с нашей продукцией, но и участвующих в совместных проектах!

— Вы упомянули, что в этом году выпустили книгу «От общины к нации». Расскажите о ней подробнее.

— Да, в этом году в Казани в «Таткнигоиздате» появилась новая книга, посвященная рождению и эволюции татарской нации в конце XVIII — начале XX века. В основе лежит рассказ о том, как мусульманские общины, разбросанные по аулам и городам от Хельсинки до Харбина и от Астрахани до Архангельска, сумели создать единую нацию со своим литературным языком, системой образования, экономикой, философской и политической доктриной, классической литературой. И не было у них при этом ни государственности, ни нефтяных скважин, ни «рокфеллеров», ни земельных магнатов.

Сегодня так не получается. Так что опыту предков нам стоит поучиться…

 

Беседовал Джаннат Сергей МАРКУС

 

СПРАВКА:

Родился 30 апреля 1972 года в Казани. Наряду с научными трудами и преподаванием в Казанском филиале Российской академии правосудия активно участвует в деятельности Издательского дома «Медина»: ответственный редактор альманаха «Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты», член редколлегии журнала «Минарет» и газеты «Медина аль-Ислам». В 2008 году стал главным редактором журнала «Pax Islamica», издаваемого Фондом им. Ш. Марджани в Москве.

 

Материал опубликован в еженедельной всероссийской газете мусульман
«Медина аль-Ислам», №25 (74), 21-27 июня, с. 6. Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.

 

24.06.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/3466/">ISLAMRF.RU: Айдар Хабутдинов: «Жизнь историка — служение своему народу»</a>