RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

12-07-07 Договор Москвы и Казани

12.07.2007 15:20

Центр возобновляет политику заключения соглашений с регионами

11 июля 2007г. Совет Федерации одобрил закон «Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти республики Татарстан». Это решение было принято в последний (перед летними отпусками) день работы верхней палаты. Напомним, что в феврале Совет Федерации (несмотря на поддержку договора 306 депутатами Гос. Думы) наложил на него вето. Тогда его поддержали 13 сенаторов, при 93 против, и 15 воздержавшихся. Сейчас противников в Совете Федерации почти не было.

Отзывы на одобрение Договора были весьма экзотическими. Так в номере «Известий» от 12 июля с.г. сообщение дается под заголовком «Сенат сдался Кремлю и Татарстану». Выражение сдался как-то мало подходит к отношениям между органами государственной власти Российской Федерации. Но сам связка российской и татарстанской исполнительной властей на самом деле является реальной. Здесь можно долго говорить о предстоящих российских выборах, но особый статус  отсчитывается как минимум  с момента принятия Декларации о госсуверенитете республики (кстати, не отмененной) 30 августа 1990г. Переговоры же между властями РФ и РТ начались еще во времена союзного Центра и попыток заключения нового Союзного Договора.  Инициатором их был тот же человек, который добился ратификации 11 июля 2007 г.— Минтимер Шаймиев. В начале 1990-х Татарстан сравнивали с Чечней и даже называли «второй Чечней». Это сравнение вновь прозвучало и в этом году, когда вспомнили, что только эти две российские республики не подписали Федеративный Договор в апреле 2002 г. и на их территории большинство населения игнорировало российские голосования начала 1990-х гг., включая референдум по Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Впрочем, тогда, несмотря на все митинги, пикеты и голодовки, угрозы  и информационные войны  Татарстан сохранял гражданский мир. Его граждане сумели противостоять провокациям (включая самую знаменитую и темную с призывом уничтожать детей от смешанных браков) и не допустили этнических чисток.

Россия получила модель трудных переговоров, завершившихся успехом.  «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 г. при всех его недостатках был в целом вполне действенным вариантом мирного компромисса. Ведь даже большинство сторонников независимости Татарстана были категорическими противниками этнических чисток и перехода власти к неизбранным народом органам  и близким к ним вооруженным формированиям. Поэтому в республике не пролилась кровь, и не были арестованы представители самой разной позиции. В Чечне и во многих регионах Кавказа и не только Кавказа переговорам предпочли насилие. Сегодня, оно стало меньшим, но не прекращается…  Первоначально считалось, что первый и возможно единственный договор путинской эпохи будет с Чечней. Но Ахмад-хаджи Кадыров погиб в результате теракта. А в 2007 г. опять победило долготерпение Шаймиева. Важнейшим условием Договора 2007 г. является, закрепленное в Конституции РТ с 1992 г., владение главой региона обоим государственными языками. И хотя механизм сдачи экзамена никак не прописан, это отстраняет от занятия поста нетатарозычных извне Татарстана и почти все среднее и старшее поколение русскоязычного населения.  Молодое же поколение с начала 90-х гг. изучает оба государственных языка в обязательном порядке на всех уровнях обучения. Но им пока нет 35-ти.

Нельзя забывать, что Договор РФ и РТ 1994 г. был не одинок. Он подкреплялся межбюджетным соглашением и целым рядом соглашений между министерствами и ведомствами РФ и РТ, подписанных одновременно с Договором. В варианте 2007 г. их пока нет. Поэтому у властей Татарстана намного меньше возможностей финансировать республиканские программы. Пока дополнительные доходы возникают преимущественно за счет высоких цен на нефть и нефтепродукты. В постсоветский период эти отрасли заменили машиностроение в качестве станового хребта экономики республики. Но доходы частных предприятий распределяются весьма неравномерно. Это особенно видно в Казань, Нижнекамске и Альметьевске. Для элит потеря в путинскую эпоху полусуверенного статуса Татарстана компенсируется общероссийским ростом доходов, как и для части наиболее предприимчивого и образованного населения. Но это касается далеко не всех…

В начале 1990-х в Татарстане татары-выходцы из сельской местности (особенно обладающие нужными связями) смогли поучить посты в госаппарате, близком ему бизнесе и сфере татароязчного образования. Сейчас это резерв во многом   исчерпан. Стало понятно, что аутсайдерами стала часть образной молодежи и сельская молодежь. Конечно ситуация несравнима с Северным Кавказом с его огромной безработицей и малым рынком труда. Но именно эта группа, связанная  религиозными узами, формирует ряд мусульманских групп, весьма далеких от традиционного для татар Ислама ханафитскго мазхаба. Взрывы в республике и распространение экстремистской литературы перестали быть единичными. В начале 190-х г. они возможно бы примкнули к радикальному крылу открыто действующих националов и там бы поучились искусству политических компромиссов, а сейчас уходят в подполье. Что же будет на выходе?

Элиты Татарстана встали на путь компромисса  в эпоху Путина, когда Договор 1994 г. был фактически аннулирован. Люди, выступавшие за независимость  РТ, сейчас поддерживают «Единую Россию» и назначение губернаторов. Конечно, в политике всегда есть место компромиссам, но боюсь, что  такие повороты на 180 градусов понятны далеко не всем. Поколение, не пережившее ужасы распада СССР в начале 1990-х гг., меньше задумывается о благах гражданского мира, но больше о своих шансах в новую эпоху перемен. Ведь нынешние первокурсники родились в год, когда Шаймиев и его команда возглавили Татарстан. А молодость так хочет перемен (вспомним слова Виктора Цоя). 

Договор 2007 г. стал важной символической точкой. Он обозначает, что Россия является федеративным государством, и центральные элиты готовы к компромиссу с лояльными им и контролирующими ситуацию местными элитами. И в этом призыве к сотрудничеству Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти республики Татарстан является важным сигналом. Только его значение нужно разъяснять прежде всего новому поколению, привыкшему к эпохе централизации путинской России.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusnews/659/">ISLAMRF.RU: 12-07-07 Договор Москвы и Казани</a>