RSS | PDA | Архив   Пятница 10 Май 2024 | 1433 х.
 

Менеджер вместо президента. Эксперты об отставке Шаймиева

26.01.2010 12:32

  Президентство Рустама Минниханова в Республике Татарстан, в случае его утверждения, будет совершенно иным по стилю управления, прогнозируют эксперты. Каким оно будет в этноконфессиональной политике – в традиционном опросе IslamRF.  

 

 

Айдар Хабутдинов,

 

Профессор, доктор исторических наук, Казань

 

 

Добровольная отставка президента Татарстана Минтимера Шаймиева прошла при условии выбора им преемника в лице Рустама Минниханова. Здесь мы видим во многом аналогию с отставкой президента России Бориса и передачей власти премьер-министру Владимиру Путину 10 лет назад. С отцом своего преемника – Нургали Миннихановым и, соответственно, с его сыновьями, Шаймиев был давно знаком и часто бывал в его резиденции в Сабинском лесхозе неподалеку от Казани. Сам Рустам Миннииханов многие годы поддерживает отношения с сыновьями Шаймиева, особенно с Айратом, который как и Минниханов является автогонщиком. За премьер-министром Татарстана нет комсомольско-партийного, то есть аппаратного прошлого. Еще важнее, что он не связан с борьбой за суверенитет республики  в конце 1980-первой половине 1990-х гг. Таким образом, Минниханов внешне укладывается  в схему, где глава республики является высшим должностным лицом субъекта федерации, а не главой государства с ограниченным суверенитетом и политическим лидером. Соответственно круг его полномочий смещается в сферу исполнительной власти. Ближайшим следствием здесь, вероятно, станет объединение администрации президента и аппарата правительства РТ.

 

В период кризиса от руководителя Татарстана будут ждать лишение проблем безработицы, особенно в моногородах, собираемости налогов, наполняемости бюджета и т.п. Президент России Дмитрий Медведев при назначении главы Северо-Кавказского федерального округа Александра Хлопонина высказался за экономическое решение проблем национальных республик. Минниханов с его опытом премьерства с 1998 г. показал себя эффективным менеджером в республике, где сочетаются развитая промышленность, сельское хозяйство и система высшего образования и науки.  За тысячелетием Казани в 2005 г. должна последовать Универсиада в 2013 г., также активно поддерживаемая финансово из федерального бюджета. Создание Приволжского федерального университета в Казани укрепит амбиции и позиции интеллектуалов столицы республики. Все эти факторы стабильности усиливаются действительно уникальным опытом межнационального и межконфессионального мира в республике. Его подкрепляют как реальный раздел власти и собственности, учитывающий интересы татарской и русской общин, так и смешанные браки. В итоге, дестабилизация ситуации действительно невыгодна почти всем ее гражданам. Старшее и среднее поколение еще помнит начало 1990-х гг., когда Татарстан  потенциально называли «второй Чечней».

 

Но есть и другие  факторы. Самый важный из них: сохранение религии и языка. С 1990 г. татарский имеет статус государственного языка, и, наряду с историей Татарстана преподается во всех школах и вузах. Введение ЕГЭ и новых школьных стандартов привело к закрытию многих татарских школ и соответствующих часов, и это далеко не конец. Часть представителей русского населения требует превратить предметы национально-регионального компонента в факультативы. Куда же деть учителей, большинство из которых молоды и активны? У татар среди молодежи и среднего поколения выросло значение исламского фактора, а отсутствие улемов не дает возможность дать ответы на актуальные вопросы современности, особенно политические, социальные, экономические. Они не обсуждаются ни в прессе, ни в парламенте, как это было на рубеже 1980-1990-х гг. За 20-летие в республике почти не появились новые политические лидеры, умеющие говорить с народом. И это в республике, где высшее образование скорее явлется правилом. Перепись населения 2010 г. вновь поставит вопрос о численности татар, и будет вновь поставлен вопрос об этнической мобилизации как при переписи 2002 г. С точки зрения безработицы в наихудшем положении оказался центр радикализма в республике – Набережные Челны. В полумиллионном городе стоит вопрос о занятости многих десятков тысяч, если не больше. К тому же модель Татарстан оказался под пристальным прицелом как Запада, так  и Востока.

 

Все эти проблемы решаемы, а народ Татарстана славится мудростью и терпением. Однако уступки Казани вряд ли будут безграничными. Молодежь и среднее поколение татар привыкли уважать свою республику, нацию, религию и язык. Поэтому хозяину Казанского Кремля придется быть как менеджером, так и политиком. Хочется пожелать ему успехов в его сложном труде!

 

 

Рафик Мухаметшин

Ректор Российского исламского университета, профессор, Казань

 

Все эксперты сходятся во мнении, что Рустам Минниханов является преемником, продолжителем традиций Минтимера Шаймиева, да и сам он говорил об этом на своей пресс-конференции. Минниханов давно работает в республике и не думаю, что его назначение президентом приведет к каким-либо кардинальным изменениям, в том числе и в конфессиональной политике.

 

Шаймиев – политический тяжеловес, а Минниханов – эффективный менеджер. Но хороший менеджер еще не значит хороший политик. Есть определенные опасения, что Минниханов все свое время будет уделять только социально-экономическим проблемам.

 

Очевидно одно – строить взаимоотношения с федеральным центром в рамках существующей парадигмы ему будет сложнее. С Шаймиевым были вынуждены считаться. Федеральный центр в течение нескольких лет проводит политику укрепления вертикали власти, но при всем этом стараниями Шаймиева сохранялась асимметричность регионального устройства (выражается в том, что помимо областей с губернаторами ряд регионов имеют статус республик с президентами в их главе. – прим. IslamRF). Именно эта асимметричность и является признаком федеративного устройства государства, а не проявлением сепаратизма, как видится некоторым в Москве, и Татарстан до сего дня являлся гарантом федерализма в России. В этом отношении Минниханову будет гораздо сложнее удерживать позиции.

 

 

Рашид Галямов

Директор агентства интегрированных маркетинговых коммуникаций "Парадигма-консалтинг", Казань

 

В политике нового президента Татарстана, в случае, если им станет Рустам Минниханов, политические и идеологические  вопросы перестанут быть такими же приоритетными, как это было в эпоху Минтимера Шаймиев. На это есть ряд объективных причин.

Во-первых, Шаймиев политически «родом» из конца 1980-ых и начала 1990-ых. Это время, когда Россия бурлила, а Татарстан играл одну из ключевых ролей в реализации политики федерализации. На этот же период пришлось и возрождение татарского самосознания, была сформулирована концепция суверенитета. Шаймиев - фигура, которая вобрала в себя эти исторические вехи. Ему пришлось балансировать между разными силами, он создатель по своему уникальной для своего времени «модели Татарстана».

Понятно, что у Минниханов не имеет такого бэкграунда, и в этом отношении он совершенно иная фигура.

 

Во-вторых, времена изменились. В 1990-ых страна распадалась, в нулевые обозначился новый тренд – сборка государственности. Этноконфессиональные вопросы ушли на второй план. В нынешнее десятилетие ключевая тема – это модернизация. Ее и нужно решать новому региональному лидеру со своей командой.

 

В-третьих, есть фактор личности самого Рустама Минниханова - это политик новой формации, абсолютно деидеологизированный, он технократ, мастер экономических операций, умеет работать с бизнесом и федеральными ведомствами.

 

Но не будем упрощать. Ведь при всем при этом, нужно иметь ввиду, что Татарстан - особый регион в составе России и на нынешнем этапе, когда страна переживает период модернизации, ей необходимо также решать вопросы с внутренней демократизацией, федерализацией, этноконфессиональными отношениями. В Татарстане этот «котел» будет вариться (вне зависимости от наличия у руля Шаймиева), поэтому отношения между Казанью и Москвой должны быть гармонизированы, должен быть найден новый баланс. И Минниханову никуда не деться, придется вовлекаться в новую сферу (идеологию, политику, конфессиональные отношения), искать свой формат отношений с Москвой. В «шинели» технократа не отсидишься, когда за спиной Казань и семь миллионов татар.

 

Безусловно, отставка Шаймиева - это потеря символической фигуры для российского ислама. Даже несмотря на то, что это была светская фигура (он ведь родом из КПСС). К сожалению, в российской умме пока нет авторитетов масштаба Шаймиева, которые могли бы представить российских мусульман на этом поле и на таком уровне.

 

Тем не менее, это объективная, давно назревавшая смена власти. Новая эпоха требует новых проводников, новых лидеров (и на федеральном, и на региональном уровне) и новых подходов к решений острых проблем. Перед российским исламом этот вызов тоже стоит, и я, кстати, не вижу пока новых подходов и идей.

 

Подготовила Диляра Ахметова

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/11376/">ISLAMRF.RU: Менеджер вместо президента. Эксперты об отставке Шаймиева</a>