RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Особенности, статистика и проблемы организации паломничества в Мекку в 1990-е — начале 2000 гг. (на примере российских мусульман)

13.02.2008 16:01

История становления хаджа как пятого столпа ислама уходит своими корнями глубоко в историю. Согласно исламским представлениям, история Мекки возводится к праотцу человечества Адаму (мир ему), который воздвиг Каабу с целью поклонения Господу, тем самым положив начало истории первого храма и образованию центра паломничества мусульман всего мира сегодня.

«И возвести людям о хадже: они придут
к тебе пешком и на всяких тощих, которые
приходят отовсюду»
(Сура «аль-Хадж»,аят 27).

Ильдар НуримановПророк Ибрагим спросил у Всемогущего Аллаха: «О, Господи! Как же я сообщу о начале хаджа народу? Ведь голос мой не дойдет до них?» Всевышний ответил: «Ты лишь объяви (о хадже). Мы же сами известим народ».

История становления хаджа как пятого столпа ислама уходит своими корнями глубоко в историю. Согласно исламским представлениям, история Мекки возводится к праотцу человечества Адаму (мир ему), который воздвиг Каабу с целью поклонения Господу, тем самым положив начало истории первого храма и образованию центра паломничества мусульман всего мира сегодня.

«Воистину, первый дом,
сооруженный для богослужения
людей, — тот, что находится в Мекке»
(Мухтасар Ибн Кассир, т.2, с. 539).

После того как Пророк Мухаммад (мир ему) известил людям о послании, ниспосланном ему Всевышним, обязавшее верующих совершить паломничество, хадж приобрел истинные очертания соответственно обрядам и правилам, описанным в Коране и Сунне Пророка. Паломничество к Священной Каабе стало одним из столпов ислама, обязательным для тех, кто в состоянии совершить путь к ней.

И вот уже более 14 веков верующие со всех концов света каждый год, намерившись совершить хадж, оставив свои семьи, надеясь на прощение грехов, с желанием изменить свою жизнь после хаджа, не считаясь с расстояниями, трудностями и большими расходами, спешили лицезреть вблизи величайшие святыни своей религии, душевно очиститься и заслужить особый статус — статус паломника, тем самым заслужить пред своим Господом, а затем и перед народом значимое уважение и авторитет, приходят в святые места Мекки и Медины, повторяя пройденные пророками единобожия пути и обряды.

Хадж — это священный ритуал для каждого мусульманина, мечта порой несбыточная, хоть раз в жизни осуществить бы эту мечту! Его ждут, его жаждут, к нему готовятся всю жизнь. В период хаджа пустеют города и поселки не только Саудовской Аравии, но и многих ближних и дальних мусульманских стран. Миллионы людей тянутся в одну точку земного шара. Именно в ту точку, куда каждый день буквально обращены лица и молитвы более миллиарда человек, наполняя ее магнетической энергией круглыми сутками, целыми днями, месяцами, годами, веками...

С тех пор как простые смертные стали перемещаться на самолетах, совершить хадж стало под силу многим, даже немощным старикам и старушкам, были бы только деньги. Еще в XIX веке отправиться в дальний путь к святым местам могли позволить себе немногие — лишь самые смелые и выносливые. Впрочем, согласно исламу считается, что Аллах дарует прямую дорогу в рай тем, кто закончил свой жизненный путь во время совершения хаджа.

И с каждым годом, по мере усовершенствования технологии и передвижных средств, количество паломников увеличивалось, появлялись новые требования. Перед властями Саудовской Аравии становилась проблема размещения всех приехавших пилигримов, обеспечения их безопасности, питания и жилья. По этой причине Запретная мечеть в Мекке и мечеть Пророка в Медине расширялись и обустраивались. За всю историю существования 14-векового обязательства выполнения хаджа для мусульман реконструкция Мекканской мечети проводилась примерно 14 раз, и причиной тому почти всегда являлось увеличение числа паломников.

Сегодня властями Королевства Саудовской Аравии также ведутся работы по расширению дорог и мест проживания паломников во избежание давки и чрезвычайных случаев. Но, как показывает статистика последних 17 лет, избежать таких форс-мажорных обстоятельств не удается даже при сегодняшних технологических и прочих возможностях (см. таблицу 1).

В Российской Федерации и других странах СНГ после распада коммунистического строя, с 1990 г., наметилась тенденция к увеличению числа желающих совершить хадж. Причиной этому, во-первых, стала смена власти: с падением коммунистического строя с его идеологической формулой «религия — опиум для народа» и с изменением формы государственности представители различных конфессий получили возможность открыто говорить о своей приверженности той или иной религии, о желании совершать религиозные обряды, в том числе и мусульмане. Во-вторых, дипломатические отношения СССР и КСА в 1937 году были разорваны по вине советской России и лишь 1990 году восстановлены, сразу после чего первые российские мусульмане в количестве 1500 человек получили бесплатные приглашения от короля Саудовской Аравии совершить хадж.

За последние семь лет (2000—2007 гг.) количество паломников из России растет многократно и измеряется сегодня уже не сотнями, а тысячами человек — и это несмотря на повышение стоимости хаджа, которая составляла от 1000 до 1500 долларов США в те годы и от 2500 до 3500 долларов — сегодня (2000—2007 гг.). Если в 2000 году общее число отправившихся в хадж из России составляло более трех тысяч паломников, то в 2007 году их число составило уже 18 тысяч. Для стран, где есть мусульмане, Саудовская Аравия определяет квоту на паломников: совершить хадж могут не более 0,1% мусульман каждой страны. Квота для России, где проживает около 20 млн. мусульман, — 20 тысяч. До сих пор наша страна еще ни разу не использовала ее целиком. Тем не менее в этом году на хадж в Саудовскую Аравию отправилось рекордное количество мусульман России — 18 тысяч человек. Следовательно, с такими темпами квоту в 20 тысяч человек, предоставляемую властями КСА российским мусульманам, мы перекроем уже на следующий год (см. график 1).

Самое интересное в том, что из этих 18 тысяч паломников, совершивших хадж в 2007 г., почти 14 тысяч — представители Дагестана, а 1,3 тыс. человек — Чеченской Республики, 800 — из Ингушетии; остальные паломники распределены следующим образом: 1200 — из Татарстана, , 350 — из Башкирии и около 300 паломников — из других регионов РФ. В связи с этим, как сообщил уполномоченный Совета по хаджу Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Ахмед Билялов, готовится программа равномерного наделения квотами всех регионов РФ, так как есть люди, которые еще ни разу не совершили паломничество, а есть те, кто совершает его каждый год.

Таким образом, уже со следующего года, превысив предоставляемую квоту, российские мусульмане, желающие поехать на хадж, будут вынуждены записываться заранее. Такая практика распространена в исламском мире: например, в Турции, Индонезии и Пакистане люди ждут своей очереди в течение 10 и более лет, и нет гарантии, что человек доживет до счастливого часа и посетит Мекку и Медину.

В нашей же стране, где широко распространены коррупция и взяточничество, все будут решать «связи»… Если цены будут бесконтрольно повышаться, соответствующие фирмы-монополисты наживутся на этом, а священный хадж превратится в круиз, спецтур или путешествие в КСА только для богатых и состоятельных, кто может позволить себе побывать там несколько раз… Смысл паломничества потеряет свое истинное значение.

Ведь так же широко известна ситуация с бесплатными путевками на хадж, оплаченными властями Саудовской Аравии, которые должны были раздаваться малообеспеченным мусульманам, не способным самостоятельно заплатить около тысячи долларов за поездку в Мекку в 90-е годы. «Бывали и такие случаи: получая бесплатное приглашение, мусульманин жертвовал в пользу того или иного центра-распределителя 100—200 долларов, зная, что иначе его расходы были бы в 10 раз больше», — писала в 1999 г. журналистка газеты “Время MN” Елена Супонина.

Таким образом, на каждой бесплатной путевке на хадж распространители могли заработать от 200 долларов, причем нередко они продавались и за более высокие цены. Чаще всего обвинения в подобных махинациях адресовались ИКЦ России, который в начале 1990-х годов выступал в роли основного источника льготных приглашений в Саудовскую Аравию. Хадж превратился в доходный бизнес, пополняющий кошельки организаторов. Помимо продажи бесплатных путевок, большие нарекания вызывало и их распределение. Многие мусульманские лидеры России обвинялись своими оппонентами в том, что распределяли эти путевки среди своих родных и близких. В итоге в конце 90-х годов из-за халатности распределителей и желания подработать на продаже подарочно-бесплатных путевок на хадж практика выделения их КСА была вообще прекращена.

Сегодня основными туристическими фирмами в России, которые предлагают желающим совершить хадж, являются «Галф Трэвл», «Идель-Хадж», «Наджм-Тур», «Баракат» и «Салям-Тур». Особая ситуация относительно Дагестана… Из-за того, что 70—80% российских паломников в последние годы являются дагес­анцами, правительство республики учредило в 2004 г. собственный совет по хаджу, куда входят несколько туристических фирм (до этого была только одна турфирма, занимающаяся отправкой на хадж). Это произошло после того, как башкирская турфирма «Аэро-тур» не смогла отправить на хадж 1600 дагестанцев.

«Галф Трэвл», к примеру, одна из единственных турфирм, у которой основным контингентом паломников являются мусульмане Северного Кавказа, и в 2005 году из 10 тысяч российских паломников около 8,5 тысяч человек направились в Мекку именно через эту турфирму.

Следует отметить и то обстоятельство, что раньше регулярные рейсы российских и зарубежных авиакомпаний предусматривали пересадку в Турции, Иране, Сирии, Иордании, Египте или на Кипре, что создавало дополнительные проблемы и трудности для паломников. В то время между Россией и Саудовской Аравией прямого авиасообщения не было. Но в этом году важным прогрессом стало открытие прямых авиарейсов Москва — Минеральные Воды — Джидда на время хаджа. Посадка в Минеральных Водах носит не технический, а вполне логический характер, поскольку основной поток паломников в Саудовскую Аравию, как отмечали выше, идет с Северного Кавказа.

Интересным фактом является и то, что в основном мусульманам Северного Кавказа свойственно ехать наземным транспортом из-за удобного географического расположения и небольшой стоимости путевки. Набившись в машины и автобусы, невзирая на трудности пути, выходцы из этой республики тысячами выезжают каждый год на хадж, причем из года в год неоднократно, в основном с целью вести коммерческие дела. И как сообщил уполномоченный Совета по хаджу Ахмед Билялов, в этом году всего лишь пять из 18 тысяч паломников воспользовались авиаперелетом, а остальные — наземным транспортом.

«Идель-Хадж» при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан существует с 2001 г., и его контингент клиентов паломников растет с каждым годом. В 2002 г. эта фирма отправила в паломничество около 150 человек, в 2003—2004 гг. — более 400, в 2005—2006 гг. — более 500, и 1200 паломников выехали через нее в этом году.

Татарам и башкирам, как видим, не свойственно совершать хадж десятками тысяч человек. Во-первых, в географическом плане они проживают гораздо дальше от Аравии по сравнению с Дагестаном. Во-вторых, имеет место разница менталитетов между этими народами, с одной стороны, и населением Северо-Восточного Кавказа — с другой. Так, изначально на характерные черты татар повлияло то историческое обстоятельство, что они подвергались неоднократному переселению и крещению уже в XVI—XVIII вв. Конечно, после образования Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) по распоряжению императрицы Екатерины II в 1788 г. среди мусульманского населения России появилась долгожданная стабильность: стало возможным открытие мечетей и медресе, государство начало считаться со своими подданными-мусульманами. Вместе с тем географическое расположение татар и башкир в Поволжье и европейской части России, чересполосное проживание бок о бок с православными, раннее по сравнению с другими мусульманскими народами вхождение в культурный пласт Российского государства сыграли свою роль в процессе обрусения татар и принятия ими русского менталитета, что отдалило их от ислама, — в то время как на Кавказе, даже в более позднюю эпоху, шло известное противоборство (газават) местного мусульманского населения против царских войск.

Всем известна история имама Шамиля, который сопротивлялся царской России до последнего, отказываясь подчиниться ее силе. Вспомним и концовку этого противостояния: император разрешил пленному имаму совершить хадж в Мекку и Медину, где он и умер. Именно этот кавказский менталитет, независимый характер, приверженность религии, традициям и обычаям своих предков, а также и отдаленность от русского населения сыграли и играют значимую роль в религиозной жизни кавказских народов и сегодня.

Количественное соотношение паломников из РФ в этом году, как мы упоминали выше, следующее: выходцев из Северо-Восточного Кавказа всех вместе (чеченцев, дагестанцев и ингушей) — более 16 тысяч человек, тогда как татар и башкир —всего около 1600. Хотя, конечно, то, что их число растет, неоспоримый факт.

Интересно сравнить количество паломников от духовных управлений мусульман (ДУМ) вне республик с титульным мусульманским населением. В этом году через Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР, Москва) при посредничестве фирмы «Наджм-Тур» на хадж отправились всего 79 паломников, через Центральное Духовное управление мусульман ЦДУМ, Уфа, — 350. Таким образом, в европейской части России лишь ДУМ Республики Татарстан с каждым годом поднимает планку по числу паломников не десятками, а сотнями.

При Духовном управлении мусульман Нижегородской области (ДУМНО) нет соответствующего центра, который занимался бы хаджем, так как желающих из области всего примерно 10—15 человек в год. Эти паломники — в основном выходцы из сел Большое и Малое Рыбушкино Краснооктябрьского района Нижегородской области и иногда из села Красная Горка (Сафаджай) Пильнинского района. Именно в этих селах количество населения более 2000, где во всех мечетях практикуется пятикратная молитва и работают медресе. Важную роль играет и то обстоятельство, что Нижний Новгород находится поблизости от столицы, всего 400 км, и поэтому весь контингент нижегородских паломников отправляются через ДУМЕР. Также в глаза бросается и тот факт, что в столице татарское сообщество, имамы мечетей представлены именно выходцами из Нижегородчины.

По итогам переписи населения 2002 г. татар в России более 5,5 млн., башкир — более 1,6 млн., чеченцев —более 1,3 млн., ингушей — 0,4 млн. В Дагестане проживает более 2,5 млн. человек. Суммируя все эти нации, получаем около 11 млн. из общего числа мусульман России в 20 млн. (следовательно 45% — татары, 12% — народы Дагестана, 8% — башкиры, 6% — чеченцы, 2% — ингуши и 27% остальные народы, см. график 2).

В то же время из 18-тысячного контингента паломников из России 78% составляют дагестанцы (около 14 тыс.), 9% — татары и башкиры (1,6 тыс.), 7% — чеченцы (1,3 тыс.), 4% — ингуши (0,8 тыс.) и 2% другие (0,3 тыс.). Следовательно, 89% паломников из России — кавказцы, остальные — татары, башкиры и др. (см. график 3). Налицо явная диспропорция: по количеству мусульманского населения лидируют татары и башкиры (53%), а по числу паломников — народы Кавказа, и прежде всего дагестанцы. Многие задаются вопросом: к чему может привести равномерное наделение квотами регионов РФ преимущественно с мусульманским населением? При такой низкой активности второй нации России — татар, башкир и других народов Поволжья, Урала и центральной части нашей страны — выделенные им квоты могут остаться неиспользованными, когда, например, мусульманам Северо-Восточного Кавказа этих квот может и не хватить.

Делая вывод из этого небольшого исследования, нужно отдать должное народам Кавказа за их стремление совершить хадж, не жалея на это ни физических сил, ни финансовых расходов, тогда как татары и башкиры отдают предпочтение мирскому, выезжая каждый год на отдых в разные страны, но не желая выполнить свой религиозный долг и отправиться на хадж. Однозначно, закрыв квоту в 20 тысяч предположительно уже в следующем году, в последующие годы российские мусульмане столкнутся с новой проблемой — отсутствием в продаже свободных путевок на хадж, с чем не сталкивались раньше. Теперь придется позаботиться об этом заблаговременно и записаться в очередь на следующий год либо перекупить путевку за большую цену у спекулянтов. Поэтому перед российской хадж-миссией при правительстве РФ стоит сложная задача: справедливо распределить квоты по регионам, проконтролировать и не допустить перепродажу путевок за высокую стоимость, вести учет паломников и отдать предпочтение тем, кто совершает свой религи­озный долг первый раз, создать препятствия для тех, кто использует хадж для коммерческих целей, создавая проблемы остальным паломникам.

График 1 (информация по оглашенным в СМИ данным за семь лет)

 

График 2 (данные согласно переписи населения 2002 г.)

 

 График 3.

Годы по хиджре и Григорианскому календарю

Количество паломников из-за рубежа

Количество погибших во время хаджа

1410/ 1990

827236

1426 погибли в туннеле, ведущем к святыням

1414/ 1994

995661

270 погибли в давке

1417/ 1997

1168591

343 погибли и 1500 пострадали при пожаре

1418/ 1998

1 178 186

Не менее 120 затоптаны в давке

1421/ 2001

Примерно 1,3 млн.

35 погибли в давке

1423/ 2003

 

Колеблется
от 1,3 до 1,5 млн.

14 задавлено в общей массе

1424/ 2004

251 затоптаны в давке

1426/ 2006

345 задавлены во время ритуала побивания камнями

1427/ 2007

Погибло не менее 400 и пострадало 300

 

И.А. Нуриманов,
студент 3-го курса исторического факультета Института стран Азии и Африки при МГУ (Москва)

 

Статья опубликована в Научном ежеквартальном альманахе
«Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты», №1 (7), 2007 г.

 

13.02.2008

 

Ссылки по теме:

14-02-08 При распределении квоты на совершение хаджа приоритет будет отдаваться тем, кто едет в паломничество впервые

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/1532/">ISLAMRF.RU: Особенности, статистика и проблемы организации паломничества в Мекку в 1990-е — начале 2000 гг. (на примере российских мусульман)</a>