RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Защитник Отечества и его духовность

22.02.2008 18:02

23 февраля, День защитника Отечества - один из самых ярких и важных национальных праздников России. Вооруженные силы – один из основополагающих институтов государственности, который включает в себя не только и не столько силовой фактор, сколько идеологический. Исламское вероубеждение призывает всякого мусульманина защищать свою Родину, в этом смысле государственная идеология и религиозные убеждения абсолютно совпадают.

Тем не менее, у молодых мусульман нередко возникают сложности со службой в армии. Речь, прежде всего идет об соблюдении религиозных предписаний. Тем более вопрос становится более актуальным в свете последнего изменения законодательства: отныне, в соответствии с указом Президента, представители духовенства не освобождаются от армии. Это означает, что большинству молодых имамов, которые выбрали для себя путь максимального соблюдения шариата в повседневной жизни, придется пройти службу в армии,

Немного истории

Являясь гражданами России, мусульмане имеют самое непосредственное отношение к российским вооруженным силам. Нынешнее поколение представителей нашей религии, стоящее на защите интересов нашего государства, - отнюдь не первое.

Еще с XVI-XVII веков важнейшим компонентом российской армии были служилые татары-мусульмане, составлявшие однородные по конфессиональному составу отряды. «Служилые люди из татар» проявили себя героически в ряде войн, которые вела Россия, и в ходе защиты границ Российского государства.

В XVIII в. татары несли службу даже на польской границе. В 1807 г. были созданы четыре конных татаро-башкирских полка, два из которых приняли активное участие в Отечественной войне 1812 г. против Наполеона.

Кроме татар, на службе в царской армии были мусульмане Северного Кавказа. В декабре 1851 г. был создан Дагестанский конный полк, который в 1877 г. был награжден Георгиевским знаменем, а в период русско-японской войны 1904 -1905 г. принимал участие в боевых действиях на Дальнем Востоке. Во время первой мировой войны знаменитый Брусиловский прорыв осуществляла "Дикая дивизия", состоявшая из выходцев с Северного Кавказа.

За верную службу Отечеству многие мусульмане неоднократно удостаивались дворянского звания.

Во время первой мировой войны царское правительство отправило на фронт тысячи солдат разных национальностей и вероисповеданий из всех уголков Российской империи. Мусульмане считали священным долгом свое присутствие на полях сражений. Добровольцами на фронт из мусульманских регионов страны уходили даже дети. В журнале «Война», издававшемся в Петрограде в 1915 г., было рассказано о двенадцатилетнем добровольце из Чечни Абубакаре Джуркаеве, отправившемся на фронт вместе с отцом. История показывает, что мусульмане, приняв российское подданство, верой и правдой служили «Царю и Отечеству».

Стоит подчеркнуть, что именно в России был накоплен существенный опыт подготовки исламских военных кадров. В XIX в. в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе «по высочайшему повелению» было разрешено обучение башкирам, киргизам Зауральской и Внутренней Орды, «инородцам» Оренбургского и Уральского казачьих войск. Им предоставлялось право посещать занятия и жить в особо отведенных для этого помещениях «на попечении своих сообществ».

В Российской империи имелись военные структуры, воевавшие под царскими и мусульманскими знаменами. Власти осознавали, что религиозный фактор – один из самых действенных для создания нужного боевого настроя среди мусульман, оказавшихся в рядах защищающих общество, и искали принципы взаимодействия имамов с армейским руководством, отражая их в законе и реализуя в повседневной жизни.

Однако это славная, великая, полная поводов для гордости, но все же - история. А как живется мусульманам «в казарме» в наше время, наполненное как разговорами о пресловутой «дедовщине», так и реальными проявлениями последней, в условиях резкого падения боеспособности и финансирования вооруженных сил после крушения «Одной большой империи»?

Шаг за шагом

Что и говорить — стык тысячелетий никак не напоминает для нашей страны ни «петровское» ни «екатерининское» время. Традиции дореволюционной России утеряны, а новые еще не сформированы.

С недавних пор мы наблюдаем позитивные шаги в отношении обеспечения конституционного права военнослужащих мусульман на свободу вероисповедания.

Из военнослужащих РФ мусульмане сегодня составляют 12%.

Уже в декабре 1996 года между Духовным управлением мусульман Дагестана и командованием Кавказского особого пограничного округа был подписан Договор о сотрудничестве. В документе подчеркивается необходимость проведения мусульманскими религиозными деятелями и командованием погранвойск совместных мероприятий для укрепления «нравственной мотивации» пограничников.

Неустанно и последовательно выступают мусульманские организации и против «неуставных отношений» — этого бича современной российской армии. Так, например, в марте 2006 года с осуждением «дедовщины» и призывами к предотвращению этого явления обратилось к министру обороны РФ Сергею Иванову Духовное управление мусульман Карелии (ДУМ РК).

«Армия должна развивать не только физические данные молодых воинов, прививать им навыки владения оружием, но и, несомненно, должна их воспитывать в духе высокой морали и нравственности, развивать смелость, мужество, отвагу. Такие качества несовместимы с унижением, позором и попранием элементарных человеческих прав молодых защитников Отечества, которые, к сожалению, еще имеют место в наших Вооруженных Силах», — заявили тогда в ДУМ РК, приветствуя позицию Иванова, резко осудившего данное явление.

Ведется поступательная работа для обеспечения мусульманам возможности выполнять свои религиозные обязанности, проходя срочную службу в рядах вооруженных сил. В основном, проблемы у солдат-мусульман три: халяльное питание, возможность совершать молитву и поститься в месяц Рамадан. Все три, в принципе, в условиях вооруженных сил решаемы, но то – в теории, а на практике для их реализации нужно вести последовательный и грамотный диалог в военными.

То же ДУМ Республики Карелии выразило надежду на положительное разрешение проблем мусульман с питанием, выполнением намаза и постом в месяц рамадан в частях российской и, в частности, карельской армии. В своем заявлении в 2006 году оно отмечало, что «большое позитивное значение для наших соотечественников», имело бы предоставление щадящих условий несения службы в месяц Рамадан, когда верующие воздерживаются от приема пищи и питья в дневное время суток.

А уже через два года - в январе 2008-го, в письме, подписанном военкомом Республики Татарстан генерал-майором С.Погодиным, говорится, что в числе позитивных преобразований в Вооруженных Силах РФ, - предоставление служащим "права проведения религиозных богопоклонений".

Как следует из документа, 5-кратную молитву призывник сможет исполнить, при его личном стремлении, следующим образом: намаз до восхода Солнца  он может исполнить до общего утреннего подъема; уля намаз – перед обедом; икенде, ахшам намаз и ясту намаз – во время самостоятельной подготовки или личного времени.

Также в письме говорится, что многие воинские части даже имеют мусульманские молельные комнаты.

Как сообщил сайт Духовного управления мусульман Нижегородской области, на территории отдельного дисциплинарного батальона Московского военного округа (МВО), дислоцированного в поселке Мулино Володарского района Нижегородской области вслед за возведенным там православным храмом появится и мечеть. А пока она не построена к услугам мусульман будет открыта молельная комната.

Тенденция к улучшению положения солдат-мусульман - налицо. Отличная иллюстрация тому - письмо военного комиссара Татарстана, показывающее реальные достижения военнослужащих-мусульман в борьбе за свои права, закрепленные конституцией Российской Федерации. В подобной ситуации вполне можно говорить и о возвращении в ближайшем будущем славных дореволюционных традиций - с отпусками на мусульманские праздники Иды, официально оговоренным временем для совершения намазов.

Тем не менее, все достигнутые успехи – лишь штрихи, т.с. «эскиз» к необходимой серьезной и детально проработанной «картине» взаимоотношений мусульманских организаций и военного ведомства. Серьезным упущением приверженцев Ислама, в частности, является то, что до сих пор нет договора с Советом муфтиев о взаимодействии на федеральном уровне с Министерством обороны и Министерством внутренних дел. А необходимость заключения таких договоров давно назрела. В них можно было бы учесть наш ценный исторический опыт в новых социально-политических условиях, закрепить позитивные подходы к учету религиозного фактора в системе патриотического воспитания граждан нашей страны.

Вне сомнения, сделано не все. До сих пор во многих вопросах религиозные организации и духовные управления порой могут делать лишь неподкрепленные ничем заявления, будучи не готовыми к практическому решению вопросов.

 

Антон Камаль ЕВСТРАТОВ

 

22.02.2008

 

Ссылки по теме:

Ислам и мусульмане в Вооруженных Силах России: история и современность

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/1699/">ISLAMRF.RU: Защитник Отечества и его духовность</a>