RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Российские мусульмане: долгий путь к объединению

27.02.2008 14:36

14–15 февраля в Казани завершило свою работу выездное заседание Совета муфтиев России. Здесь было принято обращение по поводу все ширящегося запрещения мусульманской религиозной литературы в России. Почему же наше государство, с одной стороны, стремится создать качественную систему профессионального образования среди мусульман, с другой, запрещает все большее количество мусульманской учебной литературы, притом даже без четкого указания ее авторов? Ряд российских муфтиев регулярно встречается с высшими должностными лицами государства, включая Президента, обменивается с ними любезностями. Почему же в случае возникновения проблем этот механизм взаимосвязи не работает? Так как же нужно вести диалог с «властителями и судиями»?

Однажды, десять лет назад

Выездное заседание Совета муфтиев России в Казани 14-15 февраля 2008 года.Совет муфтиев России собрался в Казани в честь празднования весьма конкретной даты – 10-летия так называемого объединительного съезда мусульман Татарстана. События тех дней во многом дают понять ситуацию сегодняшнюю. Поэтому вкратце остановимся на них. В 1992 году начинается развал единого Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ, тогда ДУМЕС) с центром в Уфе. В Казани создается независимое ДУМ Республики Татарстан (ДУМ РТ).

Как пишет нынешний ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин, «в отношении к Духовному управлению на первое место выходит понимание его как необходимого атрибута государственности». Это было характерно не только для националов, ведь республиканский референдум 21 марта 1992 года и конституция Татарстана в своей первой редакции от 6 ноября 1992 года утверждали статус РТ как суверенного государства, субъекта международного права, ассоциированного с Российской Федерацией на основании межгосударственного договора.

В 1998 году уже многое поменялось, и первый муфтий ДУМ РТ Габдулла Галиулла не соответствовал новой политике. К тому же в Казани продолжало существовать ДУМ Татарстана в составе ЦДУМ во главе с Фаридом Салманом. Эти две проблемы требовали решения. Вернемся к Мухаметшину: «Официальные власти республики (РТ) также выступали за объединительный съезд. Президент Татарстана М. Шаймиев в январе 1998 года встретился с (председателем ЦДУМ) Т. Таджутдином и Г. Галиуллой. Выяснив позиции сторон, осознав, что подготавливаемый ДУМ РТ вряд ли разрешит накопившиеся проблемы, официальные власти активизировали свою деятельность. В интервью СМИ М. Шаймиев неоднократно заявлял, что съезд состоится, дав, понять, что у духовенства нет выбора: необходимо провести съезд в назначенный срок». На самом съезде М. Шаймиев указал: «В последнее время можно услышать выступления типа “Почему правительство вмешивается в наши религиозные дела?”… Хотя религия и отделена от государства, религия и религиозные организации не отделены от общества». На съезде было создано независимое ДУМ РТ во главе с предшественником Р. Мухметшина на посту ректора РИУ (с сентября 1997 года) Гусманом-хазратом Исхаковым, до сегодняшнего дня являющимся муфтием ДУМ РТ. Мы намеренно приводим официальную версию событий, хотя суждения Ф. Салмана и Г. Галиуллы звучат намного жестче и не всегда бездоказательны.

Дамир Мухетдинов выступает с докладом на конференцииФормально те дела 10-летней давности должны были обсуждать на конференции, посвященной истории Духовных управлений. Но два виднейших российских специалиста по этой тематике Д. Ю. Арапов (имперский и советский период) и Г. Г. Косач (постсоветский период) так и не получили официальных приглашений от организаторов конференции. Среди специалистов-историков был замечен лишь кандидат наук Наиль Гарипов, более известный как лидер местного движения «Мусульмане за Путина». Впрочем, призыв выступившего на конференции муфтия Г. Исхакова «не выковыривать грязь из-под ногтей» вряд ли был стимулом к научной дискуссии. В результате единственный полноценный доклад об истории и перспективах развития духовных управлений принадлежал кандидату политических наук, доценту Нижегородского государственного университета Дамиру Мухетдинову.

Между спортивной базой и Духовной академией

Конференция проходила в «Корстоне» — новом гостиничном и развлекательном центре. Но весь центр тысячелетней Казани дышит историей. На этом месте в 1552 году конница Епанчи рубилась с осаждающими город русскими войсками. После завоевания ханства начинавшийся здесь Сибирский тракт стал дорогой для каторжников, включая многих мусульман, сосланных за защиту веры. За ними могли понаблюдать из окон студенты Казанской Духовной академии – одной из четырех в царской России. Сейчас рядом за высоким забором тренируются хоккеисты «Ак барса». Кажется, весь этот странный «компот» появился в деле осужденных на длительные сроки мусульман, то ли спортсменов-уголовников, то ли религиозных радикалов. Суд на ними проходил в двадцати минутах ходьбы от «Корстона». Ровно 15 февраля Верховный суд Татарстана приговорил 17 участников так называемого «Исламского джамаата» к срокам от трех лет и трех месяцев до 12 лет в исправительной колонии общего и строгого режима. Один из подсудимых, Хафиз Раззаков, приговорен к пожизненному лишению свободы в колонии особого режима. Следствием было предъявлено и судом подтверждено обвинение в том, что участники «Исламского джамаата» ставили перед собой цель дестабилизировать обстановку в Татарстане накануне празднования 1000-летия Казани, планировали теракты, в том числе в местах массовых гуляний, захват заложников, убийства «неверных», а также сотрудников милиции, чиновников. Одновременно прокуратура Башкортостана утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении других четырех членов так называемого «Исламского джамаата», подозреваемых в убийстве трех жителей республики, в том числе двух сотрудников милиции. Подозреваемые — двое мужчин и их жены. 14 февраля уголовное дело направлено для рассмотрения в Верховный суд республики. Нет ли здесь совпадения? В роскошном отеле эту тему не обсуждали.

Как уже неоднократно отмечала наша газета, в головах чиновников да и простых россиян не сходятся два конца. С одной стороны, Ислам — это законодательно закрепленная традиционная религия России и важнейший инструмент политики в странах мусульманского мира, с другой стороны, по стране идут процессы по делам радикалов, которые не только читают литературу, но и берут в руки автоматы. А ведь уже было дело Ульяновского джамаата, где уголовщина и пропаганда радикальных религиозных идей сплелись в единый клубок. Где же здесь были представители муфтиятов и вузов? Ведь Казань и Уфа не только центры двух крупнейших в России Духовных управлений мусульман, они также обладают целым рядом учебных заведений. После взрывов рубежа 1990—2000-х гг. по исламским учебным заведения и вызывавшим сомнения приходам прошлись проверки, но радикалы возникают вновь и вновь.

В дни заседания СМР до Казани дошел очередной номер «Новой газеты». Трудно согласиться с общим чрезмерно критическим настроем газеты, но проблемы здесь ставить умеют. Ирина Бороган в статье «Джамаат в два хода» указывает, что казанское дело — не исключение. Это явление описывается с помощью термина «Ислам гаражей и подвалов» (сегодня его часто употребляет президент Франции Николя Саркози). Он возник в Европе как обозначение тех стихийных мусульманских общин, которые не признают Ислам «официальный». Бороган указывает, что «большинство исламских священнослужителей прибывают в Европу из-за границы, пройдя обучение, например, в Саудовской Аравии. У них нет реального знания тех проблем, которые вынуждены ежедневно решать представители их европейской паствы, часто они не знают даже местного языка. Как следствие — исламская европейская молодежь признавать их не желает, обвиняя в проповедовании “Ислама для богатых”, и идет в неофициальные мечети, которые обычно организуются общинами в подвалах и гаражах, где проповедуют в основном самозваные священнослужители, чье знание Корана сомнительно, а градус радикализма повышен». В России ситуация, конечно, отличается, но авторитет официальных ДУМов тоже распространяется далеко не на всю религиозную молодежь. Обвинения в адрес муфтиятов весьма совпадают с риторикой европейских радикалов. На Северном Кавказе это уже стоило многой крови. Но и в других регионах России один за другим проводятся аресты, предъявляются обвинения, как правило, заканчивающиеся далеко не оправдательными приговорами

Столь ли это неизбежно? Пример Нижнего Новгорода — крупнейшего российского мегаполиса с рабочими пригородами-спутниками — показывает обратное. Проповедническая и образовательная деятельность позиция и Духовного Управления мусульман Нижнего Новгорода показывает, что ваххабитскую угрозу можно выполоть на корню. Иностранцев нужно высылать, контакты с радикалами зарубежья обрубать, а российским гражданам можно и нужно объяснять реальные достоинства жизни в общем отечестве.

Совет улемов: все нужнее и нужнее

На заседании СМР в Казани его председатель Равиль Гайнутдин сообщил, что Совет муфтиев создает сейчас свой научно-богословский экспертный совет. Обозначена его ключевая функция в связи с запретами религиозной литературы: «И мы будем требовать от органов власти признавать заключения, которые дают наши ведущие исламоведы, религиоведы, богословы по различным вопросам». Но принятие решения о создании этого органа вновь было перенесено. Мы отдаем себе отчет в том, что такие вопросы нужно решать очень продуманно, но и нельзя также откладывать это дело до бесконечности. Непонятно, почему это орган будет называться научно-богословский экспертный совет или комиссия, а не кораническим термином «Аш-Шура». Термин алим (улем) также признан во всем мусульманском мире. Уже в 2005 году вышла книга, посвященная истории Совета улемов (авторы — Умар Идрисов, Дамир Мухетдинов и Айдар Хабутдинов). В ней излагались планы его создания и предварительная, но весьма конкретная программа действий. Прошедшие события и отклики еще раз подтверждают нашу правоту.

Можно критиковать приговор Бугурусланского суда, но его формулировка, по мнению юристов, вполне корректна. Как значились названия книг в документах следствия, так они и названы в приговоре суда. Нельзя забывать, что через Бугуруслан, Альметьевск, Набережные Челны проходили многочисленные зарубежные издания и их переводы. Все это закончилось вышеупомянутыми судебными процессами. Так что опасения властей можно понять. Мы видим выход в издании учебных пособий совместно со светскими учебными заведениями. Сейчас российские мусульмане могут ознакомиться с нашими многочисленными учебными изданиями, вышедшими под шапкой Нижегородского госуниверситета. Нужно создать также Совет улемов, в состав которого будут входить в том числе специалисты с научными степенями. Их труды вряд ли кто запретит. Голямалар Шурасы (Совет улемов), созданный в 1923 году великими учеными из числа российских мусульман Ризой Фахретдином, Зыей Камали, Мусой Биги, должен получить новую жизнь. Единство российской уммы должно получить богословское измерение.

Аналитический центр «Амаль»

На фото: Выездное заседание Совета муфтиев России в Казани 14-15 февраля 2008 года.

Дамир Мухетдинов выступает с докладом на конференции

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», № 57,
22 – 28 февраля 2008 — с. 1 – 3 .

27.02.2008

Аналитика по теме:

Ислам в Татарстане в первые годы нового тысячелетия

Идеологические установки в мусульманском сообществе России

Совет улемов России - путь к единству

Богословские основы российской духовной/внутриисламской власти: постановка проблемы

Ссылки по теме:

15-02-08 В Казани проходит расширенное выездное заседание СМР

Ислам в Татарстане в первые годы нового тысячелетия

05-02-08 В Казани обсудят роль духовных управлений в развитии уммы

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/1772/">ISLAMRF.RU: Российские мусульмане: долгий путь к объединению</a>