RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Весна — пора перемен

07.04.2008 14:26

Прошедшая неделя принесла целый ряд изменений. Для европейцев она уничтожила воздушные границы в пределах Шенгенской зоны. Она охватила почти все Европейское Сообщество, включая бывшие республики советской Прибалтики.

НАТО решило не влезать пока в Причерноморье, а ограничиться усилением контроля над восточной Адриатикой. Скоро мы увидим еще одно мусульманское государство — Албанию в его составе. Впрочем, генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Скеффер и Президент США Джордж Буш четко подерживают стремление официального Киева и Тбилиси интегрироваться в североатлантический альянс. Уходит в политическое небытие старейший по сроку правления из глав европейских государств ирландский премьер Берти Ахерн (11 лет). Вскоре ему может последовать и патриарх мировой политики Роберт Мугабе, возглавяющйй Зимбабве с 1980 (!) года. Казань проводила в последний путь человека, который стал министром просвещения республики 50 лет назад. Практически одновременно ушел в отставку госсоветник по политическим вопросам при Президенте Республики Татарстан Рафаэль Хакимов. В Москве большие изменения, вероятно, наступят после инаугурации Дмитрия Медведева в мае. Поэтому поговорим о Казани, городе, где власть не меняется рекордные для России 18 лет, с сентября 1989 года, когда Минтимер Шаймиев возглавил Татарский обком КПСС.

Когда умирает эпоха

XXI век становится не только эпохой свершений, но и временем утрат. Своеобразным символом здесь стала смерть первого Президента России Бориса Ельцина. Уходит из жизни поколение во взрослом возрасте, заставшее сталинскую эпоху и пережившее крах надежд эпохи «оттепели». Это были профессионалы до мозга костей. Одной из легендарных фигур в российской педагогике, вошедшей во все профильные учебники, был академик Мирза Исмаилович Махмутов, скончавшийся на 82-ом году жизни.

27 марта в Казани прошла гражданская панихида, посвященная его памяти. Глубоко личным было выступление 71-летнего Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева на татарском и русском. Он вспоминал о тех годах, когда они «оба занимали посты министров республиканского Правительства». В свое время оба они стали министрами в 32 (!) года: Махмутов — просвещения, Шаймиев — мелиорации. Президент РТ указал: «Такого министра, человека, обладающего глубокими знаниями и большим жизненным опытом, владевшего несколькими языками, можно ставить в пример всем». И действительно, были названы четыре языка: русский, татарский, английский и арабский, владение которыми еще более актуально для современного Татарстана. Только нет в республике сегодня министров с такими знаниями. Хотя последние скоро уже двадцать лет как границы открыты, да и Казань осталась одной из интеллектуальных столиц России. Для все большего числа образованных татар свободное владение языками Запада и Востока становится нормой, но почему же их не заметно на руководящих постах?

Хотят ли русские в Казани изучать татарский язык?

Когда Мирза Махмутов в 1958 году стал министром просвещения, Минтимер Шаймиев был еще студентом Казанского сельхозинститута. В этот год пленум Татарского обкома КПСС обсуждал вопросы улучшения работы татарских общеобразовательных школ. Это была последняя попытка остановить волну закрытия национальных школ и русификацию в городах. Кажется поразительным, но инициатором проведения этого пленума был тогдашний первый секретарь обкома Семен Игнатьев, более известный как министр госбезопасности СССР в 1951—53 гг. Как человек, обладавший всей полнотой информации, он понимал насколько важную роль играет государственная национальная школа в обеспечении лояльности граждан. Да и Мирза Исмаилович окончил в Москве вуз, связанный с разведкой. В годы оттепели на татарском отделении истфилфака Казанского госуниверститета стали создаваться работы, восстанавливающие наследие татар, включая того же Хусаина Фаизханова. Но в 1960-е гг. Игнатьева сменил татарин Фикрят Табиев, считавший татарский язык вымирающим. На него не произвело впечатление, что тогда ЮНЕСКО признало татарский одним из 14 мировых языков. В те годы Гариф Губай трижды публиковал свой похабный пасквиль «Тайны Корана». Старшее поколение считало, что именно эта книга навлекла проклятие на его род.

К счастью, татарские школы остались хотя бы на селе. В городских же дети после уроков читали тексты на татарском, зачастую их не понимая. Потом отменили и эти бессмысленные факультативы. Выросшие в деревне татары, готовы были слушать как высшую инстанцию любую полуграмотную детсадовскую нянечку, которая требовала, чтобы все дети говорили на русском. Именно в эти годы выросло поколение татарской городской интеллигенции, которое либо тихо отошло от национальной культуры, либо стало воспринимать общесоветские лекала для анализа татар. Ислам, как институт, объединяющий нацию, здесь выбрасывался в первую очередь.

Считала ли так русская интеллигенция Казани? Я вспоминаю двух корифеев казанской исторической науки — двух фронтовиков профессоров Бусыгина и Ременникова, тоже недавно ушедших от нас. Первый произносил экспромтом речь на татарском после защиты диссертации каждого из татар, а второй с удовольствием вспоминал, как учился татарскому в казанской школе в 1920-е гг. В этих условиях Мирза Исмаилович в 1976 году тихо ушел в созданный им институт профессионально-технического образования.

Вся эта история помогает понять постсоветский Татарстан. Люди, вышедшие на митинги на рубеже 1980—1990-х гг. не могли принять того, что на земле из предков, в титульной республике татарский стал запретным даже в детских садах. Но мудрость старшего поколения и татарский и русской интеллигенции дала сохранить Казань как многонациональный город. Люди поняли, что лучше учить язык и историю соседей, чем оскорблять, изгонять и убивать их. Однако утрата национальных и религиозных традиций сегодня проявляет себя в возникновении самых разных толков Ислама в сегодняшнем Татарстане.

От свинарника до премии короля Фейсала

Иностранных мусульман зачастую искренне поражает фантастическое сочетание высокого уровня образованности многих российских мусульман, с их дичайшей безграмотностью в сфере религии. До 1960-х гг. простейшие нормы — не употребляй алкоголь и не ешь свинину — еще как-то жили. Но Советская эпоха безрелигиозности еще живет в современных руководителях. Недавно наткнулся на такой вопиющий пример в книге, выпущенной в 1995 году и написанной двумя высокограмотными людьми: писателем и критиком Рафаэлем Мустафиным и главой пресс-службы Президента РТ Анасом Хасановым. Они создали книгу «Первый Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев» по жанру напоминающую скорее жития святых. При этом авторы не нашли ничего умнее, чем помесить на страницах 27—28, статью о М. Шаймиеве 1962 года. Правда, будущий Президент, тогда главный инженер Муслюмовской ремонтно-технической станции. М. Шаймиев, предпочитал говорить о ремонте тракторов к севу. Но русский паренек по фамилии Кривоногов интересовался помощью ремонтников в создании механизации для запарки и варки кормов в образцово-показательном свинарнике. Действительно, ведь туда везут гостей из самой Казани! Ну, был Шаймиев образцовым кукурозоводом (см. с. 25—26) и помощником свинарей, но зачем об этом вспоминать через тридцать лет и три года в книге, где помещена фотографии Шаймиева с уважаемыми муфтиями Талгатом Таджутдином и Равилем Гайнутдином? В 1930-е гг. был популярен пасквиль «Как свинья съела Коран». Есть и бородатый анекдот про Хрущева: «Никита Сергеевич среди свиней, на снимке — третий слева». Но зачем же лезть в этот навоз опять? Хорошо сказал наш коллега Дамир Хайретдинов о больших ожиданиях татар от официальной Казани в 1990-е гг. Но они не сбылись. Может, их тоже чучка съела?

Три отставки

Как уже говорилось, смерть Мирзы Махмутова совпала с отставкой Рафаэля Хакимова с поста госсоветника. Одна из ее причин, вероятно, лежит в сфере религиозной. Хакимов является фигурой символической. Он единственный из татарских госдеятелей республики обладал определенной родословной, впрочем, чисто советской. Его отец, Сибгат Хаким, всегда был верным коммунистом. Однако при этом он сыграл большую роль в возвращении наследия татарских классиков, запрещенных в годы сталинизма. Сам Рафаэль стоял у истоков умеренного крыла татарского национального движения в конце 1980-х гг., одновременно работая в идеологическом отделе обкома КПСС. Он поднял на щит Мирсаида Султан-Галиева — лидера национальных коммунистов в 1920-х гг. и сторонника превращения СССР в славянско-тюркскую конфедерацию. Впрочем, татарская мусульманская элита не слишком почтительно называла Султан-Галиева «восточным Маниловым». Идея Татарской союзной республики ушла в небытие, но ее следствиями стали доктрины госуверситета РТ и создание независимого муфтията Татарстана. Тогда повестку дня ему диктовали националы. Рафаэль Хаким написал доктрину «Евроислама». С догматической точки зрения ее не пинал, кажется, только ленивый. В целом она адекватно описывает, как религиозные институты проявляют лояльность (хотя бы внешнюю) светским властям. У теории был один ключевой недостаток — непонимание религии Ислама. Поэтому на конференции в Казани 14 февраля этого года первое шестилетие татарстанского муфтията оказалось в тени забвения.

Хакимов является сторонником того варианта религии Ислама, который на повседневном уровне сложился у татар в годы застоя. Иногда его называют «пьяным Исламом». Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РТ (ДУМ РТ) Валиулла-хазрат Якупов неоднократно называл такой вариант Ислама ересью. Но идеи Хакимова реально существуют как политическая, но не богословская модель. Сила их в отвержении ваххабитских и любых иностранных толков Ислама при опоре на мусульманское наследие самих татар. После вседозволенности 1990-х гг. и фактического контроля иностранцев над целым рядом медресе республики идеи Хакимова стали восприниматься многими. В 1998 году для обучения на основе традиций ханафитского мазхаба в Казани создается Российский Исламский университет. Его ректором становится муфтий Татарстана Гусман-хазрат Исхаков. Мирза Махмутов возглавил кафедру светских гуманитарных дисциплин в РИУ, стремясь придать ему характер нормального учебного центра. Но в результате полноценный вуз не получался. В 2006 году РИУ возглавил историк Ильдус Загидуллин, имевший опыт ректорства в Татарском гуманитарном институте. Почти сразу же РИУ стал точкой противостояния между Хакимовым и муфтиятом, закончившегося победой последнего.

Уже тогда мы высказывали мнение, что это начало волны наступления муфтията. ДУМ РТ победил своих основателей. Осенью прошлого года в отставку был отравлен председатель Совета по делам религий при Кабинете министров РТ, профессор-историк Ринат Набиев. В 1998 году он сыграл большую роль в организации объединительного съезда мусульман республики, на котором муфтием ДУМ РТ и стал Гусман-хазрат Исхаков. Набиев придерживается также позиции опоры на мусульманские традиции самих татар. Муфтият РТ оказывается в предпочтительной позиции. Гусман-хазрат Исхаков не был в Казани в годы жестких политических дискуссий рубежа 1980—1990-х гг. Он всегда выступал в поддержку любых официальных властей. Во время последних президентских выборов в РТ в 2001 году он даже получил замечание председателя Центризбиркома республики за поддержку кандидатуры М. Шаймиева, а ведь церковь по Конституции отделена от государства. Следовательно, духовенству не грозят обвинения в национализме. Между тем, Хакимова лидер «Яблока» Григорий Явлинский в свое время назвал главным сепаратистом России.

В нашей стране меняется не так много. В 1920-е гг. муфтии Центрального Духовного управления мусульман Галимджан Баруди и Риза Фахретдин пришли к выводу, что национальное движение отвергается властями, но религия Ислам получает ряд уступок. Так было фактически и после революции 1905—1907 гг. Современная власть, очевидно, восприняла эту модель в отношении, например, мусульманских учебных заведений. Сегодня их статус признается властями. Весна — пора перемен. Но новое кажется хорошо забытым старым.

Айдар ХАБУТДИНОВ,
доктор исторических наук

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», № 63,
5 11 апреля 2008 — с. 1 - 3

 

Ссылки по теме:

27-03-08 Ушел из ближней жизни академик Мирза Махмутов

11-03-08 Президент Татарстана Минтимер Шаймиев встретился с губернатором провинции Эр-Рияд принцем Салманом

10-03-08 Минтимер Шаймиев выступил в Саудовской Аравии с лекцией о Татарстане и роли Ислама в истории татарского народа

Аналитика по теме:

Российские мусульмане: долгий путь к объединению

И.Ю. Рябков Исламский фактор в построении этнополитических систем Башкортостана и Татарстана

А.Ю. Хабутдинов «Результаты выборов в Государственную Думу в Республиках Татарстан и Башкортостан: факторы доминирования ВПП «Единая Россия»

Чья чалма выше?

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/2355/">ISLAMRF.RU: Весна — пора перемен</a>