RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Социальная роль традиционных религий в современном обществе. Итоги Международной конференции в Санкт-Петербурге

11.04.2008 19:23

9 апреля в Санкт-Петербурге в стенах Государственного музея истории религии прошла международная конференция «Социальная роль традиционных религий в современном обществе». Организатором конференции выступил Санкт-Петербургский совет мира и согласия совместно с Администрацией Губернатора СПб и Федерацией мира и согласия.

Санкт-ПетербургКонференцию вела председатель Санкт-Петербургского Совета мира и согласия Вера Николаевна Бровкина.

Мероприятие открыл депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, д.и.н, профессор Ягъя Ватаняр Саидович, который объявил, что в рамках программы «Толерантность» за 2007 год в Петербурге было проведено 3350 различных акций. Депутат подчеркнул, что правительство Петербурга всеми силами борется с ксенофобией и не допустит распространения в городе скандального фильма «Фитна», как не допустило распространения и перепечатки антиисламских карикатур из Голландии.

Директор музея истории религий Борис Аракчеев подчеркнул, что открытие экспозиции ислама и экспозиции православных святынь Иерусалима также связано с воплощением в жизнь программы «Толерантность». Выставки традиционных религий организованы в музее так, что позволяют человеку окунуться в мир другой религии, создавая живое ощущение посещения иноверческого храма.

Первым из докладчиков был настоятель Князь-Владимировского Собора Петербурга, профессор-протоиерей Владимир Сорокин. Подчеркнув, что слово толерантность не совсем адекватный термин, характеризующий взаимоотношения между конфессиями, призвал использовать слово взаимоуважение. Также Сорокин отметил, что сегодняшние СМИ распространяют заведомо ложную информацию о традиционных религиях, стимулируют появление в обществе различных домыслов и предрассудков. Профессор призвал к созданию единой книги, включающей в себя полную исчерпывающую информацию о социальных доктринах традиционных религий России, которая была бы полезна как государству и правительственным органам, так и простым гражданам страны.

Более подробно на социальной позиции Русской Православной Церкви остановился священник Алексей Балакай из Духовной православной академии, который подчеркнул, что 62 процента населения России православные, и процесс воцерквления продолжается. Алексей Балакай остановился, в частности, на взаимоотношениях церкви и государства. По мнению РПЦ, государство благословляется Богом как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха.

По его мнению, нельзя понимать принцип светскости государства как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей.

Далее священник зачитал десять заповедей коммерсанта. Вот некоторые из них: «Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества». «Богатство - не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа». «Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым». «Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе». «В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты» и т.д.

От лица мусульман Санкт-Петербурга выступил с докладом имам Соборной мечети Джагфар Пончаев. Рассказав кратко об истории мусульманской общины Северной столицы, он в общих чертах обрисовал работу фонда «Возрождения ислама и исламской культуры Санкт-Петербурга и Ленобласти». Подчеркнув, что на пятничную проповедь в мечети собирается до 4 тыс. человек, Пончаев впервые публично объявил о численности мусульман в Петербурге, назвав цифру в один миллион человек. Вместе с тем Джагфар Пончаев не стал углубляться в социальную концепцию ислама, что, к сожалению, сделало его доклад заметно слабее других, тем более, что у собравшейся аудитории был интерес к социальной модели шариата. Это наглядно продемонстрировали дискуссии участников конференции в кулуарах.

Доклад Марка Грубарга, председателя правления Санкт-Петербургской еврейской общины, а в прошлом профессора физико-математического факультета СПбГУ был точным и лаконичным. Главный тезис докладчика – универсализм религиозной доктрины Торы и социальная зрелость иудейского учения, проверенная веками. Подчеркнув, что главная социальная беда России колоссальное разделение на бедных и богатых, Грубарг призвал государство сверять свои экономические программы с учениями и опытом традиционных религиозных конфессий.

По мнению Марка Грубарга, социальные концепции всех монотеистических религий восходят к Богу. Земля – главное богатство человека, отсюда и необходимость справедливого распределения доходов с этой земли. Два главнейших инструмента для восстановления социальной справедливости в древнееврейском обществе были «субботние года», т.е. каждый седьмой год и «юбилейный год» - каждый 55-ый год. На 7-ой год весь собранный урожай отдавался исключительно бедным, а 55-ый считался годом возвращения надела, который был потерян в неравной экономической борьбе, в это же время прощались долги.

В изначальном тексте Торы запрещено ростовщичество, причем как в отношении самих иудеев друг к другу, так и между иудеями и остальными народами.

Подметив, что купеческое сословие в России до революции было значительно нравственнее, чем сейчас и делилось своими накоплениями с народом, докладчик указал на религиозность православных, мусульманских и иудейских предпринимателей, которые носили в душе определенное чувство вины за накопленное богатство.

По словам Грубарга, взаимопомощь внутри иудейской общины, желание поделиться своими деньгами была настолько высока, что раввины запретили отдавать богатым более 20 процентов своих накоплений, чтобы не создавать напряжения в среде родственников богатого человека.

По данным докладчика в Петербурге проживает около 100 тысяч евреев, 25 тысяч из которых, так или иначе, попадают в орбиту деятельности еврейской общины.

Настоятель Санкт-Петербургского буддийского храма Лама Джампа Донъед – бурят по национальности – рассказал о социальной работе, которую проводит буддийская община. Оказалось, что храм помогает финансами молодым семьям после рождения ребенка, проводит бесплатные обеды для всех желающих. По словам  Джампа Донъеда численность буддийской общины России на сегодняшний день не более миллион человек.

Католический священник Петербургского костела испанец Алехандро Корбахо отметил в своем выступлении, что для католической церкви характерно стремление переосмыслять социальные представления религии в связи с изменяющимися потребностями общества. Ссылаясь на Папу Римского Льва 13, Алехандро Корбахо подчеркнул, что католицизму пришлось ответить на все вызовы капитализма и расслоения общества, дав этическую оценку этим явлениям и пытаясь сформулировать для верующих новый поведенческий кодекс во вновь сложившихся экономических условиях. Интересно прозвучала мысль одного из авторитетов католической церкви, предложившего добавить к семи смертным грехам еще и социальные грехи, например, чрезмерное богатство, принудительная бедность, распространение наркотиков, загрязнение экологии и т.д. Содокладчик отца Алехандро Наталья Певцова рассказала о благотворительной деятельности католической церкви в Петербурге.

Во второй части конференции с докладами выступили представители евангелисткой и армянской церквей, ректор высшей религиозно-философской школы, священник Православной духовной академии. Конференция прошла в по-настоящему теплой обстановке взаимоуважения и окончилась принятием совместного итогового документа. Главной идеей конференции, помимо призывов к веротерпимости, можно считать тезис о необходимости большего привлечения традиционных религий к решению социальных и нравственных проблем в российском обществе.

 

Тимур БАТЫРКАЕВ

Санкт-Петербург

 

На фото: Санкт-Петербург (www.fotki.yandex.ru).

 

11.04.2008

 

Ссылки по теме:

11-04-08 Священнослужители предложили привлекать доктрины традиционных религий к решению социальных проблем

27-03-08 В Госмузее истории религий в Санкт-Петербурге открылась постоянная экспозиция, посвященная исламу

26-03-08 В Санкт-Петербурге обсудили роль национальных объединений в общественной жизни

07-03-08 Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга обратились к Президенту с просьбой освободить священников от службы в армии

05-03-08 В Санкт-Петербурге прошел вечер под девизом «Мы разные, и это нас объединяет»

Памятники мусульманам на берегах Невы

Татарское подворье в Санкт-Петербурге. Идея, реализованная столетие спустя (по материалам петербургских архивов)

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/2428/">ISLAMRF.RU: Социальная роль традиционных религий в современном обществе. Итоги Международной конференции в Санкт-Петербурге</a>