RSS | PDA | Архив   Пятница 3 Май 2024 | 1433 х.
 

Современное чеченское общество: социокультурные приоритеты и место в исламском мире

31.07.2008 13:18

Духовное управление мусульман Чечни и ученые вузов республики провели республиканский семинар «Ислам в Чечне: история и современность». Участники встречи рассмотрели темы распространения ислама на территории нынешней Чеченской Республики, его адаптации к этнической культуре на разных исторических этапах, состояния ислама как целостной социокультурной системы в современных условиях глобализации.

В резолюции, принятой по итогам мероприятия, собравшиеся отметили необходимость исследования современных процессов в Чечне в общероссийском и мировом контексте, что позволило бы определить чеченскому обществу основные социокультурные приоритеты и свое место в исламском мире. Мероприятие состоялось в рамках подготовки ко II Международному миротворческому форуму: «Ислам – религия мира и созидания», который состоится в Грозном в октябре т. г.

Ислам в контексте глобализации

После приветственного обращения к участникам семинара 1-го заместителя муфтия ЧР Хамзата Хирахматова, выступил профессор, доктор исторических наук Вахит Акаев. Он расширил заданную в названии семинара тему, акцентируя внимание на состоянии ислама в мире в контексте процесса глобализации:

— Существенная часть исламских стран составляет молодежь, и ее доля увеличивается. В связи с этим возникает вопрос их социализации и успешной адаптации к глобальным процессам, их политической ориентации и поведения… Мусульманский мир для Запада – это политическая хрупкость и взрывоопасность, разнообразие условий быта… В странах исламского мира существует масса проблем, связанных с низким уровнем доходов и поляризацией общества на богатых и бедных.

Так, согласно данным ООН 17 исламских стран считаются наименее развитыми государствами. Западные эксперты полагают: их модернизации мешают широко распространенная нищета, безграмотность, высокий уровень заболеваемости и расслоение общества. Причины заключаются в неразвитости малого и среднего бизнеса, в преобладании государственного сектора экономики, в том, что не проводится приватизация, а средний класс представлен мизерным процентом населения.

Все названные факторы сдерживают создание гражданского общества в этих странах, — сказал Акаев.

— 13 марта 2008 года в столице Сенегала состоялся 11-й саммит ОИК, объединяющей в своих рядах 57 стран, - продолжил он. - Центральным вопросом повестки дня форума был вопрос отставания исламского мира от ведущих развитых держав в таких сферах как наука и новейшие технологии. Страны ОИК в среднем на развитие этих сфер тратят 0,6% от ВВП, когда среднемировой показатель составляет 2,6%. По мнению участников саммита, роль авангарда в развитии науки и технологий могут взять на себя Саудовская Аравия, достигшая значительных успехов в нефтехимии, Малайзия, преуспевшая в аэрокосмической сфере, Турция – в автомобильной промышленности.

Исламофобия на государственном уровне препятствует диалогу культур

Вахит Акаев привел мнение Евгения Примакова, касающееся темы факторов, препятствующих установлению диалога между культурами и цивилизациями: «Есть народы, страны, которые безболезненно вливаются в цивилизационное русло, но при этом сохраняют свою культурную самобытность. Задача – наладить диалог между цивилизациями. И если с Китаем, Японией другими азиатскими странами диалог состоялся, то с мусульманами сложнее. И дело тут вовсе не в религии, а в политике - в попытке связать ислам и терроризм». (Конец цитаты).

Как добавил к словам Примакова Вахит Акаев, исламофобия на государственном уровне препятствует установлению диалога культур и цивилизаций, порождая радикализм, экстремизм и терроризм среди мусульман, особенно в молодежной среде.

Чеченцы выбрали шариат

Декан исторического факультета Чеченского госуниверситета, доктор наук, профессор Муса Багаев рассказал в своем выступлении об этапах распространения ислама на территории Чечни. По его словам, еще в 16 веке в ЧР четко прослеживается наличие трех религий: ислама, христианства и язычества. Багаев привел такой пример: самая древняя надмогильная плита «чурт», обнаруженная археологами на территории ЧР, датирована 990-м годом Хиджры, что соответствует 1582 году. В целом две трети исламских надмогильных памятников относятся к началу и середине 16 века. По данным Багаева и ряда ученых, ислам утвердился в Чечне достаточно прочно к 18 веку.

— Время активного распространения ислама в Чечне совпало с периодом активизации царской политики на Кавказе. Дело в том, что чеченцы не воспринимали методов административного управления царской России, они жили по испытанному веками горскому праву – адатам. Одновременно с трудом соглашались с новыми суровыми шариатскими порядками… В итоге оказались перед выбором: либо исламский шариат, либо царский режим. Выбор пал на шариат. Но отторжение второго вовсе не означало антирусского характера движения чеченцев - оно было антиколониальным. Чем и воспользовались впоследствии шейх Мансур и имам Шамиль, - заметил Муса Багаев.

Ислам как фактор общественной и политической жизни Чечни

Кандидат исторических наук, член Союза писателей РФ Сайд-Хамзат Нунуев заострил внимание собравшихся современном этапе состояния ислама как фактора общественной и политической жизни Чечни. Он предложил создать при ДУМ ЧР межведомственную идеологическую комиссию, призванную оказывать поддержку руководству ЧР в его внутренней и внешней политике.

— В настоящее время в России насчитывается 2 миллиона безработных. Из них 300 тысяч – жители Чеченской Республики. А теперь другая, связанная с предыдущей, статистика. Два-три дня назад из моего родного села Махкеты Веденского района ушли в лес, примкнув к боевикам, два местных жителя. В целом из нашего района туда подались десятки молодых людей. 

Причина в том, что молодежи негде работать. Все эти вопросы должны стать предметом общественного реагирования, причем в самых разных сферах жизни республики. При этом без совместных усилий нам не обойтись, — заявил Сайд-Хамзат Нунуев.

Продолжил тему советник муфтия ЧР Ваха Хашханов:

— Мы читаем лекции в вузах республики, видим неподдельный интерес студентов, глубокую религиозность многих из них. И все же значительная часть нашей молодежи подражает европейским сверстникам. Это тема для размышления, и не только для муфтията, - добавил Ваха Хашханов.

Остальные докладчики заострили внимание присутствующих на аспектах формирования «толерантного имиджа чеченцев в Российской Федерации», на вкладе чеченцев в сокровищницу мировой культуры, несовместимости ислама и насилия. В принятой Резолюции семинара отмечается, что в современной Чеченской Республике «идет процесс социально-экономического восстановления и с ним связано возрождение исламских ценностей и этнических обычаев социума… Ныне ислам становится одним из легитимных факторов общественной и политической жизни ЧР. К его основополагающим принципам, ценностям обращается светская власть, тем самым подчеркивая свою конфессиональную идентичность».

Участники семинара увязали религиозный экстремизм с низким уровнем экономического развития, превращающим мусульман, особенно молодежь в социальных аутсайдеров. Как отмечено в документе, успешность преодоления такой ситуации во многом зависит от темпов социально-экономического развития ЧР, создания рабочих мест, рынка труда, освоения новых технологий во всех сферах экономики.

Зарина ЗУБАЙРАЕВА для IslamRF.Ru

На фото: Грозный, Чечня (http://liveinternet.ru).

18.06.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/3270/">ISLAMRF.RU: Современное чеченское общество: социокультурные приоритеты и место в исламском мире</a>