RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Дамир Мухетдинов: вера, смирение и миролюбие неразрывно связаны со знанием и интеллектуальной просвещенностью

18.04.2016 13:04

Сегодня по поручению муфтия шейха Равиля Гайнутдин первый заместитель Председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов выступил с докладом на III Всероссийской научно-практической конференции «Фахретдиновские чтения» по теме «Коранический гуманизм как основа системы просвещения российского мусульманства в XXI веке», которая проходит в Уфе:

 

Уважаемые организаторы и участники III Всероссийской научно-практической конференции «Фахретдиновские чтения»!

 

От имени Председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, Председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина и от себя лично я приветствую вас братским мусульманским приветствием Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху – Мир Вам, милость Всевышнего и Его благословение!

 

Сегодня мы говорим с вами о серьезных вещах. Наша конференция посвящена кораническому гуманизму как основе системы просвещения российского мусульманства в XXI веке. Я бы хотел сначала немного поразмышлять о термине «просвещение», а затем перейти к рассмотрению конкретных мер, необходимых для осуществления всесторонней программы.

 

Итак, термин «просвещение»... Как известно, само это понятие в том значении, в котором мы его употребляем, было введено во Франции в XVIII веке. Эпоха Просвещения, прежде всего во Франции и Англии, была двоякой: с одной стороны, она принесла рационализм, свободомыслие, развитие науки – все то, что актуально и по сей день; с другой стороны, она обычно ассоциируется с богоборчеством, атеизмом, критикой религиозности. Несмотря на последнее, нельзя не отметить, что необходимость просвещения изначально обосновывалась французскими философами ссылками на Библию. Сам термин «просвещение» развит на основе светового символизма, характерного для Библии и других священных книг авраамической традиции. Все положительное – Бог, Писание, знание, истина, благо, любовь – ассоциируется со светом, а все отрицательное – невежество, страсти, эгоцентризм, ненависть – с тьмой. Таким образом, тот рационалистический импульс, который задала эпоха Просвещения, коренится в авраамической духовной традиции.

 

Вспомним, что в Священном Коране Всевышний назван словом «Свет» (нур): «Аллах – Свет небес и земли… Аллах направляет к Своему Свету, кого пожелает» (24: 35). В другом месте говорится: «Бог – покровитель тех, которые уверовали. Из глубин темноты Он ведет их к свету. А покровители тех, кто отрицает веру, - идолы, ведущие их от света к глубинам темноты» (2: 257). Неверующие, отвергнувшие знамения Всевышнего, сравниваются со слепыми, пребывающими во мраке: «(Положение неверующих) подобно мраку во глубине морской пучины. Его покрывает волна, над которой находится другая волна, над которой находятся (темные) облака. Один мрак поверх другого! Если он вытянет руку, то не увидит ее. Кому Аллах не даровал света, тому не будет света» (24: 40).

 

При этом сам Коран неоднократно называется «Светом»: «О люди! Воистину, вам явилось доказательство от вашего Господа, и Мы ниспослали вам свет (который) ясен» (4: 174). И другие писания авраамической традиции именуются «Светом»: «Мы ниспослали Таурат (Моисею), в котором содержится верное руководство и Свет… Вслед за ними Мы направили Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате. Мы даровали ему Инджиль, в котором были верное руководство и Свет» (5: 44-46).

 

Почему Слово Всевышнего названо «Светом»? Потому что оно несет свет веры и знания, оно просвещает сердца людей, делая их мягкими и восприимчивыми. Вера, смирение и миролюбие неразрывно связаны со знанием и интеллектуальной просвещенностью. Священный Коран является Светом еще и в том смысле, что он содержит ясные знамения, айаты, которые, помимо Книги, даны также во вселенной и в нас самих. Коран является руководством к дешифровке айатов вселенной и айатов в нашей душе. Он содержит в себе всё знание, это настоящая энциклопедия знания. Всевышний говорит: «Мы ничего не упустили в Книге» (6: 38); «Всякую вещь Мы подсчитали в ясной Книге» (36: 12).

 

Таким образом, если мы правильно поймем эти и другие айаты, то увидим, что просвещение в исконном кораническом (или шире – авраамическом) смысле означает просвещение своего сердца светом веры и знания, то есть Словом Божьим, которое отражено в Книге, во вселенной и в нас самих. Подлинное кораническое просвещение предполагает развитие как нравственных качеств – смирения, милосердия, умеренности, человеколюбия и пр. – так и интеллектуальных качеств, в частности всего того, что касается построения интегральной системы знания. Об этом уже шла речь в докладе муфтия шейха Равиля Гайнутдина на II Бигиевских чтениях, так что я не буду повторяться. Отмечу лишь, что, к сожалению, для реализации программы просвещения такого типа мусульманами сделано пока еще очень мало.

 

Итак, я наметил фундаментальные принципы просвещения. Теперь хотелось бы конкретизировать эти базовые положения. Я полагаю, что концептуальной основой системы просвещения должен быть коранический гуманизм. По этой теме написано немало литературы, поэтому я лишь вкратце резюмирую основные положения коранического гуманизма. Можно выделить пять таких положений: братство человечества, убежденность в исконной правоверности человеческой природы, вера во всеобщность божьего водительства, этнический и религиозный плюрализм, вера во всеохватность божественной милости.

 

Первое положение коранического гуманизма – это убежденность в том, что все люди являются братьями. Безусловно, эта идея возвещена Священным Кораном и подтверждена личным примером Пророка (мир ему), который говорил: «О люди, воистину у вас один Господь и один прародитель, а потому нет превосходства араба над неарабом, неараба – над арабом, светлокожего – над темнокожим, темнокожего – над светлокожим, разве только по их благочестию» (Ибн Ханбал). Кроме того, братство человечества всегда подчеркивалось ведущими умами нашей уммы. Напомню прекрасные слова суфия Абу Мухаммада Саади: «Сыны Адама – это спаянные друг с другом, части (одного тела), / Ибо сотворены из одной сущности…  / О, ты, кого не печалят страдания других, – нельзя тебя назвать человеком!». Я убежден, что здесь возвещен высочайший нравственный идеал, к реализации которого мы должны стремиться.

 

Второе положение коранического гуманизма – это убежденность в исконной правоверности человеческой природы (фитра). Айаты Священного Корана и достоверные хадисы однозначно свидетельствуют о том, что люди правоверны по природе и лишь воспитание вносит в их умы смуту. Замечу, что такая убежденность служит противоядием от ненависти на религиозной почве и вообще от ненависти любого типа – мы можем негативно оценивать лишь грех, а не самого человека, который по природе чист.

 

Третье положение коранического гуманизма – это вера во всеобщность божьего водительства. Согласно Корану, Господь всегда наставлял человечество, отправляя к нему посланников. И нет народа, к которому не был бы отправлен посланник (16: 36). Это значит, что все человечество, а не только один или несколько народов, является «богоизбранным».

 

Четвертое положение коранического гуманизма – это вера в этнический и религиозный плюрализм. Согласно Корану, этническое многообразие является Божьим знамением (30: 22), равно как и религиозное многообразие (11: 118-119). Следовательно, стремление к этнической и религиозной унификации является богопротивным делом. Мы должны творчески подойти к факту этого многообразия, сумев извлечь из него позитивные выводы о феномене религиозности, и о роли богооткровенного и человеческого компонентов в этом феномене.

 

Наконец, пятое положение коранического гуманизма – это вера во всеохватность божественной милости. Эта идея возвещается в айате Корана, где Всевышний говорит: «Моя милость охватывает каждую вещи» (7: 156). И она же повторяется в хадисе-кудси, переданном ал-Бухари: «Воистину милость Моя превышает гнев Мой!». Идея всеохватности божественной милости, предполагающая конечное спасение всех людей и признание разных путей к Богу, наиболее ярко возвещена в трудах таких великих ученых, как Мухиддин ибн Араби, Ибн Таймиййа, Ибн Каййим ал-Джаузия и Муса Бигиев. Она как никогда востребована в наше время!

 

Итак, я полагаю, что намеченная выше концепция просвещения, в основе которой лежит принцип коранического гуманизма, в равной мере актуальна и для системы образования, и для работы СМИ, и для издательской деятельности. Учитывая сложность современной ситуации – отсутствие собственной богословской и правоведческой школы, недостаток кадров, низкий уровень образования среди мусульман, низкий уровень знаний об исламе среди немусульман и пр. – я считаю, что в деле просвещения необходимо придерживаться единой стратегии. Концептуальный каркас этой стратегии должна составить идея коранического гуманизма, а конкретные меры по реализации стратегии могут варьироваться. Я убежден, что российским мусульманам не хватает именно концептуального единства в данной сфере. До сих пор не удалось сформировать единого дискурса, который бы транслировался и в систему образования, и в СМИ. Безусловно, ислам по природе плюралистичен и разнообразие мнений должно в идеале приветствоваться, но в трудные времена – во времена, когда отсутствует нормальная система образования, когда мы завалены потоком контрпропаганды со стороны псевдо-исламских течений – необходимо сплотиться вокруг общей идеи. Именно над этим я предлагаю подумать в рамках нашей конференции.

 

В завершение моего доклада хотел бы напомнить одну важную вещь, о которой часто забывают. Когда мы читаем приводившиеся выше айаты о свете, о знании, дарованном людям, то мы вольно или невольно примеряем это к себе. Действительно, ведь так похоже, будто это о нас сказано, что Всевышний направляет к Своему Свету, кого пожелает (24: 35) и выводит уверовавших из мрака к свету (2: 257). Так вот, таким особо «просвещенным» нечего и говорить о просвещении; человек, считающий себя пупом земли, не испытывает потребности в просвещении. Он и так просвещен, а все остальные – во тьме неверия. К сожалению, такая эксклюзивистская и эгоцентрическая позиция является основой невежества и в конечном счете – неверия.

 

Более взвешенный подход предлагает Абу Хамид ал-Газали в «Воскрешении наук о вере». Перечисляя правила чтения Корана, он пишет, что одним из важнейших правил является отречение (табр?): такая установка предполагает, что человек относит к себе айаты, посвященные осуждению неверных и нерадивых, а айаты, упоминающие праведных, относит к другим людям. Ал-Газали проницательно замечает: «Кто в близости своей от Бога почувствует, как он далек от Него, тому, страшащемуся, Бог явит милость за его страх, чтобы он возвел его на другую, более высокую степень близости. А кто, пребывая в отдалении от Него, ощутит близость к Нему, тот обманется покоем (безопасностью), которая отодвинет его на более низшую степень, чем та, на которой он был». В контексте нашей дискуссии это значит, что не следует переоценивать себя. Каждый должен спросить себя – насколько он сам нуждается в просвещении? Очевидно, просвещение нужно начинать с себя. И это тоже один из принципов, которого нам следует придерживаться в нашей работе.

 

18 апреля 2016 г., Уфа

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/39266/">ISLAMRF.RU: Дамир Мухетдинов: вера, смирение и миролюбие неразрывно связаны со знанием и интеллектуальной просвещенностью</a>