RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

От революций к реформам

26.11.2007 15:29

Свобода выбора по-российски

Ноябрь — последний осенний месяц — всегда был насыщен событиями. Ведь уже закончились полевые работы, но зимние морозы еще не загнали людей под крышу. Именно на ноябрь приходится Юрьев день — те две недели, когда российские крестьяне могли выбрать себе новое место обитания и нового хозяина. Но российский опыт свидетельствует, что если хозяин был хорош, то от него не уходили. Выборы в Госдуму 2 декабря вряд ли изменят это правило. Это вовсе не значит, что крестьяне в старой России не добивались своих целей. В общем и целом были они сыты и здоровы, хватало им и земли. Не рвались они и в ряды служилых людей, так как не хотелось им участвовать в постоянных войнах и служить на пограничных рубежах.

Сегодняшние россияне так же хотят от властей, прежде всего, стабильности. Поэтому так и высок рейтинг лично Президента В.В. Путина. Но эта стабильность предполагает наличие собственного жилья, зачастую автомобиля, возможность отдыхать, где хочется, или хотя бы шесть соток и полный холодильник. Наличие этого «джентельменского» набора гарантирует спокойную жизнь не только его обладателю, но и в целом властям. Наоборот, если молодежь финансово не обеспечена, то она все чаще уходит в подполье. Северокавказские сюжеты на этот счет практически не сходят с сайтов. И здесь уже не важно, сколько процентов проголосовало за правящую партию, а могут ли представители разных народов России ужиться вместе. Рассказы о бандах, терроризирующих русское население в Туве и Бурятии, доказывают: межнациональная напряженность не является следствием того, что в регионе преобладают мусульмане.

Спокойствие всерьез и надолго

Материальное благополучие замечательно в той стране, где старшее поколение помнит голод 1940-х годов, а среднее — пустые полки эпохи перестройки. Но не хлебом единым жив человек. Радикальные группировки под самыми разными лозунгами весьма активны в столицах, да и в нефтяных регионах, где доходы в разы выше, чем в Центральной России. Только развитое гражданское общество в состоянии удержать своих членов от актов насилия в отношении сограждан и властей. Ведь 90 лет тому назад всеобщее озверение в отнюдь не умирающей от голода стране стало одной из основных причин падения государства. Об этом четко писали как философы, так и писатели. До революции чиновники жестко руководили населением, но в момент кризиса ни циркуляры, ни полиция не способны остановить народную волну. Поэтому III Всероссийский мусульманский форум в этом году получил название: «Ислам в России — гарант стабильности российского гражданского общества».

Участники форумов меньше всего хотели бы оказаться в роли того пастуха, который ложно кричал о приходе волков, а когда те явились, ему уже никто не поверил. Среди национальных и религиозных деятелей нерусских народов нашей Родины некоторые уже 20 лет эксплуатируют тему униженных и оскорбленных собратьев. Вначале они были за союзную республику, потом за независимость, затем за суверенитет в составе России, а теперь не борются и против политики централизации. За эти годы они получили теплые местечки исключительно на критике властей всех уровней. При этом они всегда рядом с правителями, получая от них те или иные подачки. Чем больше ваххабитов, хизбутов и неофашистов, тем лучше. При этом, все народы, кроме их собственного, всегда неправы, так как не признают величие их народа. Особая их песня о главном — это поучения в адрес муфтиев и имамов. Лучше бы они выучили арабский шрифт и прочли памятники великого мусульманского наследия наших предков. Поэтому люди не хотят верить таким пастухам, хотя они пытаются из себя изобразить лидеров нации. До Гаспринского и Топчибашева, Максуди и Баруди им бесконечно далеко. Те занимались реальными делами, а «гениальные планы» наших современников бесконечно далеки до реализации. Но виноваты у них всегда другие.

Поэтому организаторы форумов с 2005 года сплотились на реализации конкретных планов и на сотрудничестве со всеми разумными силами, включая власти, на этом пути. Если сейчас российские власти во главе с Президентом В.В. Путиным решили вопрос о признании государством дипломов религиозных вузов, то мы работаем над наполнением этих вузов содержанием. Если ректор РИУ в Казани бывший научный атеист Р. Мухаметшин, за почти двадцать лет на поприще исламоведения, по его же словам, не создал ни одного учебника для мусульманских вузов, то нижегородцы уже выпустили целую серию работ по ханафитскому мазхабу всего за несколько лет. Тафсир Абдуллы Юсуфа Али, объемом в 1800 страниц является достойным завершением этого айсберга. В Нижнем Новгороде выходят и единственный в России журнал мусульманской доктрины «Минарет» и аналитический альманах «Ислам в современном мире». Да, много времени уходит на организационные вопросы, так как реально работающих специалистов по российскому Исламу (включая царские времена) очень мало. Но сегодня мы можем утверждать, что на последнем московском форуме объединились мусульмане не только Волго-Уральского региона, но и представители Сибири, Северо-запада, Северного Кавказа, Азербайджана, Центральной Азии. Проект серии энциклопедических словарей по Нижегородчине и Москве прирастет не только изданиями по Татарстану и Башкортостану, но и Кавказу, Уралу, Центральной России, Поволжью. Российским мусульманам для объединения нужно увидеть свое собственное лицо, не искаженное исламофобской риторикой.

Этот кропотливый ежедневный труд не дает возможности ездить надолго на курорты или участвовать в бесконечных протокольных мероприятиях. Чисто физически эта работа выматывает, но если ты видишь в ней выполнение воли Аллаха, то это не страшно. И если кто-то выходит из команды, то эти издания, предназначенные, прежде всего, для образованной молодежи, все равно будут выходить. Ведь молодежи так не хватает морально-нравственных ориентиров. Сегодня все больше молодых успешных людей обращаются к религии, выделяют деньги на наши проекты. Они понимают, что материальный успех — это бремя, данное Аллахом. Деньги можно потратить только на собственные нужды, но придется отвечать в другом мире. Ведь Аллах — владыка обоих миров.

Эти бизнесмены профинансировали более сотни изданий, многие из них учебные. Сегодня, когда существует программа создания учебников для исламских вузов, мы составили десятки наименований, опирающихся на те работы, которые уже вышли в свет в Нижнем Новгороде.

Поэтому, когда говорится о создании гражданского общества в России, о необходимости государственной поддержки общественно значимых проектов мы целиком поддерживаем линию властей. Однако мы считаем, что эти деньги нужно выделять не на песни и пляски, а на формирование гражданской культуры. Моральные ценности закладываются не в концертных залах, где цена билета — четырехзначная сумма, а в студенческих аудиториях, библиотеках, мечетях, на форумах и сайтах Интернета. За прошедший год деятельность четырех фондов, особенно Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования доказала, что всегда лучше тратить деньги на образовательно-просветительные программы, чем на борьбу с экстремизмом среди мусульман. Мы очень благодарны всем нашим спонсорам. Мы рады, что наша старая идея победила, и стало понятно, что российскую государственность лучше укреплять не яйцами Фаберже, а мусульманской догматикой.

Время идти вперед

Что ожидает нас в будущем году? Принципиальный характер носит идея не только о признании государством дипломов мусульманских вузов, но и превращения вакфов в один из видов собственности. Ведь негосударственные вузы нужно экономически обеспечивать, а мусульманская традиция запрещает брать плату за обучение и проживание. Этой лазейкой пользовался ряд зарубежных фондов, которые в 1990-е годы фактически становились хозяевами ряда российских медресе. Если эта поправка войдет в гражданский кодекс и в соответствующее законодательство об имуществе, это будет важнейшей победой здравого смысла. Ведь уже в золотоордынские времена монастыри и церкви получили права вакфов, то есть их собственность не облагалась налогами и не отчуждалась. Ликвидация вакфов, материальная необеспеченность, а, следовательно, оппозиционность мусульманского духовенства внесли свой вклад в восстания, терзавшие Волго-Уральский регион от 1550-х годах вплоть до Пугачевского бунта. Наоборот, признание вакфов во многом обеспечило мирное развитие на вошедших в Россию территориях Крыма, Кавказа и Туркестана. Монастырская собственность восстановлена, а в отношении вакфов до сих пор действует законодательство времен сталинской «безбожной пятилетки».

Важнейшим стало решение Совета муфтиев России приступить к разработке проекта и формированию Совета улемов. Соответствующую комиссию возглавил председатель ДУМНО Умар Идрисов. Это решение еще I Всероссийского мусульманского форума, прошедшего в 2005 году, близко к реализации. Действительно, мусульмане должны быть уверены, что они проголосовали за партию и кандидата в президенты, чья политика не ущемляет их права. Не секрет, что равнодушие к будущим выборам, особенно среди молодежи, уже достигло значительных размеров. Будут ли они признавать чуждую им власть? Поэтому Совет улемов должен будет объяснять, в частности, самим мусульманам, какие права и обязанности они имеют в сегодняшней России.

Мало кто сомневается, что мусульмане примут активное участие в предстоящих выборах. Но жизнь не состоит только из избирательных циклов. Только реализация социальных, религиозных, национальных потребностей обеспечивает стабильность для граждан страны и всего государства. 90 лет назад наша Родина сорвалась с пути эволюционного развития, но мы верим, что граждане сегодняшней России сохранят стабильность и мир в государстве.

Дамир Мухетдинов


В ТЕМУ

Из выступления председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области, президента Фонда имени имама Абу-Ханифы Умара Идрисова на церемонии открытия III Всероссийского мусульманского форума 1 ноября 2007 года в Москве:

Мы входим в XXI век — век высоких технологий, высоких скоростей, и вынуждены шагать в ногу со временем, ибо движение — есть жизнь, а промедление смерти подобно. Но вместе с тем перед нами стоит не менее насущная проблема — проблема сохранения своей культуры, своей веры в море огромных соблазнов. Поэтому лишь с опорой на тысячелетние морально-нравственные основы Ислама мы сможем достойно преодолеть несметные вызовы новой эпохи. Мусульманское сообщество России беспокоит множество проблем и среди них проблема создания адекватной современным вызовам системы исламского образования, а также проблема исламофобии и неразрывно связанная с ней проблема объективного восприятия Ислама, его мирной и созидательной сути. Поэтому мы поддерживаем введение в школах курса по истории религий, и, прежде всего, 4 традиционных конфессий России: Православия, Ислама. Буддизма и Иудаизма. Непонятны нам препятствия, выдвигаемые властями целого ряда регионов, в деле строительства мечетей. Например, сегодня в Краснодарском крае нет ни одной мечети. Встает вполне закономерный вопрос о том, где же будут молиться спортсмены-мусульмане во время Олимпиады в Сочи? Все это требуют ответов, которые невозможно откладывать в долгий ящик, и на которые мы должны совместно искать и непременно находить правильные ответы. Ведь это проблема не отдельной олимпиады, а проблема нашего с вами будущего и будущего наших детей.

Мы устали от бессмысленного кровопролития и конфликтов, хотя напряженность и насилие на Северном Кавказе и в ряде государств, прилегающих к российским границам, продолжается. Это ведет к перемещениям населения. Поэтому важнейшей проблемой является адаптация внутренних и внешних мигрантов. С одной стороны, они должны уважать образ жизни местного населения, с другой — быть защищены от произвола чиновников и ксенофобских выходок местных экстремистов. Но, тем не менее, вопрос с мигрантами остается открытым, так как этот процесс происходит во всем мире, он будет нарастать и у нас. И те, кто к нам придут из бывших, некогда братских Республик СНГ, — уже не те советские интернационалисты, близкие нам по воспитанию и духу, хотя, возможно, и владеющие русским языком, а носители некой локальной культуры, еще не готовые влиться в российское общество. И поэтому, поддерживая отношения со странами СНГ, нашими бывшими согражданами, мы должны еще сильнее сплотить наше российское единство и развивать евразийские черты.

 "Медина аль-Ислам" № 20 (44) 23-29 ноября, 2007

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/990/">ISLAMRF.RU: От революций к реформам</a>