RSS | PDA | Архив   Среда 24 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Гаяз-хазрат Закиров: от первого лица

13.02.2009 17:19

  2 ноября на Курултае нижегородских мусульман и духовенства главный имам-хатыб соборной мечети города Дзержинска Гаяз Салихович Закиров был избран председателем Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО). Об этом сообщил наш сайт, сопроводив новость краткой биографической справкой, в которой перечислялись сухие даты и факты из жизни только что избранного председателя. Фигура Гаяз-хазрата сразу привлекла широкое внимание общественности, которой скромной десятистрочной биографии оказалось мало; всем хотелось узнать подробнее о жизненном пути и духовном служении нового лидера нижегородских мусульман. За подробностями мы обратились к Гаяз-хазрату. Предлагаем вашему вниманию его рассказ о себе.

 

Детство и юность

 

Обычно биография начинается с даты рождения. Где родился, когда родился… Родился я 25 сентября 1955 года в деревне Ишеево Горьковской области, тогда еще Арзамасской области. Родился в простой советской семье, трудовой, рабоче-крестьянской, как тогда говорили.

 

Жили мы небогато. Ни газа, ни электричества не было. Дедушка с бабушкой, отец с матерью, нас пятеро детей, - жили одной большой дружной семьей. Домик небольшой, соломенная крыша, топили кияками…

 

Сколько я себя помню, всю жизнь работали. Сегодня молодежь даже не знает, что такое трудодни. А мы тогда работали за палочки, за галочки.

 

Трудовую деятельность, как многие крестьянские дети, начал рано. Лет в двенадцать мы уже работали наравне со всеми. Нас считали уже взрослыми, самостоятельными.

 

В деревне была начальная школа. Четыре класса. Для продолжения обучения мы ходили в соседнее село Базлово, где была восьмилетка.

 

Это были национальные школы, как и во всех татарских деревнях того времени. Все предметы преподавались на татарском языке, в том числе точные и естественные науки: арифметика, физика, химия… Русский язык не выделялся среди других предметов. Скорее, он был как иностранный. Каждый день у нас были два предмета на русском – язык и литература.

 

По окончании восьмилетки перед выпускниками встал вопрос: куда идти? Продолжить ли обучение в русской школе, где были девятый и десятый классы, или пойти в ПТУ? Многие из моих одноклассников выбирали ПТУ. Шли учиться кто на тракториста, кто на шофера.

 

В 60-е годы особенно массовым стал отъезд молодежи в город. В деревнях было жить тяжело. Постоянная работа, тяжелый труд. Работали и в праздники и в выходные. То на себя, то на колхоз. Мы все время ходили в телогрейках, в спецовках. А из города люди приезжали чистенькие и красивые. Такой контраст был! Вот и стремились молодые люди в город, за новыми впечатлениями, новыми знаниями, к новой жизни. Не зря же говорят в народе, «рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше».

 

С детства мы воспитывались в исламских традициях, в традициях своего народа. Не буду лукавить, намаз мы тогда не читали, только бабушка с дедушкой, но ураза, пост – для нас это было святое. В месяц Рамазан постились всем семейством. Слова «бисмилляхир-рахманир-рахим» впитали, можно сказать, с молоком матери. Произносили их перед каждой трапезой. Слова волшебные. Если ты их не произносишь, то можно было и ложкой по голове схлопотать. Если не наелся, значит, «бисмилля» не говорил, значит с тобой шайтан кушал.

 

Религиозные праздники были для нас очень важными. В эти дни мы могли даже в школу не пойти, и родители закрывали на это глаза. Хотя в целом они придерживались очень твердой позиции по отношению к обучению, образованию, разделяя точку зрения вождя мирового пролетариата: учиться, учиться, учиться! Для детей же самое главное, чтобы лишний выходной себе устроить, школу прогулять.

 

Месяц Рамазан был для нас одним большим праздником, праздником длиной в месяц. Всегда ждали его с нетерпением. Бывало, идешь вечером по деревне, с самого утра во рту маковой росинки не было, а вокруг такие запахи витают! Дома стол ломится от яств. Непередаваемые ощущения. И такое праздничное настроение царило в деревне на протяжении всего месяца!

 

С самого раннего возраста нам объясняли, что такое грех, что такое благодеяние. Бабушка с дедушкой воспитывали на собственном примере. То, что они говорили, они этого сами придерживались. Пост держали. Намаз читали. «Бисмилля» говорили.

 

Пост я начал держать лет в десять-двенадцать. Никто нас не заставлял. Говорили, что пост – это савап, благодеяние, но никогда не принуждали к этому.

 

У меня дедушка был с 1902 года рождения. В свое время он учился в медресе. Умел читать и писать по-арабски. У нас в доме очень много книг было. На арабском. Мы всегда думали, что это Коран и богословские тексты. Оказалось, что это художественная литература. Произведения Тукая, Гафури… Именно по этим книгам я начал осваивать чтение арабской вязи. Желание уметь читать по-арабски выросло из простого любопытства. Ведь раньше, до 1927 года, татары использовали для письма арабскую графику. Бывало, найдешь, где-нибудь на чердаке письмо или документ. Кто это писал? Что там написано? Интересно.

 

Потом, после службы в армии, работы на заводе позабылось все. Пришлось заново открывать для себя арабский уже в 80-е годы.

 

9-10-й классы я закончил в русской школе, которая находилась в селе Спасском. Нас было четыре человека, которые пошли учиться в русскую школу. Мы считались лучшими учениками школы. Я восьмой класс окончил с двумя четверками. Одна из них была по русскому языку. Русский вообще у многих был слабым. Сказывалось отсутствие языковой среды. Ведь постоянно общались только на татарском.

 

Я понимал, что если хочешь чего-то добиться в жизни, то русский нужно выучить обязательно, ведь это доминирующий язык в нашей стране, на нем общается большинство наших граждан. Поэтому и пошел учиться в русскую школу.

 

После школы меня призвали в ряды вооруженных сил СССР.

 

Армия

 

В армии я служил в Одессе. Два года. С 1973 по 1975-й. Попал в так называемый «осназ» – войска особого назначения. Занимались радиоразведкой. Для этого на протяжении полугода, мы интенсивно учили английский язык. Требования были достаточно жесткие. После того, как мы изучили основы языка, нам давали задания прослушивать определенные передачи, разговоры, в которых мы должны были вычленить за сутки около 50 новых слов.

 

Армия дала мне много хорошего. Практику русского языка. Чувство локтя. Здоровый образ жизни. Любовь к спорту. К порядку. Для меня армия – это школа мужества, терпения, дисциплины. Я научился ценить время. В армии ведь все строго по графику. Вот здесь зарядка, здесь сон, здесь занятия, здесь личное время. Это очень хорошая школа для юношей.

 

Мне повезло, что я попал в «осназ», и мне вдвойне повезло, что я служил в Одессе. С одесским бытом, с одесским юмором мы сталкивались на каждом шагу. Умение шутить, а не язвить, умение понимать шутки – полезная наука, которую мы постигали в общении с одесситами.

 

Не знаю как сейчас, а тогда среди одесситов было много евреев. В еврейской музыке часто используются мотивы тех одесских песен, под которые мы отплясывали на дискотеках и вечерах. С этим связан один интересный случай.

 

Три года назад в Дзержинске открывали синагогу. Приехали ребята, которые играли религиозную еврейскую музыку. Которая была один в один похожа на ту, что мы слушали в Одессе. Вспомнилась молодость. Армия. Одесса. Я сказал им об этом, а они засмеялись, и говорят: да, это оттуда.

 

Одесса – это окно в большой мир. Порт. Привоз. Местные жители говорили, что все можно достать в Одессе, даже атомную бомбу, только в разобранном виде. По набережной прогуливаются моряки из разных стран. Другая речь. Другая культура. Для меня, молодого человека, который кроме своей деревни ничего не видел, - это была целая вселенная.

 

Институт

 

В институт поступал уже после армии. Сначала я хотел поступать в медресе. Еще до армии мы с отцом были в Бухаре, в Самарканде. Нам говорили, что попасть туда очень сложно. Поэтому принял решение поступать в вуз, в ВЮЗИ, Всесоюзный юридический заочный институт. Он располагался во втором корпусе Педагогического университета, напротив Кремля. Английский после армии у меня был на хорошем уровне. Кроме того, мне всегда больше нравились гуманитарные, а не точные науки.

 

Проучился полтора года. Одновременно работал. Потом женился. Появились дети. Так мне и не удалось институт закончить.

 

Семья

 

Сейчас мы живем втроем: я, жена Разия и дочь Гельсу. Сын Ринат закончил Волго-Вятскую академию государственной службы. Работает в органах внутренних дел. Женат. Внучке уже девять лет. Дочь закончила Педагогический университет, работает в одной из стоматологических клиник города в Отделе кадров. Жена, как принято сейчас говорить, домохозяйка. Звучит куда красивее, чем пенсионерка. (Смеется)

 

Служение

 

С 1977 года живу в Дзержинске. Больше 20 лет работал на заводе, на химии. Параллельно занимался тем, что мне нравилось, к чему было призвание – татарской историей, литературой, изучал ислам. Каждую пятницу не получалось приходить в молитвенный дом из-за работы, но в праздники обязательно отпрашивался, отмечал их вместе с другими мусульманами – это святое.

 

В конце 80-х я узнал, что в Горьком появился новый имам Умар-хазрат Идрисов. В 1987 году мы с ним познакомились, и я стал одним из его первых учеников. Тогда у нас сфомировался небольшой кружок, из которого вышли в том числе нынешний председатель Совета улемов ДУМНО Дамир-хазрат Мухетдинов, проректор по научной работе Российского исламского университета (Казань) Рустам Батров.

 

В то время я писал много статей в газету «Дзержинец» о татарской культуре и языке, о мусульманах, об исламе.

 

Однажды ко мне пришли наши бабаи и попросили написать письмо в газету с просьбой выделить мусульманам помещение под молитвенную комнату. Нам разрешили тогда купить дом в поселке Пушкино.

 

В 1994 году после смерти нашего имама Фаизрахман-хазрата Бадретдинова, Умар-хазрат предложил мою кандидатуру на его место. Так началось мое духовное служение, которое длится уже пятнадцать лет.

 

Сначала власти смотрели на нашу деятельность сквозь пальцы: занимаются люди каким-то делом, ну и пусть себе занимаются. А потом наступили другие времена. Мэр города стал выборным, депутатов надо было выбирать. А здесь татарская, мусульманская община проживает, поддержкой которой можно заручиться. Они стали приходить к нам. Обещали нам помощь в ответ на нашу поддержку. Это были первые шаги к взаимовыгодному и плодотворному сотрудничества с властью. Сегодня нас признают, нас приглашают на все мероприятия, помогают, по мере возможности, решать наши проблемы, присутствуют на наших мероприятиях. Существенную помощь нам оказывает мэр города.

 

Сейчас нам выделили новое место под мечеть – 6400 квадратных метров. Хотим на этом месте построить религиозный центр. Работы уже начались. Даже глава города выделил нам на строительство 350 тысяч рублей.

 

Я всегда чувствовал помощь со стороны Духовного управления, со стороны его бывшего председателя Умара-хазрата Идрисова.

 

Уход Умара-хазрата явился для меня полной неожиданностью, несмотря на то, что я знал, что он способен на такие экстраординарные шаги. Вместе с тем, я также знаю, что Умар-хазрат прежде чем что-то сделать, тщательно все обдумает. Он из тех людей, которые при совершении поступков руководствуются народной мудростью «Семь раз отмерь, один отрежь». Видимо, это решение зрело в нем давно.

 

Я узнал о решении Умар-хазата примерно за месяц до проведения Курултая духовенства и прихожан приходов-махаллей Нижегородской области. Тогда же мне предложили выдвинуть свою кандидату на пост председателя ДУМНО.

 

Честно говоря, я несколько дней думал над этим предложением. С одной стороны, открываются широкие горизонты для деятельности, с другой – колоссальная ответственность. Кроме того, было очень жаль покидать свое детище. Только-только заложили вторую мечеть, дела пошли в гору.

 

Я не стремлюсь на этом поприще сделать какую-то карьеру. Задача имама- служение людям, служение Всевышнему, служение Отечеству. Какой бы пост мы не занимали, где бы не находились, мы остаемся простыми имамами, религиозными деятелями, которые ратуют за мир, добро, счастье, справедливость.

 

Даже мусульманское приветствие «ас-саляму алейкум» переводится как «мир вам». Само слово «ислам» является однокоренным со словом «салям», что значит «мир». Мы хотим, чтобы был мир – в наших домах, в наших душах, в нашем Отечестве.

 

Первое, что я намерен сделать в ближайшее время – это объехать все приходы области, чтобы уже на месте ближе познакомиться с их проблемами, трудностями. Хотя проблемы эти, в общем, известны: это вода, газ, свет, тепло, нехватка средств, опустение деревень, закрытие национальных школ.

 

Главная цель, которая стоит передо мной – продолжать дело Умара-хазрата, последовательно реализовывать те задачи, которые он поставил перед ДУМНО, когда занимал пост председателя.

 

Национально-культурная автономия

 

Основной костяк мусульман в нашей области всегда составляли татары. Поэтому моя деятельность в качестве имама не мешала тому, чем я занимался на протяжении многих лет – работе по сохранению языка и культурного наследия татарского народа. Напротив, эти сферы взаимно обогащали друг друга.

 

Я возглавлял проведение сабантуев, концертов, праздничных мероприятий одновременно и как имам и как руководитель татарской общины города Дзержинска.

 

В 2004 году я был избран председателем Совета Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области (РНКАТНО), а в марте прошлого года был переизбран в этой должности на второй срок. Тогда я даже не предполагал, что осенью возглавлю областное Духовное управление мусульман.

 

В феврале в Нижнем Новгороде мы проведем заседание Совета автономии, на котором изберем исполняющего обязанности председателя Совета РНКАТНО. Невозможно совмещать два ответственных поста, предполагающих огромный объем работы, и при этом не навредить ни одному из направлений деятельности.

 

На протяжении почти пяти лет я не покладая рук трудился на благо нижегородских татар. Чтобы дело не зачахло, а продолжало жить бурной, насыщенной, яркой жизнью, я считаю, что будет правильно, если я покину пост председателя Совета РНКАТНО, передав руководство Советом достойному, столь же трепетно относящемуся к татарскому языку, культуре и традициям, преемнику.

 

Отечество

 

Мы дети нашей Родины. Российской Федерации. У нас нет другой страны. Мы тысячелетиями проживаем здесь, рядом с русскими, рядом с православными. Они наши братья не на словах, а на деле.

 

Как говорил Тукай:

 

На русской земле проложили мы след.

Мы чистое зеркало прожитых лет.

С народом России мы песни певали,

Есть общее в нашем быту и в морали.

Во веки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить.

 

Твердо придерживаюсь позиции, что Россия – это многонациональное и поликонфессиональное государство, и наш общий дом, поэтому я намерен активно работать на укрепление толерантности в российском обществе, претворение в жизнь прав и свобод, дарованных нам Конституцией РФ, которая говорит о свободе вероисповедания и равенстве всех народов России.

 

Если мы воспитаем настоящих верующих мусульман, они не будут ни террористами, ни убийцами, а будут законопослушными гражданами своей страны, ибо Пророк Мухаммад говорил: «Хуббу-ль-ватан мин-аль-иман» т.е «любовь к Отечеству является частью веры».

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/umma/faces/7151/">ISLAMRF.RU: Гаяз-хазрат Закиров: от первого лица</a>